Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

София Федоровна Русова




В педагогической концепции Софии Русовой «Украинский национальный детский садик» особенное внимание предоставляется художественно речевому воспитанию детей средствами художественной литературы, изобразительной деятельности и музыки.

В первую очередь ученая описывает, какое большое значение для маленьких детей имеют рассказ и сказки, как они любят их слушать. С.Русова пишет: «Кто из нас не помнит, как с детских лет увлекались мы, слушая рассказ то ли няни, или мамы, бабушки ли, как начнут, было, они рассказывать нам или за близлежащие приключения, или сказку плетуть-розплетают, или рисуют картины из странствий по далеким чужим странам. Слушал бы целую ночку и глаза не смыкал бы, а как прервется волшебная нить рассказ, так и стоят перед глазами, не отходят волшебные фигуры, живописные картины, чрезвычайные действия.

Слушание рассказов и сказок, по словам ученой, воспитывает особенную любовь к взрослым, к пересказчикам. «С какой горячей любовью и почетом относятся дети к тем лицам, которые очаровывают их своими рассказами, только видят их, бросают все игрушки, забывают все пирушки и обступают рассказчика, лезут ему на колени, заглядывают в глаза, в уста и слушают так внимательно».

Педагог выражает свое мнение и относительно процесса слушания, восприятия и понимания детьми содержания художественных произведений. Она будто рассуждает вслух риторическими вопросами: «Ребенок как будто пассивно сидит, неподвижно, может он напрасно тратит время?» - отвечает: «Нет, не напрасно... он глубоко переживает, чувствует все события сказки, и душа его обогащается за это время такими сокровищами любви к чужим людям и сочувствию к их судьбе».

С. Русова пытается объяснить, почему именно дети так любят слушать рассказ и сказки. По ее словам, малыш развивается достаточно интенсивно, но он еще не способен осознать самого себя и свою жизнь, ребенок как будто прислушивается к своему внутреннему состоянию, пытается себя познать. И вот здесь ему на помощь приходит художественное произведение. Именно в рассказе или сказке перед ребенком раскрывается новая жизнь, он мысленно сравнивает себя с другими людьми, о которых идет речь в рассказе, сравнивает свое поведение, свою жизнь с другими, начинает ее понимать, сочувствовать, увлекаться; он чувствует себя «сильным, сильным, чтобы все то большое, страшное и интересное и в себе сделать».

Ученая акцентирует внимание на активном восприятии детьми художественных произведений. Она обращается к взрослым посмотреть на ребенка, когда она восторженно прислушивается: весь «видичек» (лицо) то «хмурится, то просветляется», глазоньки глубоко заглядывают в глаза пересказчика или задумчиво смотрят куда-то, словно перед ними выныривают все эти фигуры: и Ивасика-телесика, и конька-горбунка, и огорченной Снегурочки..., а уста их невольно проговаривают за пересказчиком тот или второй красивый образ».

В этой связи С.Русова предостерегает воспитателей и родителей от любых изменений в художественном тексте, поскольку ребенок хорошо его запоминает, ожидает именно «этого (по содержанию произведению), а не другого события, слов, конечности, и т. др.».

Она констатирует, что дети свои любимые рассказы и сказки могут слушать многократно, и в то же время предупреждает: «...остерегайтесь, повествуя сделать какую-то ошибку, не перекручивайте какие-то слова, потому что за вами пристально следят такие слушатели, которым каждое слово ваше дорого, они к этому привыкли, оно у них соединенно с общим сплошным рисунком, который уже сложился в их представлении».

Педагог советовала проводить в детских садиках специальные занятия по художественному чтению и рассказыванию и называла их «повествующими часами». В ее педагогическом наследстве мы находим методические советы относительно выбора рассказов, подготовки, к чтению и методику сказа. Рассмотрим их.

Относительно выбора рассказа, то они должны отвечать возрасту детей, быть доступными их пониманию, с высокохудожественными формой и языком (или народная, или произведение выдающегося художника слова), поскольку по словам педагога, только в таких произведениях совмещаются «и настоящая красота, и простота». Поэтому они могут заинтересовать ребенка, он их понимает, сочувствует, переживает. По мнению С.Русовой, в произведении для детей должно передаваться движение, потому что «только движение интересует детей»; героями должны быть знакомые детям существа, а конфликт в их поведении - такой, «который может растрогать ребенка».

С.Русова отмечала, что нелегкое дело выбрать для ребенка тот рассказ, который бы захватил его, вызывал то сугубо моральное, гуманное настроение, которое чаще всего складывается под воздействием художественного слова. Она предостерегала, что чем младший ребенок, тем осторожнее нужно относиться к выбору рассказа, ведь у него ограничен опыт, недостаточно развита речь. В то же время следует помнить, что каждый рассказ должен быть высокохудожественным, даровать детям радость, вызывать мысль, «очаровывать и сердце, и ум», наполнять глубокой верой в добро и «сильной любовью к людям и ко всем живым существам».

Для рассказа, советовала ученая, нужно подбирать короткие поучительные произведения, в которых правда жизни гармонично сливалась с волшебными случаями и которые легко драматизировать. Ради этого больше всего подходит сказка, которая ребенку «такая приятная, такая близкая»; очаровывая красотой своей, сказка «приклоняет ребенка к сочувствию всем тем людям, зверенышам, которые, словно бы живые в ней выступают».

В подготовке к рассказу автор указывала самым главным для воспитателя хорошо знать текст рассказа. Кроме того, нужно проработать его, выделить слова для объяснения или подобрать слова-заменители, не изменяя смысл рассказа, продумать приемы объяснения слов; научиться выразительному разговору каждой фразы, «повествовать спокойно, выразительно, бойко». Основное требование С.Ф.Русовой к воспитателю: не читать, а повествовать художественные произведения. В дальнейшем она объясняет это тем, что «пересказчик и аудитория должны будто злиться в одном переживании, лицо пересказчика должно обнаруживать определенное настроение в определенном моменте рассказа». Глаза воспитателя должны смотреть не в книгу, а в глаза детей, тогда возникает общее переживание и полное понимание. По убеждению ученой, чтение, никогда не влияет так, как рассказ, но для этого произведение нужно хорошо выучить, чтобы не было «ни одного поиска слов, ни одной задержки, в сплошном ходе рассказа». Если же рассказ написан в стихотворной форме, длинный по размеру, в нем нельзя выпустить ни одно слово или заменить другим, тогда нужно положить книжку около себя, чтобы иметь возможность глазами пересмотреть заранее несколько строф и «все же декламировать их, глядя в глазоньки слушателей».

Наша обязанность, отмечала С.Русова, давать ребенку лишь действительно красивые, художественные, проникнутые гуманностью произведения, чтобы дети пережили несколько красивых минут «увлечение красотой» и содержания, и формы. А для этого нужно научиться как лучше всего повествовать, чтобы «наш голос доходил до сердца ребенка и менял силу и тон в соответствии с содержанием», чтобы лицо наше тоже играло: «то темнело, то светлело» и привлекало к себе все внимание детей. В этом «и красота, и сила живого рассказа, когда его не просто читают из книжки: книжка что-то искусственное, чужое, а рассказ свое, близкое».

Ученая советовала не давать детям «длинные» рассказы, не нужно «утомлять их нервы». Она разработала и методические заметки к организации занятий «повествующих часов», а именно:

- посадить детей таким образом, чтобы им было удобно, в зависимости от условий: на ковре, на полу, в лесу, на траве, в саду и т.п.;

- посадить обязательно полукругом, чтобы воспитателю были видно глаза всех детей, и, чтобы они видели глаза воспитателя;

- повествовать сказку (рассказ ли) можно дважды: после первого раза немного помолчать, а затем еще раз рассказать;

- после рассказа не нужно ставить детям ни одного вопроса по его содержанию, не требовать от них перевода, потому что «это только нарушает настроение ребенка»;

- нельзя перерывать рассказ «дисциплинарными указаниями»;

- после определенного времени (несколько часов или дней) можно провести беседу, предложить нарисовать по содержанию рассказ, потом рассказать по содержанию рисунка, драматизировать рассказ или сказку;

- сказки и рассказы следует рассказывать по очереди: один день сказка, а на второй - рассказ.

Следовательно, большинство методических указаний относительно организации художественно-речевой деятельности детей, которые были выражены С.Ф.Русовой, являются актуальными и сегодня.

В педагогическом наследстве С. Русовой находим достаточно своеобразный подход к инстинктам новорожденного ребенка. Среди особенной группы социальных инстинктов ученая выделяет инстинкты речевые, творчества, и драматичный инстинкт. Автор отмечает, что драматичный инстинкт является врожденным у детей и проявляется рано.

Драматичный инстинкт, как отмечает ученая, оказывается в процессе деятельности ребенка: а) в свободном, непринужденном игровом действии, когда ребенок перевоплощается в другие образы; б) в разных ритмичных движениях, которыми ребенок увлекается.

В этой связи С.Русова определяет пути развития драматичного инстинкта. Или, современными словами, игры-драматизации.

В первую очередь ребенок должен хорошо знать содержание сказки или рассказа, который драматизируется. Поэтому начинать драматизировать, советует ученая, нужно с простых, небольших сказок, в тексте которых много повторений. Кроме того воспитателю следует помнить, по ее словам, и такие требования при организации драматизации: предоставлять детям больше всего самостоятельности: самостоятельно распределять (избирать) роли, нужный для драматизации материал (шапочки, атрибуты, игрушки, и тому подобное);

- драматизацию должна сопровождать музыка;

- для драматизации можно создать соответствующую обстановку - декорации: избушка, перчатка, лес, шкатулки, сено, и т.п.;

- во время драматизации дети могут говорить дословный текст, а могут использовать и слова-заменители, говорить отдельные места текста своими словами;

- воспитателю следует помнить, что драматизация является важным средством развития вещания детей, а потому к ее организации относятся те же требования, чтобы и к речевым занятиям.

С.Ф.Русова предупреждает педагогов, чтобы игры-драматизации не превращались в показательные театральные представления для «чужих», в которых обнаруживают талантливость детей. Тогда вместо игры «появляется искусственное представление, которое полностью нарушает психологическое значение драматизации».

У таких «артистов», отмечает ученая, воспитывается нежелательный элемент самолюбия, увлечения не своим трудом, а тем впечатлением, которое она производит на зрителей, это морально портит детей. Именно поэтому, приходит к выводу С.Русова, драматизация должна быть только педагогическим средством воспитания, ни без каких лишних эффектов и публичности, без посторонних зрителей, для себя; при этом «зрители» и «артисты» меняются ролями.

Относительно инстинкта творчества, то он, по мнению С.Русовой, оказывается у детей в музыкальной (песни, танцы, хороводы) и изобразительной (рисование, лепка, и т. др.) деятельности, которые сопровождаются речью, детскими рассказами. Ученая советовала знакомить детей с разными национальными танцами, которые захватывают детей своими движениями. Они для детей являются «целой поэмой, целым комплексом ритмичных резвых движений». В работе с детьми следует широко использовать веснушки, перенятые национальным духом, приобщать детей к утонченной красоте украинских мелодий, народных песен, музыки, танцев.

Сугубо национальный «украинский дух», по словам С.Русовой, должен воплощаться в творческую деятельность детей на занятиях по изобразительному искусству. В детских рисунках «графической речью» передается красота родного края, «оживают» герои украинских сказок в индивидуальном восприятии ребенка. Для этого ребенку предлагают нарисовать по содержанию сказки или рассказа, а затем рассказать по содержанию сказки; или выставить несколько детских рисунков и предложить рассказать по ним.

Педагог рекомендует и такой прием: групповой рисунок по отдельным эпизодам сказки на доске.

Следовательно, в педагогическом наследстве С.Ф.Русовой содержится целый ряд ценных методических указаний относительно организации художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.