Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для этого кроманьонский человек использовал




§ кремневые; костяные и некоторые другие орудия, которые изготавливал также из готовых природных материалов (кремневых конкреций, костей, дерева),

§ т.е. занимался орудийной деятельностью.

¨ Трудовые навыки только формировались,

¨ орудия труда были примитивны.

Чтобы обеспечить свое естественное существование, люди должны были объединят ь

¨ средства производства

¨ и свой труд.

Поэтому в основе жизни общества лежала

¨ общественная собственность на средства производства,

¨ а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства.

¨ Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Социальная организация кроманьонцев ПЕРИОДА ПРИСВАИВАЮЩЕГО ХОЗЯЙСТВА характеризовалась

(1) семейной общиной (малой локальной группой, кланом), который руководили ее члены. Это были

- наиболее авторитетные и опытные добытчики пищи,

- знатоки обычаев и обрядов.

В основе семейной общины лежали кровно-родственные отношения, объединявшие, как правило, несколько поколений: родителей, молодых мужчин и женщин, детей.

Характерным был и их относительно кочевой образ жизни на определенной территории.

Семейные общины могли объединяться, но также на родственной основе, в более крупные образования для защиты от нападений, для организации военных походов, коллективных охот.

Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали кровно-родственные отношения, то. эту социальную организацию определяют как родовой строй.

РОД (родовая община) - это объединение людей основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда.

Р о д это л и ч н ы й,а не территориальный союз. Люди в нем объединялись

¨ не по территориальному признаку,

¨ а по РОДСТВЕННЫМ СВЯЗЯМ, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы.

Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но при этом их организация сохранялась.

Таким образом, в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, такую организацию принято определять как РОДОВОЙ СТРОЙ.

Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Производство и потребление продуктов труда членов родовой общины, как и весь уклад их жизни, носил КОЛЛЕКТИВИСТСКИЙ характер.

Все усилия сородичей были направлены

¨ на сохранение рода,

¨ его выживание и продолжение.

Фридрих Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» дал следующую характеристику родовой организации.

Он писал «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – все идет своим установленным порядком» (Соч.т.21, с.97)

В ы в о д: таким образом, исходной основой возникновения и существования первобытнообщинного строя является род, который был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

 

(2) Власть. Публичная власть родового строя имела

¨ демократическую основу

¨ и носила сугубо общественный характер.

Органами общественной власти при родовом строе являлись:

¨ народные (родовые) собрания;

¨ старейшины (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных членов рода;

¨ военноначальники, выполнявшие функции власти во время войны.

¨ жрецы, которые осуществляли р елигиозные функции власти.

Народному (родовому) собранию принадлежала верховная власть всех взрослых членов рода.

Мужчины и женщина обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе:

¨ объявление войны другим родам,

¨ избрания вождя, а на период военных действий – и избрание военноначальника,

¨ разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него),

¨ расматривали наиболее насущные вопросы и жизни общины.

Народное собрание выполняло функции

v не только органа общественной власти,

v но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешании и т.п.

Властными полномочиями наделялись

v СОВЕТЫ СТАРЕЙШИН,

v а также СТАРЕЙШИНЫ, ВОЖДИ, ВОЕННОНАЧАЛЬНИКИ, ЖРЕЦЫ.

Старейшины, вожди, жрецы и военноначальники избирались и смещались общим народным собранием.

Решающее значение для избрание в лидеры общины имели личные качества:

¨ физическая сила,

¨ организаторские способности,

¨ ораторское искусство,

¨ знание ритуальных обрядов,

¨ объем различных познаний,

¨ авторитет среди сородичей и т.д.

Смещенные старейшины, вожди и военноначальники становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинства.

Внутри родовой организации не было специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами.

Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием.

Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, однако она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения.

Наказание неукоснительно следовало за совершенным проступком, и оно могло быть достаточно жестким вплоть до смертной казни или изгнание из рода и племени.

В большинстве случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания.

Роды, входили в более крупные объединения. Высшей формой объединение родов являлось ПЛЕМЯ а иногда и союз племен.

Общими делами племени руководил С О В Е Т, который состоял из старейшин и военноначальников родов.

В л а с т ь вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете.

Таким образом, можно предположить, что САМОУПРАВЛЕНИЕ первобытного общества осуществлялось

v не только на основе властвования,

v но и путем согласования воли и интересов его членов.

Такая форма власти в первобытном обществе, в отличие от власти в государственно-организованном обществе, называется ПОТЕСТАРНОЙВЛАСТЬЮ (лат. potestus - власть, мощь).

Например, потестарная власть предводителя семейной общины, базировалась не только на его авторитете, но и на возможности жесткого принуждения. Нарушитель сложившихся правил поведения мог быть строго наказан, вплоть до лишения жизни.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря ЭКОНОМИЧЕСКОМУ и ИМУЩЕСТВЕННОМУ равенству всех членов рода.

Экономический базис родового строя характеризовался неразвитыми производительными силами..

Так называемое ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО в виде ОХОТЫ, РЫБОЛОВСТВА, СОБИРАНИЯ ПЛОДОВ, а также ПРИМИТИВНОСТЬ ОРУДИЯ ТРУДА не позволяли отдельному члену рода производить значительно больше того, что он сам мог потребить.

Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общественную собственность на собранные продукты.

Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на богатых и бедных.

Не было ни рабов, ни рабовладельцев, так как труд раба был экономически невыгоден. Следовательно, военнопленных либо убивали, либо принимали в члены рода.

Такое общество лишенное внутренних экономических противоречий могло существовать и управляться демократическим путем без ГОСУДАРСТВА. Родовой строй был самым продолжительным по времени периодом существования человечества.

В ы в о д: подобная социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила ПРИСВАИВАЮЩУЮ ЭКОНОМИКУ, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих, способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.