КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Итоги «неолитической революции»
Неолитическая революция» как фактор перехода от присваивающей к производящей экономике. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологи, которая выделяет в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества " неолитическую революцию" (от "неолит" - новый каменный век). Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г.Чайлд в середине XX века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот, который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолите (примерно VII – III тысячелетие.до н.э.) от Ø присваивающей экономики (охота, рыболовство собирательство) Ø к производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия и металлообработка, керамическое производств о). Поскольку переход от присваивающего к производящему хозяйству изменил ¨ всю материальную основу жизни первобытного общества, ¨ ее социальную и духовную организацию, то он справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий. Эта периодизация позволяет четко обозначить, ¨ о каком первобытном обществе идет речь, ¨ в каких временных рамках оно существовало, ¨ какова была социальная и духовная организация общества, ¨ какие формы воспроизводства и существования использовало человечество. Для теории государства и права появляется, наконец, возможность также четко определять, Ø какие формы организации власти и социально-регулятивные системы функционировали в обществах присваивающей экономики, Ø а какие в обществах производящей экономики. Итогом "неолитической революции" явилось (1) возникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческих обществ (например, в районе Ближнего Востока оно относится примерно к VII тыс.до н.э.). На их (раннеземледельческих обществ) основе возникают первые цивилизации -происходит становление раннеклассовых обществ. Они возникали, как правило, ¨ в долинах крупных рек Тигра и Ефрата, Нила, Инда, Янцзы и других, приблизительно между 20-40 градусами северной широты, т.е. в наиболее благоприятных для земледелия климатических и ландшафтных условиях, ¨ и составили к III-II тыс. до н.э. настоящий пояс первичных цивилизаций, простиравшийся от Средиземного моря до берегов Тихого океана. .(2) Переход к производящей экономике обеспечил рост человечества ("демографический взрыв"), необходимый для существования и расцвета цивилизации. Согласно расчетам в результате перехода к производящему хозяйству, население Земли, насчитывающему в конце мезолита (VII тыс.до н.э.) 10 млн. человек, возросло в конце неолита (II тыс.до н.э.) до 50 млн.человек. Несмотря на некоторую условность, эти расчеты убедительно говорят о резком увеличении численности населения после перехода к земледелию и скотоводству. Следовательно, производящая экономика уже на первых этапах своего становления характеризуется таким обменом между человеком и природой, при котором человек стал создавать прибавочный продукт, что привело к кардинальному переустройству общества. (3) Производящая экономика объективно вела ¨ к усложнению организации производства, ¨ появлению новых управленческих, организационных функций, ¨ становлению нового типа трудовой деятельности, связанной с производством пищи ¨ и, тем самым, к необходимости регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Возникла необходимость ¨ нормировать и учитывать трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, ¨ нормировать и учитывать участие каждого члена общества, в создание общественных фондов, выдачи ему материальных благ из общественных фондов. (4) Производящая экономика объективно привела к дальнейшему разделению труда.В обществе стали выделяться: v группы организаторов производства, v работники информационных систем, в которых осуществляется учет труда и распределения его результатов, v а также работников систем контроля за соблюдением регламентирующих норм. (5).Производящая экономика объективно привела к возникновению и присвоению прибавочного продукта. Это привело v к становлению новых форм собственности (коллективной, групповой, частной), v к дальнейшему социальному расслоению общества. (6). Новая организация производственной деятельности (ее усложнение, появление новых управленческих функций) также способствует v социальной дифференциации общества: v происходит отделение верхушки общества от основной массы производителей, v неучастие верхушки в материальном производстве. Все перечисленные процессы породили: v начало становление классов, v новых организационных форм управления обществом, v и зарождение государства. В ы в о д: «неолитическая революция» - переход человечества к производящей экономики объективно приводит первобытное общество в силу своего внутреннего. развития к финальному рубежу – v социальному расслоению. общества, v появлению классов, v зарождению государства. Как углублялись эти процессы и какой результат они дали мы рассмотрим во втором вопросе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 11409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |