Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоги «неолитической революции»




Неолитическая революция» как фактор перехода от присваивающей к производящей экономике.

Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологи, которая выделяет в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества " неолитическую революцию" (от "неолит" - новый каменный век).

Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII – III тысячелетие.до н.э.) от

Ø присваивающей экономики (охота, рыболовство собирательство)

Ø к производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка, керамическое производств о).

Поскольку переход от присваивающего к производящему хозяйству изменил

¨ всю материальную основу жизни первобытного общества,

¨ ее социальную и духовную организацию,

то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий.

Эта периодизация позволяет четко обозначить,

¨ о каком первобытном обществе идет речь,

¨ в каких временных рамках оно существовало,

¨ какова была социальная и духовная организация общества,

¨ какие формы воспроизводства и существования использовало человечество.

Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять,

Ø какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики,

Ø а какие в обществах производящей экономики.

Итогом "неолитической революции" явилось

(1) возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс.до н.э.).

На их (раннеземледельческих обществ) основе возникают первые цивилизации -происходит становление раннеклассовых обществ.

Они возникали, как правило,

¨ в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях,

¨ и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана.

.(2) Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества ("демографический взрыв"), необходимый для существования и расцвета цивилизации.

Согласно расчетам в результате перехода к производящему хозяйству, население Земли, насчитывающему в конце мезолита (VII тыс.до н.э.) 10 млн. человек, возросло в конце неолита (II тыс.до н.э.) до 50 млн.человек.

Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству.

Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт, что привело к кардинальному переустройству общества.

(3) Производящая экономика объективно вела

¨ к усложнению организации производства,

¨ появлению новых управленческих, организационных функций,

¨ становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи

¨ и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта.

Возникла необходимость

¨ нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда,

¨ нормировать и учитывать участие каждого члена общества, в создание общественных фондов, выдачи ему материальных благ из общественных фондов.

(4) Производящая экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.В обществе стали выделяться:

v группы организаторов производства,

v работники информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов,

v а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм.

(5).Производящая экономика объективно привела к возникновению и присвоению прибавочного продукта. Это привело

v к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной),

v к дальнейшему социальному расслоению общества.

(6). Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует

v социальной дифференциации общества:

v происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей,

v неучастие верхушки в материальном производстве.

Все перечисленные процессы породили:

v начало становление классов,

v новых организационных форм управления обществом,

v и зарождение государства.

В ы в о д: «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономики объективно приводит первобытное общество в силу своего внутреннего. развития к финальному рубежу

v социальному расслоению. общества,

v появлению классов,

v зарождению государства.

Как углублялись эти процессы и какой результат они дали мы рассмотрим во втором вопросе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 11309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.