КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема бытия человека. Человек в условиях отчуждения и «пограничных ситуаций»
Учение о «бытии человека» терминологически выражается в экзистенциализме как «человеческое существование». Это и есть та исходная реальность, которая обладает приоритетом по отношению ко всему тому, о чем мы можем философски мыслить. Хайдеггер порывает с философской традицией, использовавшей «человеческое существование» «наличного бытия», «сущего». Он принципиально отличает его от всякого иного сущего, от вещественного бытия. В отличие от него, он есть, скорее, бытие сознания, и потому его можно переводить на русский язык и как «бытие - сознание». Экзистенция, по Ясперсу, в отличие от эмпирического бытия человека, «сознания вообще» и «духа», есть такой уровень «человеческого бытия», который уже не может стать предметом рассмотрения науки. Экзистенция – это «сущность» человеческого бытия /Хайдеггер/. Экзистенция, по Ясперсу, есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления и действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где нечего не познается; экзистенция – это то, что относится к самому себе и тем самым к своей трансценденции. Экзистенция неразрывно связанна, с точки зрения Ясперса, с «трансценденцией», богом. Трансценденция выступает как бытие, которое превращает экзистенцию из простого самоутверждения, «своеволия», или «свободной воли», в носителя бытия, более высокого, чем все, что признается в качестве наивысшего рассудком и разумом. Короче говоря, трансценденция – это высшее бытие, бог. Характерной особенностью человеческого бытия в его целостности является «забота». Она представляет собой единство трех моментов: «бытия – в - мире», «забегания вперед» и «бытия – при – внутримировом - сущем». Особый интерес представляет первый из них, «бытие – в – мире». Вводя его, Хайдеггер подчеркивает неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и объективного. Иначе говоря, он формулирует, вводя этот «экзистенциал», новый вариант «принципиальной координации» Авенариуса, т.е. субъективно-идеалистического решения основного вопроса философии. Здесь используется тот очевидный факт, что человек не существует сначала сам по себе, что бы только потом, сталкиваясь с вещами и другими людьми, обнаружить их. Определяя «заботу» как «забегание вперед», экзистенциализм подчеркивает тем самым отличие человеческого бытия от всякого наличного, вещественного бытия: взятое с этой стороны бытие человека «есть то, что оно не есть», ибо оно постоянно «убегает» от себя «ускользает» вперед, и, таким образом, есть своя возможность. Этот момент «заботы» обозначен как «проект». Человеческое бытиё – это бытиё, проектирующее само себя, т.е. всегда в нечто большее, чем оно есть в данный момент. И, наконец, третий момент «заботы». Он означает специфический способ отношения к вещам как спутникам человека в отведенном ему «конечном» отрезке жизни – способ отношения к вещам не как к наличным сущностям, а как дистанция между человеком и вещью. Интимное отношение к вещам как к чему-то близкому, согретому человеческим теплом и потому отдающему это тепло назад человеку, противопоставляется Хайдеггером современному способу «орудования» вещами, которое подытоживается с пониманием вещественного начала как «сырья» и «техники». Итак, «забота» есть целостная структура бытия человека. Она означает «быть - всегда – уже – впереди - себя – в - мире - в - качестве - бытия - при - внутримировом - сущем». При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что каждый из перечисленных моментов заботы есть также определенный «модус» времени: «бытие – в – мире» есть модус прошлого, «забегание вперед» – модус будущего, а «бытие – при – внутримировом – сущем» - модус настоящего. Эти три модуса, взаимно проникая друг в друга, и составляют единый феномен «заботы». К тому же, в зависимости от того, какой модус времени оказывается выдвинутым на первый план, - будущее, направленность к смерти, или настоящее, обреченность вещам, - в зависимости от этого бытие человека будет подлинным или не подлинным. Неподлинное существование коренится в сомой структуре «заботы». А потому оно не может быть устранено каким бы то ни было преобразованием среды. Напротив, оно возникает с необходимостью и влечет за также неподлинный способ философствования, при котором бытие отождествляется с сущим, а мир – с «вутримировым сущим». «Подлинное существование» - это по существу, осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Оно достижимо только «перед лицом смерти». Анализ этого состояния раскрывает, согласно философии экзистенциализма, глубочайшие тайны человеческого существования и превращает отчуждение как факт «неподлинного» существования в осознании его, т.е. в отчуждение как «подлинность». История – это судьба – ситуация, которую человек безропотно, исторически переносит, считает Ясперс. Поэтому в ней /истории/ «работает» исторический фатализм, и прежде всего пессимистический фатализм О. Шпенглера, который требовал от человека подчинения неотвратимой перспективе заката цивилизации. Несомненно, здесь человек, по сути дела, - это отчужденный человек, которого Ясперс называл носящим «скорлупу»,вросшим в нее. По Ясперсу, человек всегда оказывается в ситуации. Понятие ситуации он определяет следующим образом: ситуация означает не только природно-закономерную, но, скорее, смысловую действительность. С точки зрения выявления экзистенции особенно важны, по Ясперсу, так называемые пограничные ситуации: смерть, страдание, борьба, вина. Наиболее яркий случай пограничной ситуации – смерть, перед лицом которой конечность собственной экзистенции предстает перед человеком со всей непосредственностью. В пограничной ситуации оказывается несущественным все то, что заполняло человеческую жизнь в ее повседневности – человек непосредственно открывает свою сущность как конечную экзистенцию, которая, по убеждению Ясперса, внутренне связанна с трансценденцией, богом. И только если человеку эта связь представляется ограниченной, он впадает перед лицом смерти в отчаяние. Здесь, как видим, воспроизводится религиозный мотив обречения мужества перед лицом смерти через бога. Надо сказать, что ответ на вопрос о сути человека как носителя «пограничной ситуации» наука дать не может. Здесь, если мы воспользуемся термином Марселя, против которого Ясперс ничего не имеет, хотя и употребляет его сравнительно редко. Тайна историчности человека – это тайна экзистенции, тайна человеческой свободы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |