КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие формы государства. Форма государственного правления
Форма государства представляет собой внешнее выражение государственной власти, ее организацию, структуру и характер органов, их систему, взаимосвязь и взаимодействие друг с другом и с населением. Государство существует и осуществляет свою деятельность только посредством государственных структур. Поэтому форма государства наряду с его сущностью являются главной определяющей чертой государства как социального образования. Форма государства включает в себя следующие основные черты. 1. Структуру верховной государственной власти, характер ее органов, их полномочия и взаимодействие между собой, способы их формирования, отношение с населением. 2. Территориальное устройство государства, распределение полномочий между центральными, региональными и местными органами власти, характер отношений между ними и степень зависимости региональных и местных органов от центральных. 3. Методы осуществления государственной власти, которые могут быть жесткими, командными либо демократическими, при которых гражданам предоставляется определенная свобода действий, возможность выбора варианта своего поведения. Форма государства имеет большое значение для развития демократии, обеспечения устойчивости государственной власти, законности и правопорядка в обществе, обеспечения прав и свобод граждан. Несовершенство формы государства может обусловить возникновение социальных конфликтов в обществе, различного рода потрясений и даже смены власти. Истории известны случаи, когда несовершенство организации власти, а именно отсутствие разделения властей, приводило к изменению государственного строя довольно легко и просто. Так, например, всего через несколько лет после Великой Французской революции 1789 г., установившей во Франции республиканскую форму правления, Наполеон узурпировал всю полноту государственной власти и стал императором. Одной из причин превращения республики в монархию послужило отсутствие в республиканском государстве разделения властей, а также внутренних сдержек и противовесов между различными его органами, которые могли не допустить захват всей полноты власти Наполеоном. В современных демократических государствах существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. В результате власти сдерживают друг друга, не позволяя ни одной из них узурпировать всю полноту власти в государстве. Форма государственной власти может иметь или не иметь механизм сохранения равновесия и устойчивости и в ее отношениях с обществом, гражданами, негосударственными формированиями. Он должен обеспечить мирное, основанное на законе разрешение конфликтов и противоречий между органами государства и гражданами, их объединениями и организациями. В противном случае возможны насильственные, в том числе вооруженные, столкновения и изменения общественно-государственного строя. Так, например, одной из важных причин насильственного вооруженного захвата власти большевиками в октябре 1917 г. послужило то обстоятельство, что в России не существовало механизма мирного, законного разрешения политических и иных конфликтов и противоречий между царским правительством, его органами, чиновниками на местах и обществом, гражданами. Государственная власть была независима от народа, действовала по своему усмотрению, нередко вопреки интересам и воле подавляющего большинства населения. По отношению к представителям государственной власти народ был бесправен. Поэтому единственным способом разрешения противоречий между населением и правительством оставался насильственный, революционный. В настоящее время в демократических государствах существуют законные способы разрешения конфликтов между органами государства и обществом, в первую очередь, с помощью судов, являющихся самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что знание формы государства имеет большое значение не только для понимания ее роли и значения в жизни общества, но и для совершенствования устройства государства и его деятельности. Форма государства состоит из трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы. Формы государственного правления Под формой государственного правления понимается организация верховной государственной власти, структура ее органов, порядок их создания и взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в формировании органов государства и в контроле за их деятельностью. В зависимости от названных факторов государства по формам правления делятся на монархии и республики. В монархии высшим органом государственной власти является пожизненный монарх (король, шах, император). Законами не предусматривается отстранение монарха от власти. За свою деятельность он не несет ответственности перед народом. Так, по Воинскому уставу Петра I «государь — самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Как правило, монарх получает власть по наследству. Однако в отдельных случаях монархическая власть может быть выборной (например, избрание боярами Михаила Романова царем России). Она может приобретаться и путем узурпации власти государственным чиновником, военноначальником, религиозным деятелем (например, захват власти Борисом Годуновым в России, Наполеоном во Франции и т.д.). Монархия имеет длительную историю. В рабовладельческих государствах она представляла собой неограниченную деспотию, основанную на самовластии и произволе, иногда теократию, т. е. соединение верховной светской и религиозной власти у одного лица. В древних странах Азии и Востока (Вавилоне, Египте, Индии) царь или фараон нередко обожествлялся. В Древнем Египте он признавался сыном бога солнца Ра. Как форма правления монархия наиболее типична для феодализма. Иногда она принимала форму огромных феодальных империй, во главе которых стоял император. Монархии делятся на абсолютные или неограниченные и ограниченные, когда наряду с монархом государственную власть осуществляли другие органы. При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена. Он является главой государства, главой правительства, главным законодателем, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодализма, когда после феодальной раздробленности завершался процесс централизации государств. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась в некоторых странах Среднего Востока, например в Саудовской Аравии. Король этой страны сосредоточивает в своих руках и светскую, и духовную, и религиозную власть. Он осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть. При нем существует консультативный совет, не обладающий правом принятия самостоятельных решений. При ограниченной монархии государственная власть разделена между монархом и другими органами, как правило, состоявшими из представителей различных классов и сословий. Такая монархия называется также представительной или сословно-представительной монархией. Кроме сословно-представительной выделяют конституционную. Сословно-представительной была, например, монархия в Российской империи, когда наряду с монархом действовал властный орган — Земский собор, состоявший из князей, бояр, дворян, посадских, т. е. городских представителей, духовенства, торговых людей и даже крестьян. Земские соборы рассматривали и решали наиболее важные вопросы жизни государства, такие, например, как введение новых, изменение прежних налогов, ведение войны, составление и утверждение важнейших государственных актов и др. Аналогичную роль в средневековых Испании и Португалии играли кортесы — сословно-представительные органы, существовавшие при королях. Сословно-представительные органы не были постоянно действующими. Они собирались по необходимости. Конституционная монархия отличается от сословно-представительной тем, что власть монарха ограничивается постоянно действующим законодательным органом — парламентом, порядок формирования и полномочия которого закреплены в конституции страны. В результате образования конституционного законодательного органа произошло разделение властей. У монарха в основном осталась исполнительная власть. Он формировал правительство. Законодательная власть перешла к парламенту. В последующем право формировать правительство перешло к парламенту. В результате оно стало подотчетно парламенту. Монарх во многом утратил функции главы исполнительной власти. Такая монархия называется дуалистической. В современных конституционных монархиях, существующих в Англии, Бельгии, Испании, некоторых других странах, монарх во многом утратил реальную власть Его политическая фигура стала в основном номинальной, представительной. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, судебную власть осуществляют суды. Республика как форма правления, характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением и на определенный срок. Они подотчетны и подконтрольны населению. В этом состоит принципиальное отличие республики как формы правления от монархии. По способу формирования высших государственных органов республики делятся на демократические и аристократические. В демократической республике, согласно конституции, другим законодательным актам участвовать в выборах высших органов государства имеют право все граждане, в аристократических — только привилегированные слои общества. Демократическая республика, например, существовала в Древних Афинах. В них право на участие в формировании высших государственных органов было представлено всем свободным гражданам. В Древнем Риме, являвшемся аристократической республикой, в выборах высших государственных органов участвовали только патриции — истинные римляне древних родов, имеющие в собственности землю, рабов, другое имущество. В современных республиканских государствах избирательным правом и правом быть избранными в высшие государственные органы обладают все граждане страны. Поэтому современные республики признаются демократическими. В настоящее время республики делятся в зависимости от особенностей строения высших государственных органов, их полномочий, взаимоотношений между собой. По этим основаниям республики бывают парламентские и президентские. В парламентских республиках главным среди государственных органов является парламент. Он формирует правительство из представителей партий, имеющих большинство мест в парламенте, назначает его главу, выражает недоверие правительству, т. е. отправляет его в отставку, осуществляет парламентский контроль за его деятельностью. Парламентский контроль осуществляется путем заслушивания членов правительства об их деятельности, отчета правительства о выполнении бюджета, запросов депутатов членам правительства, которые обязаны дать ответ и в некоторых других формах. Президент в парламентских республиках также избирается парламентом. Он является главой государства, но не возглавляет правительство. Главой правительства является премьер-министр. Полномочия президента незначительные. В основном они сводятся к представительским функциям. В президентских республиках главой исполнительной власти является избираемый населением и независимый от парламента президент. Он формирует с согласия парламента правительство, назначает и увольняет его чиновников. Парламент не имеет права объявлять недоверие правительству и отправлять его в отставку, поскольку оно ответственно только перед президентом. Президент имеет право отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Последний может преодолеть вето президента повторным голосованием квалифицированным большинством голосов, т. е. большинством в две трети или три четверти голосов. Президент также обладает правом законодательной инициативы, назначения референдума, введения чрезвычайного положения, решает вопросы помилования, награждения, предоставления гражданства. Он издает указы, декреты, которые занимают важное место среди других нормативных правовых актов. Существуют также парламентско-президентские республики. В них президент не только возглавляет правительство, но является и главой государства. Он, с согласия парламента, назначает главу правительства, формирует правительство, может принимать его отставку и распускать парламент. Одновременно и парламент может принимать отставку правительства. К числу парламентских республик относится Италия, президентских — США, парламентско-президентских — Польша, Россия. Выделяют также суперпрезидентские республики, в которых власть президента очень велика (например некоторые республики Латинской Америки), и монократические республики с пожизненным президентом (КНДР, Тунис, Заир и др.).
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |