КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма государственного устройства. Форма государственного устройства представляет собой организацию государственной власти по территории
Форма государственного устройства представляет собой организацию государственной власти по территории, характеризует правовое положение территориальных органов государства, их связь и взаимоотношения с центральными органами власти. Но форме государственного устройства государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). Унитарные или единые государства не имеют в своем составе территориальных, региональных образований, обладающих в той или иной степени суверенитетом, а подразделяются лишь на административно-территориальные единицы, органы которых полностью подчинены центральной государственной власти и формируются ею. Унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах местные органы власти не обладают самостоятельными полномочиями в решении, они полностью подчинены центральным органам государственной власти и выполняют их указания. В децентрализованных государствах органы местного самоуправления формируются при определенном участии населения и наделены некоторыми полномочиями самостоятельно решать отдельные экономические, организационные и иные вопросы местного значения. Федеративные государства, в отличие от унитарных, обладают следующими характерными чертами. 1. В них существуют две системы органов высшей государственной власти — федеральные и субъектов федерации, которые формируются отдельно путем их избрания населением, соответственно, всей страны или субъекта федерации и которым подчинены соответственно другие федеральные органы или органы субъекта федерации, В унитарных государствах высшие государственные органы одни. Они называются центральными или главными. Все остальные органы на всей территории страны подчинены им. 2. Субъекты федерации обычно обладают учредительной властью, т. е. правом принятия собственной конституции или иного основного закона, определяющего структуру высших органов власти субъекта федерации, регулирующего порядок их взаимоотношений и деятельности. В унитарных государствах одна конституция, которая и определяет характер и структуру центральных органов. 3. Субъекты федерации являются государственными образованиями и обладают определенным суверенитетом. Однако их суверенитет не полный, не такой как у самостоятельных государств, а ограничен суверенитетом федеративного государства. Это обстоятельство выражается в том, что компетенция между центральными федеральными органами и органами субъектов федерации разграничена федеральной конституцией. При этом субъект федерации в пределах своей компетенции принимает независимо от центра самостоятельные решения. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пределах этих полномочий субъекты Федерации суверенны в законодательной, исполнительной и судебной сферах своей деятельности. В унитарных государствах административно-территориальные образования никаким суверенитетом не обладают. 4. Субъект Федерации имеет свою правовую и судебную систему. Система права субъекта федерации складывается из нормативных правовых актов, принятых законодательными и иными органами данного субъекта федерации в пределах их компетенции. К примеру, судебная система субъекта Российской Федерации состоит из конституционного или уставного суда субъекта федерации и мировых судей. В унитарных государствах система права и судебная система едины. 5. В федеративном государстве, как правило, двухпалатный парламент. При этом одна палата избирается всем населением страны, а другая — формируется из представителей субъектов федерации. В унитарном государстве парламент, как правило, однопалатный. Однако в некоторых странах, например в Англии, исторически была сформирована вторая или верхняя палата, члены которой назначались монархом. Она была создана с целью осуществления контроля за нижней, избираемой населением, палатой с целью недопущения принятия ею законов, не соответствующих интересам правящей династии. 6. В федеративном государстве существуют две системы государственных налогов — федеральная и налоговая система субъектов федерации, и соответственно формируются два государственных бюджета. В унитарных государствах одна система государственных налогов и один государственный бюджет. 7. Субъекты федерации могут иметь свой герб, флаг, столицу или главный город наряду с гербом, гимном, флагом и столицей федеративного государства. По мнению некоторых ученых, федерации бывают симметричные и несимметричные. При этом под симметричными федерациями понимаются такие, в которых субъекты федерации образуются по одному основанию, например национальному или административно-территориальному, и являются равноправными. Такими федерациями являются США, ФРГ. Асимметричные образуются и по национальному, и по административно-территоральному признаку. При этом субъекты федерации отличаются друг от друга по правовому статусу Такой федерацией является, например, Россия. Субъекты федерации — республики в отличие от субъектов федерации — краев и областей называются государствами и имеют свои конституции. Края и области, согласно Конституции Российской Федерации, не являются государствами, а их основные законы называются уставами. Другие ученые эти виды федераций называют федерациями, образованными по национальному, административно-территориальному либо смешанному принципу. Различают также договорные и конституционные федерации. Договорными называются федерации, образованные на основе договора, в котором определены правовой статус субъектов федерации и их взаимоотношения с федеральными органами государственной власти. В конституционных федерациях данные вопросы регулируются федеральной конституцией. Некоторые ученые считают, что Российская Федерация была образована как договорная федерация на основании Федерального договора 1992 г. После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. она стала конституционной, хотя определенные отношения федеральных органов с частью субъектов федерации регулируются договорами до настоящего времени. К федеративным государствам относятся Бразилия, Индия, Россия, США,ФРГ, к унитарным — Италия, Франция и др. Сложными государствами являются также империи, которые представляют собой, как правило, насильственно объединенные в единое государство территории, степень зависимости которых от центральной власти различна. Исторически империй было немного. К их числу относятся Римская империя, Британская империя, Российская империя. Главная их отличительная черта — различный правовой статус входящих в империю частей. Так, например, в Российской империи входящие в нее губернии находились на правах административно-территориальных единиц, Украина, Белоруссия — на правах субъектов федерации, Финляндия, Польша были практически самостоятельными государствами. Аналогичное положение существовало в Британской империи, в которой были колонии, доминионы, территории, находившиеся под протекторатом. Все они имели различный правовой статус. К формам государственного устройства относится также конфедерация, которая не является единым государством, а представляет собой добровольный союз суверенных государств. Она характеризуется следующими основными чертами. 1. Общеконфедеративные органы создаются на основе представительства от каждого участника конфедерации. Представительства имеют равное число голосов (как правило, один голос), независимо от численности населения государства; 2. Органы конфедерации взаимодействуют не с населением участников конфедерации, а с их правительствами, через которые реализуют свои решения; 3. Конфедеративные органы не могут принуждать участников конфедерации к исполнению своих решений; 4. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее участников; 5. Конфедерация обычно создается для решения каких-то конкретных задач. Так, советские республики, образовавшиеся в результате распада Российской империи, создали вначале конфедерацию для отражения империалистической агрессии. Сирия и Египет образовали конфедерацию для ведения войны с Израилем. Конфедерации обычно долго не существуют. Они либо распадаются (Сирия—Египет), либо превращаются в федерацию (СССР). В настоящее время СНГ начинает приобретать некоторые черты конфедерации. Сложное образование в этом отношении представляет собой Европейский союз.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |