КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.П. Драгоманов и И. Я. Франко
Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода. Социально-политические взгляды деятелей Кирилло-мефодиевского общества. П. Д. Юркевич Классический период в развитии украинской философии связан по времени с борьбой украинского народа за национальное освобождение и расцветом культуры. В CUI веке в Украине распространяется деятельность Острогского научно-просветительского центра. CUII век- это время деятельности братств и основание первого высшего учебного заведения – Киево-Могилянской академии. Украинская культура этого времени развивалась в процессе органического освоения на основе достижений киево-русской духовности идей западноевропейского Ренессанса, Реформации, культуры Барокко. В сфере истории философской мысли наиболее сущностным результатом было формирование теоретического мышления как отрасли украинской культуры. Ярким проявлением этого есть философия, которая преподавалась в курсах Киево-Могилянской академии. Весомое место в системе философии профессоров Киево-Могилянской академии принадлежит натурфилософии, гносеологии, логике, психологии, этическим и эстетическим проблемам человека. Киево-Могилянская академия сыграла видную роль в развитии не только украинского народа, но и других восточнославянских и южнославянских народов. Воспитанником Киево-Могилянской академии был Г.С. Сковорода /1722-1794/. Его философское учение является вершиной в развитии классического периода отечественной философской мысли. Г.С. Сковорода активно исследует философию жизни, проблему человеческого счастья. Главным в человеке являются не теоретико-познавательные способности, а эмоционально-волевая сущность человеческого духа – “сердце” человека. В своих взглядах Г.С. Сковорода исходил из идеи существования двух натур: видимой и невидимой. Видимая натура- это мир материальный, мир вещей, земля и т.п.; невидимая- это дух, истина, вечность, Бог. Автор выдвинул концепцию трех миров, согласно которой мир делится на три реально существующие части: ”макрокосм» - природа, материальный мир, который состоит из множества миров; ”микрокосм” - человек в совокупности всех своих связей и отношений; мир символов – духовная жизнь, основу которой составляет Библия. ”макрокосм” и ”микрокосм” не созданы какой-либо сверхъестественной силой, это закономерное продолжение общей природы. Третий мир-совокупность символов, которые обеспечивают познание невидимой натуры, т.е. Бога. Это-Вселенная, “мир миров”. В человеке истинной является невидимая натура, а телесный человек есть только тень. Человек становится настоящим человеком только тогда, когда достигает своей духовной сущности. Поскольку макро- и микрокосм едины, то познание, согласно Г.С. Сковороде, является аналогом самопознания. Таким образом, осуществляется самопознание, человек тем самым постигает закономерность мира в целом. Своеобразно раскрывает Г.С. Сковорода взаимоотношения человека и Бога. Невидимая натура является основой тождества человека и Бога. Поэтому самопознание и познание есть не что иное, как Богопознание. Познавать мир, – значит, учится с помощью разума видеть за видимым невидимое. Г.С. Сковорода наделяет каждый из этих миров внутренней духовной и внешней материальной природой. Внутреннее, духовное является действительным Богом. Истина в человеке есть Бог. Он не тело, а дух его, сознание, воля, мир внутренних убеждений. За миром символов Г.С. Сковорода пытается установить духовную сущность человека, идеал человеческих взаимоотношений, ибо именно они, на его взгляд, определяют социальный прогресс. В основе жизни людей находится идея “сродного труда”, которая должна соответствовать внутренней природе и способностям человека. Бог Г.С. Сковороды сливается с природой. Философ считает, что мир-это есть материя, которая вечна, не имеет границ и бесконечна в пространстве и времени. Он рассматривает “Библию” творчески, стремится найти в ней рациональный смысл. В философии Г.С. Сковороды видное место отводится теории познания, обнаруживаются в ней и глубокие мысли относительно развития мира. Особенно ярко изображает Г.С. Сковорода праздность, паразитизм господствующих кругов, раскрывает обнищание и бесправие трудящихся. Общественный идеал Г.С. Сковорода усматривал в “горной республике”. Это страна, в которой взаимоотношения между людьми должны строиться на основе их духовной природы, высокой морали, свободы и равенства. Видную роль в развитии социально-политической мысли в Украине сыграло Кирилло-мефодиевское общество – тайная политическая организация, образовавшаяся в декабре 1845-январе 1846 г. и просуществовавшая до марта 1847 года. Основной задачей общество считало ликвидацию самодержавия, крепостного права и сословий, объединение славянских народов в федеративную республику с парламентским строем и с предоставлением каждому народу равных прав и широкой политической автономии и т.д. Либералы / В.И. Белозерский, Н.И. Костомаров, А.М. Маркович и др./ ратовали за социальные реформы, мирную пропаганду идей общества, христианскую покорность, были противниками идеи революционного переворота. Они утверждали, что украинская нация являет собой особое единство, проникнутое духом равенства и братства, умалчивали о классовом антагонизме внутри украинского народа, считали, что украинский народ как мессия призван повести за собой славян к объединению. Т. Г. Шевченко и другие отрицательно относились к идее “мессианской роли” Украины среди славян, призывали к республиканскому объединению славян. Значительное влияние на формирование украинской и русской философской мысли, снабжение ее с европейской философской культурой имело творчество П. Д. Юркевича/1827-1874/. Особое внимание он уделил естественным наукам, применимости приемов эмпирического исследования в изучении психологии и наук о духе. В его трудах развитие философской мысли рассматривается как сложный, многоплановый процесс. Резкой критике ученый подвергал односторонность, механистический материализм. К оценке материализма П.Д. Юркевич подходил с позиций творческой философии. В своих трудах он не менее резко критиковал идеализм. Недостаток, как материализма, так и идеализма он усматривал в игнорировании конкретного, индивидуального. В своей философской концепции П.Д. Юркевич особое значение придавал идее. Он расширил понятие идеи путем выведения за рамки чистой гносеологии. Идея необходима не только философскому познанию, но и естествознанию. Естественные науки, так или иначе, подчиняются руководящему свету идеи, которая не существует подобно тому, как существуют материальные объекты, психические явления, а выступает всего лишь “мыслимым”, тем, чем должен быть предмет; это-идеал, норма. Переход от идеального бытия к действительности осуществляется не только через идею Гегеля, “сущность” Платона, но и через деятельность личности с ее духовностью, душой, сердцем как центром духовности. П.Д. Юркевич, развивая украинскую традицию, обосновывает философию познания, не ограничиваясь только рациональной стороной, т.е. деятельностью разума, мышления. Философию П.Д. Юркевич называет “философией сердца”. С сердцем он связывает процесс духовной деятельности, этико-эстетический взгляд человека на мир.
3 Постклассический период украинской философии: Постклассический период в украинской философии характеризуется отступлением от древнегреческой и древнеримской традиции, заключающейся в философском осмыслении методологических, онтологических, гносеологических, социальных и иных проблем бытия. В этот период украинские мыслители сосредоточили внимание в основном на проблемах философии истории. Выдающимся деятелем культуры постклассического периода М.П. Драгоманов /1841-1891/. Прогрессивной чертой его деятельности была борьба против русского самодержавия. Он, считал, что социальную несправедливость можно устранить только путем коренного изменения экономического строя. Существеннейшими чертами мировоззрения и способа мышления М.П. Драгоманова были: рационализм-позитивизм, материализм-атеизм, либерализм, “общинный социализм” и др. М.П. Драгоманов исходил из того, что материальный мир не зависит от сверхестественных сил, что человек целиком может познать явления природы и общества. Он отстаивал веру в действие естественных законов. Большое значение М.П. Драгоманов придавал праву общения на родном языке, отстаивал необходимость развития национальной культуры. Борьбу за дело трудящихся он считал интернациональным делом. Пока не будет политических свобод, не будет разрешен и национальный вопрос. Будущее украинское государство представлялось М.П. Драгоманову как федеративный союз свободных социальных общин. В условиях отсталости Россия именно интеллигенции предстоит подготовить народные массы к революционной деятельности. Задачу достижения политических свобод, развития просвещения, повышения культурного уровня народа М.П. Драгоманов ставил на одно из первых мест. В основе его концепции социальной революции лежит идея не кровавого восстания, а мирного развития через повышения уровня просвещения народа. Непреходящее значение в развитии украинской философско-социологической мысли принадлежит И. Я. Франко /1856-1916/. В основе его мировоззрения –философский материализм и идея развития природы и общества. В природе, подчеркивал мыслитель, все подчинено изменениям, движению и обмену материи. Основой всего существующего он признавал природу в ее многогранности и вечности. В поле внимания И. Я. Франко сложные различные вопросы современного ему естествознания, истории, эстетики. Познание он рассматривал как отражение внешнего мира в человеческом сознании. Вне природы нет познания, нет правды, утверждал И. Я. Франко. Он доказывал необходимость укрепления связи науки с практикой Много усилий И. Я. Франко приложил к формированию национального самосознания украинского народа. Разрешением этой задачи могло стать утверждение просветительской традиции, открытие учебных заведений, образование собственной прессы, развитие языка, письменности и т. д. Утверждение украинского языка для него стало неотъемлемым вопросом реализации социальных идеалов. Социализм И. Я. Франко основывается не на классовых, а на общечеловеческих ценностях, на самоуправлении общин, уездов и стран. В будущем общественном строе государства не будет. И. Я. Франко пропагандировал гуманистические принципы жизни, выступал за ликвидации всяческого господства над людьми, любой власти человека над человеком. Таким образом, из краткого освещения истоков русской и украинской философской мысли, этапов ее становления в России и Украине и ее наиболее характерных черт можно сделать вывод, что русская и украинская философия возникла не в стороне от столбовой дороги цивилизации. Ее источниками явилась передовая западноевропейская философская мысль и здравый смысл русского и украинского народов.
8 Философия марксизма. 1 Возникновение и развитие философии марксизма Философия марксизма представляет собой составную часть целого и стройного учения, родоначальниками которого были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). В советский период развития истории философии учение К. Маркса и Ф. Энгельса было выделено в отдельный этап развития философии. Это было связано, с необходимостью подчеркнуть не только новизну и творческий характер взглядов Маркса и Энгельса, но и революционную направленность содержания марксизма. Такой точки зрения на место философии марксизма придерживались наиболее авторитетные представители советской историко-философской школы: академик Т. И. Ойзерман, член-корреспондент АН СССР М.Т. Иовчук, профессор И.С. Нарский, проф. А.В. Гулыга и др. В современный период развития философского знания идеология и политика уже не в такой мере, как ранее, довлеют над учеными и многие из них склонны рассматривать марксизм в русле развития немецкой классической философии. Такой подход дает возможность объективно оценить содержание, характер и направленность марксизма вообще, и его философии в особенности, как продолжение той линии в развитии философии, у истоков которой стояли Иммануил Кант, Иоганн Готхлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Людвиг Фейербах. Иными словами, марксистская философия представляет собой неотъемлемый элемент и результат логического развития тех идей, которые были сформулированы ее предшественниками в русле развития немецкой классической философии. Более того, марксистская философия выступает наряду с гегелевской философской системой как вторая возможная линия реализации тех идей, которые были высказаны родоначальником немецкой классики И. Кантом. Мы имеем все основания считать, что в творческом отношении философия марксизма исчерпывающе развивает те проблемы, которые в философии Канта лишь были обозначены. К. Маркс родился в 1818 г. в Трире. Этот город испытывал сильное влияние Франции в эпоху революции и наполеоновских войн и внешне был куда более космополитичным, чем большинство районов Германии. В университете Маркс оказался под влиянием достаточно распространенного тогда гегельянства, равно как и фейербаховского восстания против Гегеля в защиту материализма. В 1843 г. Маркс отправился во Францию изучать социализм. Сквозь призму социалистических идей него он начал знакомиться с положением рабочих в Англии и английской экономической наукой. Таким образом, накануне революции 1848 г. Маркс располагал необычайно интернациональной культурой. Возникновение, становление и развитие марксистской философии (как, впрочем, и любое иное явление в истории философии) принято объяснять и обуславливать целым рядом факторов и условий. На первое место среди факторов, объясняющих этот процесс, следует поставить абсолютно объективные, социально-исторические и экономические причины и условия, сделавшие возможным и необходимым появление философии, уже в самом начале становления, открыто заявившей о своей цели и задаче – не только объяснить, но и изменить мир, – а себя рассматривающей в качестве духовного оружия такого изменения. Это возможно только на основе тщательного научного исследования законов общественного развития и предполагал выработку нового мировоззрения и методологии. Одной из существенных основ марксистского мировоззрения были достижения естественно - научного знания. Доказывая единство и целостность диалектико-материалистического понимания общественно-исторической реальности и природы, Энгельс среди множества новых достижений в области естествознания, сыгравших важную роль в выработке и развития нового философского мировоззрения, специально выделяет три открытия: 1 В 30-50 гг. XΙX в. было завершено создание клеточной теории строения растений и животных. Эта теория разрушала старое метафизическое представление, не видевшее генетического и морфологического единства между животным и растительным миром. 2 В 1842-1845 гг. физик Р. Майер (в Англии – Грев и Джоуль, в России – Ленц) открыл закон сохранения и превращения энергии. Закон устанавливал естественную связь и взаимопереход различных форм движения материи и отрицал их изолированность, которую признавали метафизики. Нет возникновения и исчезновения энергии, а есть непрерывное ее превращение из одной формы в другую. Энгельс назвал этот закон абсолютным законом природы. Он является естественно – научным основанием диалектического материализма. 3 Третье великое открытие в естествознании было совершено английским ученым Ч. Дарвином. В 1859 г. он опубликовал свой труд <<Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь>>. На основании многочисленных фактов Ч. Дарвин пришел к выводу, что виды не постоянны, а изменчивы. Таким образом, успехи естествознания в середине XIX века помогли вскрыть диалектическую взаимосвязь, изменение, развитие, качественное превращение в различных областях природы. Теоретическими источниками марксизма являются немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм. Непосредственными предшественниками, чьи философские взгляды оказали наиболее сильное влияние на становление и развитие философских взглядов родоначальников марксизма, были В. Г. Ф. Гегель и Л. Фейербах. Диалектические идеи Гегеля, трансформированные Карлом на материальной основе, стали философским источником формирования материалистической диалектики. Отмечая достижения философского гения Гегеля, К. Маркс подчеркивал, что именно в философской системе Гегеля диалектика получила всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. Одновременно Маркс акцентирует внимание на главном: «у Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Критикуя идеалистическую систему Гегеля, основоположники марксизма опирались на опыт всей материалистической традиции в развитии мировой философии и особенно на материализм Фейербаха. Отсюда вытекает положение о том, что диалектический материализм Маркса и Энгельса представляет собой результат коренной творческой переработки творческого наследия Гегеля и Фейербаха на основе нового видения проблем общества и природы. Кроме непосредственных предшественников, на формирование марксизма существенное влияние оказали достижения научной мысли в сфере политической экономии и социализма. Творческие результаты классиков английской политической экономии А. Смита (1723 – 1790 гг.) и Д. Рикардо, и особенно трудовую теорию стоимости, К. Маркс и Ф. Энгельс восприняли в процессе осмысления проблем социальной философии (исторического материализма). Ярким выражением протеста в истории общественной мысли стал утопический социализм. Наиболее яркими представителями его стали французы Ш. Фурье (1772 – 1837) и А Сен-Симон (1760 – 1825) и англичанин Р. Оуэн (1771 - 1858). В своем творчестве они вскрыли острые противоречия капитализма, сформировали ряд гениальных догадок о социалистическом обществе. К. Маркс и Ф. Энгельс на основе глубокой и критической переработки всего предшествующего опыта человечества в решении социальных проблем создали теорию научного социализма. Система научных взглядов на развитие природы и общества, на революционные преобразования социальной действительности стала именоваться марксизмом. Его составными частями являются диалектический и исторический материализм (философия марксизма), марксистская политическая экономия и теория научного социализма. Таким образом, возникновение марксизма не случайно. Оно подготовлено социально-экономическими причинами, предшествующим развитием общественной мысли и достижениям науки. Весьма важным с точки зрения уяснения сущности марксизма является вопрос об отличии философии марксизма от предшествующего философского развития. В чем это отличие выражается конкретно? Во-первых, уже в самом начале становления философии марксизма один из ее основоположников – К. Маркс – открыто заявил о своей цели и задаче: не только объяснить, но и изменить мир. Он писал «философы лишь разным образом объяснили мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Никто из предшественников К. Маркса и Ф. Энгельса не понимал решающей роли практики в развитии общества, науки и философии. Во-вторых, центральной темой и главнейшей философской идеей (философским открытием) марксизма стала идея материалистического понимания истории. Концептуальное изложение этой идеи нашло отражение в Предисловии к «Критике политической экономики». В-третьих, Маркс и Энгельс соединили диалектику с материализмом. Преодолев идеализм Гегеля, Маркс и Энгельс создали диалектический материализм, основой которого является материалистическая диалектика. В-четвертых, разрабатывая теорию познания, основоположники марксизма разработали концепцию общественно-исторической практики как высшего критерия истины. В-пятых, в отличие от абстрактного антропологизма Фейербаха, Маркс вырабатывает новый взгляд на проблему человека.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |