Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Константин Дмитриевич Ушинский




ТЕМА. Становление и развитие методики организации художественно речевой деятельности дошкольников

Истоки методики художественного чтения и рассказывания детям дошкольного возраста достигают XIX века, в частности педагогического наследства К.Д.Ушинского.

К.Д.Ушинский заложил фундамент современной методики организации художественно-речевой деятельности детей. Ученый уделял значительное внимание чтению, рассказу, изучению с детьми поэтических произведений.

К.Д.Ушинский рассматривал художественное произведение как окно, сквозь которое ребенок может увидеть жизнь народа в разных его проявлениях. В то же время ученый предостерегал педагогов, что у детей недостаточный еще жизненный опыт, и потому у них специфическое восприятие содержания художественных рассказов. Следовательно, ребенка-дошкольника нужно учить воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания. Методические заметки, как работать с художественными текстами, мы находим в ряду статей ученого.

К.Д.Ушинским в 1864 году была написана и опубликована книга для детей «Родное слово», которая в дальнейшем переиздавалась, несмотря на запрещение, больше 150 раз.

В первой части «Родного слова» размещено:

1) назову многие предметы по родам и видам;

2) незаконченные фразы и вопросы для детей;

3) пословица, поговорки, скороговорки, загадки;

4) народные сказки и сказки, которые написал сам педагог;

5) стихотворения и песни;

6) картинки.

Например, тема «Деревья плодовые, простые и кусты».

Деревья плодовые: яблоня, груша, слива, вишни.

Деревья простые: сосна, ель, дуб, клен, липа, береза, осина, ольха, ива.

Кусты: бузина, малина, смородина, крыжовник, орешник, тальник.

Словарь.

Пословица.

Стихотворение.

Загадка.

Сказка «Колобок.»

В 1861 году впервые было опубликовано его учебную книгу «Детский мир и Хрестоматия» для учеников начальных классов, в которой собраны художественные произведения для чтения.

В методических комментариях К.Д.Ушинский советовал педагогам тщательным образом готовиться к чтению художественных произведений, подбирать их соответственно с возрастом, с доступным содержанием; заранее продумать, как объяснить непонятные слова в тексте. Он предостерегал от объяснений в процессе чтения, советовал провести предыдущую беседу, подготовить ребенка к восприятию произведения. Да, педагог отмечает, что перед тем, как читать басню, воспитатель может напомнить детям любой случай из их жизни, в котором ярко оказались те недостатки поведения, о которых идет речь в басне, тогда содержание басни деть хорошо поймут.

Не советовал ученый сопровождать процесс чтения многочисленными вопросами, поскольку они утомляют детей. Он обращал внимание на то, что при чтении произведений морального содержания, не следует настойчиво подчеркивать моральный вывод, избегать прямой морализации.

Значительное внимание уделял К.Д.Ушинский и работе с поэтическими произведениями. В предисловии к первому изданию «Детского мира» он советует средствами поэтических произведений развивать у детей образную речь и логическое мышление. Он пишет: «В душе ребенка с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ; развитие ума будет идти дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение, и наоборот, поэзия выражения закрепит саму думку».

К.Д.Ушинский много внимания уделял «поэтическому элементу» в художественном воспитании детей, у развития художественного образного мышления и речи. В этой связи он советовал использовать поэтические виды пейзажной лирики, которые вызывают у детей яркие ассоциации. Он отмечает: «когда поэт замечает в шуме моря сходство со стоном человека, в блеске глаз видит отсветы молнии, в шуме леса слышит жалобы, в замечательном весеннем ландшафте видит улыбку, то в сущности, это ассоциации за сходством...».

Стихотворения, по убеждению ученого, должны влиять не только на ум, но и на чувство детей. Главной целью при изучении стихотворений, по словам педагога, должно быть развитие у детей вкуса, поэтического слуха, понимания красоты поэтического языка. Следовательно, воспитатель не должен перегружать детей слишком подробным разбором стихотворений, абстрактным словотолкованием поэзии. В лирике не все можно объяснить умозрительно, она по большей части влияет на чувство, что и способствует осознанию содержания поэзии. Не советует он и «зазубривать» с детьми стихотворения, при этом подчеркивал, что только сознательное изучение поэтического произведения дает эстетичное наслаждение ребенку, положительно влияет как на эстетичное развитие, ее чувство, так и на развитие вещания.

Отметим, что эти педагогические установки ученого не потеряли актуальность и сегодня.

Особенно высоко ценил К.Д.Ушинский устное народное творчество: сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Ученый психологически обосновал, почему именно так нравится детям сказка. Он объясняет это особенности детского воображения, чрезвычайной впечатлительности детского мозга. Кроме того, по его словам, ограничен опыт ребенка, узкий круг знаний влекут ребенка верить в необычное, воспринимать сказочных героев как реальных действующих лиц, сочувствовать им.

К.Д.Ушинский назвал сказки «первыми блестящими попытками» создания народной педагогики и считал, что вряд ли кто-нибудь был бы способен «соревноваться в этом случае с педагогическим гением народа».

К.Д.Ушинский отмечал: «Я решительно ставлю народную сказку недосягаемо выше всех рассказов, написанных специально для детей образованной литературой...

В народной сказке большая, преисполненная поэзии, ребенок-народ рассказывает детям о детских мечтах и по крайней мере наполовину верит сама в эти мечты».

Педагог дал и методические указания, как лучше использовать сказку: одну и ту же сказку нужно читать ребенку несколько раз и опять к ней возвращаться, кроме того, детей самих следует вовлекать в самостоятельное рассказывание сказок.

Методика рассказывания сказки. Начинает сказку ребенок с хорошо развитой речью, дети слушают, замечают, что он пропустил, рассказал не так, как нужно, и дополняют, исправляют.

К.Д.Ушинский сам написал для детей и собрал достаточно много произведений устного народного творчества.

По данным исследователей, в «Родном слове» в первой его части вмещено 75, а во второй - 50% фольклорных произведений. Ушинский ввел к «Родному слову» 366 пословиц и поговорок, 22 народных песни, 7 скороговорок, сказки «Репка», «Золотое яичко», «Колобок», «Козлята и волк», «Ржанка-бурка» и др.

Пословицу, по форме, ученый называл «животворными проявлениями» родного слова, которые «вылетают» из живого животворного глубокого источника юной души народа. По содержанию они также доступные, поскольку, по словам педагога, в них отражены все стороны жизни народа. Для этого нужно только подбирать доступные детям дошкольного возраста пословицы и поговорки.

Загадки, по словам ученого, - это «картинное описание предмета», который развивает ум, смекалку, наблюдательность, обогащает словарь.

Скороговорки он советовал использовать для упражнения в звукопроизношении, темпе речи, для развлечения детей. Автор предложил такую методику их использования: сначала четко выговорить тяжелый звук, который доминирует в скороговорке, потом четко и медленно ее сказать 2-3 раза, в дальнейшем убыстрять темп вплоть до быстрого с элементами соревнования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.