Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы обучения письму Графический навык письма, его сущность, психофизиологическая природа

Графический навык письма, его сущность, психофизиологическая природа.

 

На начальных этапах своего развития письмо носило изобразительный характер. Это были сначала рисунки, передающие информацию, - пиктографическое письмо, затем сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков - идеограмм (идеографическое письмо). Но таким письмом нельзя было передать абстрактные понятия. Пиктографическое и идеографическое письмо собственно письмом не являются, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но и речь с её грамматическими и словарными особенностями.

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое), буквенное. Во всех письменностях имеются системы знаков - графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме - это слово, в слоговом - последовательность звучащих звуков, в буквенном - значащий звук.

Письмо - это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстоянии. Термин "письмо" означает процесс воспроизведения рукописных букв и их сочетаний на бумаге, который представляет собой техническую сторону речевой деятельности. сочетание слов "первоначальное письмо" используется для того, чтобы подчеркнуть специфику начального этапа овладения зрительно-двигательным звеном процесса письма, когда ученик обучается действиям по дифференцировке и перекодировке звуков в буквы и начертанию их с помощью определенных движений руки.

Термин " графика " толкуется в современном русском языке как совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками речи, а также сами начертания букв, знаков.

Графема - это минимальный знак системы письма, выражающий отношение соответствующей единицы языка к её графическому отображению: фонемы к букве.

Графический навык - автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков речи в соответствующие буквы, а также начертания их на бумаге с помощью соответствующих движений руки Графический навык представляет собой технику начертания букв и их элементов на бумаге. В своей основе - это сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляцонного, зрительного и рукодвигательного.

Особенности графического навыка в том, что это, с одной стороны, двигательный навык, т. е. такое действие, которое опирается на первый взгляд лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется перевод осмысленных единиц речи в графические знаки (перекодировка). Это придает письму характер сознательной деятельности. Эта сторона письма как специфической человеческой деятельности и составляет главное в навыке письма

Зрительно-двигательное звено графического навыка в период обучения грамоте является для первоклассника специальным предметом изучения. Если устная речь с самого начала используется человеком для коммуникации, то письменная речь должна пройти определенный путь технической подготовки, прежде чем стать средством общения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подведение итога урока | Формирование у учащихся достаточно четких зрительно-двигательных образов изучаемых букв
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.