Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Евгения Александровна Флерина




Читайте также:
  1. Максим Анатольевич Беляев, Лариса Александровна Малинина, Вадим Васильевич Лысенко Основы информатики: Учебник для вузов
  2. Сказки-пьесы Евгения Шварца (1896-1958)

Евгения Александровна Флерина - первый доктор наук по дошкольной педагогике в СССР. Вся ее научно педагогическая деятельность была посвящена разным аспектам художественного воспитания детей. В 1947 году она защитила докторскую диссертацию по теме «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». В то же время Е.О.Флерина разрабатывает ряд трудов, в которых рассматривает методику работы с художественной книгой, игрушкой, картиной, а также методику обучения детей рассказывания.

Под руководством Е.О.Флериной на протяжении пяти лет (1924-1929) работала комиссия по дошкольной книге при Наркомовском прессе, в которую входили педагоги, методисты, детские писатели, художники. Одним из заданий комиссии было создание новой детской книги с учетом специфики восприятия дошкольниками художественного текста. Комиссия разрабатывала требования к детской книге, анализировала опубликованные и те книги, которые были заказными к печати, разрабатывала методические требования к материалу для рассказывания. Как результат этой работы были опубликованы такие сборники: «Какая книжка нужна дошкольнику» (1928), «Живет слово и книжка в дошкольной работе» (1928), «Рассказывание и его источники» (1931) и другие, под редакцией Е.О.Флеринои.1

На протяжении двадцати лет под ее руководством работал кружок пересказчиков, в котором проводилась систематическая работа по вопросам методики и техники художественного чтения и рассказывания, создания репертуара, для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В научно-педагогической деятельности ученой можно выделить несколько направлений, а именно:

- проблемы эстетического воспитания дошкольников;

- развитие творчества ребенка в художественной деятельности (изобразительной, музыкальной, игровой, литературной и тому подобное);

- особенности восприятия детьми картинки и художественных иллюстраций;

- роль обучения в развитии творчества детей;

- методика использования игрушек в работе с детьми;

- методика обучения детей рассказыванию;

- методика работы с художественным словом в детском саду и семье.

Ученая отстаивала в то время право дошкольника на творческое развитие, показывала своеобразие и специфику восприятия окружающей среды ребенком и особенности его художественной деятельности. Правда в первых работах автора недооценивалась роль воспитателя и несколько переоценивались возможности ребенка в развитии его творчества. В дальнейшем в процессе кропотливой экспериментальной деятельности ученая признала свои ошибочные позиции относительно воспитательного влияния на ребенка.

Е.О.Флерина отмечала чрезвычайно большое влияние искусства (изобразительного, музыкального, художественного слова, драматичного) на общее развитие ребенка (умственный, эстетичный, моральный), а также на воспитание у детей сочувствия, сопереживания, взаимопомощи, самостоятельности, инициативности, творчества, и т.п.



Значительное место в педагогической деятельности ученой занимает научно-методическая разработка проблем, связанных с развитием речи и художественного чтения и рассказывания. Да, методику развития речи она назвала «живым словом в дошкольном заведении».

Разрабатывая вопрос развития речи детей дошкольного возраста, автор несколько преувеличивала роль наследственности и среды и в то же время правильно предостерегала воспитателей от переоценки слова как основного метода влияния на ребенка. Она отмечала, что за словами ребенок должен видеть конкретные реальные предметы, обиды. «Слова и понятия, которые не связаны с реальным опытом, а также большое количество словесных образов, которые ребенок не в состоянии охватить, сложная по своей форме речь взрослых могут привести к потере им чувства реальности». Заметим, что отмеченное положение не потеряло свою актуальность и на современном этапе.

Е.О.Флерина определила методы «словесной работы» (терминология Е.О.Флериной) с дошкольниками, а именно: разговор воспитателя с детьми» беседа (сопроводительная, вступительная, итоговая), чтение и рассказывание художественных произведений. Педагог рекомендовала воспитателям записывать детские рассказы и создавать самодеятельные «детские книжки», построенные по результатам детского творчества, которые в дальнейшем воспитатель смог бы использовать для анализа детских рассказов.

Много внимания уделяла ученая тематике детских книг. По ее словам, детям нужно давать рассказ на производственные, героические темы, а также для детей должны быть веселые юмористические и дидактичные книжки. По мнению Е.О.Флериной, произведения героической тематики воспитывают у детей героическо-патриотические чувства, дети стремятся подражать героическим поступкам персонажей детских книг.

Относительно дидактической книги, то в них следует знакомить детей с исторической и социальной жизнью народа, решать задачи умственного и речевого развития детей. Отмечены задачи, по мнению педагога, прекрасно реализуются через произведения устного народного творчества.

Нельзя оставить ребенка, по мнению педагога, и без веселой, юмористической книги, которая бы воспитывала у детей чувство юмора, учила воспринимать комичное и смешное в окружающей среде, в отношениях с людьми. А для этого веселая книжка для маленьких детей должна быть наполнена «динамикой, контрастными обидами, игрой звуков, четким ритмом стихотворения».

Е.О. Флерина разработала методику художественного чтения и рассказывания детям, в частности, такие ее положения: значения художественной литературы как вида искусства слова для детей; принципы работы с живым словом; беседы по содержанию художественных произведений и роль и место иллюстрации в ходе беседы; репертуар для чтения и рассказывания художественных произведений и требования к его отбору; методику проведения занятий (повторность чтения, вопроса, объяснения непонятных слов, количество занятий, количество художественных произведений, на одном занятии и т. др.).

Особенное внимание обращала ученая на технику художественного чтения и рассказывания детям, ведь от этого зависит восприятие и понимание детьми текста. В этой связи воспитатель должен хорошо владеть выразительными средствами чтения. В то же время Е.О.Флерина предостерегает, что эмоциональность, выразительность, без которых невозможно чтение и рассказывание, является своеобразной, условной: «живая интонация, жест, мимика, рухи-все должен вызывать в воображении ребенка-слушателя живой образ и взволнованность».1

К важнейшим средствам техники рассказывания и художественного чтения ученая относила: основной тон, который выражает стиль и содержание произведения в целом; интонацию как звуковой рисунок образа, выразитель его смысла; темп, ритм, ударение, паузы, жесты, мимику.

В педагогическом наследстве Е.О.Флериной четко разграничивается разница между чтением воспитателем художественных произведений и рассказыванием. Чтение по книге «делает очевидным для слушателей именно источник: кто-то написал, книгу напечатали, чтец (воспитатель) читает. Он воспринимается как исполнитель чужого текста». Зато, замечает педагог, книга является своеобразной преградой для непосредственного контакта воспитателя с детьми, поскольку воспитатель смотрит в книжку и распределяет свое внимание между книжкой и слушателями.

Совсем другой, замечает ученая, есть психология рассказывания. Пересказчик воспринимается детьми как очевидец, соучастник, если даже он полностью придерживается текста рассказа, как импровизатор того, который видел и пережил сам. Контакт с аудиторией полон, общение непосредственное, все это сближает детей и воспитателя.

Своеобразным было отношение Е.О.Флериной к народной сказке. В начале 30-х годов в СССР был организован поход против антропоморфизма в литературе для дошкольников и, в частности, против фантастических произведений для детей дошкольного возраста. Следовательно, была запрещена народная сказка и другие произведения устного народного творчества в работе с детьми. Е.О.Флерина была одной из тех, кто возглавил этот «поход против сказки», которая вроде бы отрывала детей от реальной жизни, вызывала «нездоровое фантазерство». Начало использования антропоморфической формы признавалось возможным только с 6-7 годов при условии, если это не приведет к путанице в понимании реальной сущности предметов и явлений окружающей среды. В то же время практика работы с детьми в дошкольных заведениях убеждает опытного ученого-педагога, что дети чрезвычайно любят сказки, они им близкие и доступные. Это вынуждает ее в 1934 году опять выступить на защиту народной сказки и разработать методику ее использования в работе с детьми, как в дошкольном заведении, так и в семье.

Не обошла вниманием Е.О.Флерина и методику заучивания стихотворений. Она выступала против механического целеустремленного заучування наизусть стихотворений детьми дошкольного возраста. По ее мнению, лучше несколько раз выразительно эмоционально прочитать детям стихотворение, и они постепенно его запомнят, то есть педагог пропагандировала непринужденное запоминание поэтических произведений. Следовательно, Е.О.Флерина заложила основы организации художественно речевой деятельности детей в дошкольном заведении.

 





Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3775; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.