Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и проявления дислексии

Основная причина дислексии – задержка психического развития (далее ЗПР) - аномалия развития, которая обычно проявляется на начальных стадиях обучения. Характеризуется трудностями усвоения знаний, умений и навыков при обучении. Чаще всего имеется церебрально - органический источник данного нарушения».

На практике, когда проявляются симптомы умственного, эмоционально-волевого и речевого отставания, термин "задержка психического развития" употребляется в широком значении. Но как клинический диагноз может быть поставлен только в результате пролонгированного наблюдения и комплексного исследования, проведённых медико-педагогической комиссией.

Учебная деятельность учащихся с ЗПР неорганизованна, непоследовательна, нерефлексивна, отличается низким уровнем развития таких компонентов, как целеполагание, планирование, самоконтроль и самооценка.

А. Ф Ануфриев, С. Н. Костромина называют такие причины низкого уровня обучаемости, как заниженная самооценка, индивидуально-типологические особенности личности, низкий уровень развития волевой сферы, высокая эмоциональная нестабильность, внутреннее стрессовое состояние, адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий, заниженная самооценка, повышенная импульсивность, причины вторичной выгоды, низкий уровень произвольности, низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень переключения внимания, развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы, низкая скорость протекания психических процессов, низкий уровень развития кратковременной памяти, низкий уровень развития логической, механической памяти, несформированность умения принять учебную задачу, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по памяти),преобладающую мотивацию учения – игровую, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, слабое понимание грамматических конструкций, низкий уровень развития образного мышления».

Ошибки чтения, встречающиеся у учеников начальной школы (Классификация Р.И. Лалаевой)

I. При усвоении букв могут быть следующие нарушения:

1. IIолное незнание букв.

2. Называние букв несоответствующими сочетаниями слов (буква А называется УО и т.п.), словами, начинающимися с соответствующих звуков (например, буква К называется «кошка», Д – «дом», буква Ё – «ёжик).

3. Незнание большого количества букв. Исключение составляют буквы, обозначающие гласные и некоторые согласные звуки.

4. Замены сходных по начертанию букв (Т-Г. В-Б, П- Н, Т-Н и т.д.).

5. Замены букв, обозначающих звонкие и глухие согласные звуки (З-С, Б-П, Д-Т: коза читается как коса, бочка - как почка, таскает - как даскает, моет как моед.

6. Недифференцированные замены букв, например: Д-Г, Ы-О, Х-К.
II. При чтении изолированных слогов могут быть следующие ошибки:

1. Побуквенное чтение слогов без последующего слияния - слог ба читается как [б], [а] и с последующим слиянием звуков – са сначала читается [с], [а], затем слитно- [са].

2. Замены слогов другими слогами, отличающимися лишь гласными звуками, при этом слоги читаются слитно – ро читается как [ру], но - как [ну], жу - как [жа]; замены слогов слогами с гласным а, при этом согласный звук слова воспроизводится правильно – жу читается как [жа], ро - как [ра], ну - как [на].

3. Замены согласного звука в слоге. Гласный звук воспроизводится правильно, слоги читаются побуквенно с последующим слиянием, все буквы читаемого слога называются правильно. Однако при последующем слитном их воспроизведении согласный звук слога заменяется. Например, слог ру читается как [р], [у] – [ну], ду читается как [ д], [у], [бу]. Замены звуков носят недифференцированный характер. Аналогичное искажение читаемых слогов встречается и у детей в норме, которые читают слоги сразу слитно. Как и в предыдущем случае, в процессе чтения слога производятся недифференцированные замены согласных. Например, то читается как «го» па - как «ба», ру как «ну», ха как а «на».

4. Замены слогов с твердыми согласными слогами с мягкими согласными звуками, например: слог ру прочитывается как «рю», ро – как «рё» ту - как «тю».

III. При чтении слов наблюдаются следующие нарушения.

1. Побуквенное чтение слогов в слове с последующим слиянием их воспроизведения (р, у ру, к, а,ка). Прочитанное таким способом слово осмысливается.

2. Побуквенное чтение слогов слова, но без их осмысления. В этих случаях прочитанное слово не соотносится с его значением. Так, слово мыло читают сначала побуквенно, затем слитно. Однако на вопрос: «Что им делают?» ребенок не дает ответа. При повторении педагогом слово осмысливается, в результате ребёнок правильно отвечает и находит соответствующую картинку. Правильно прочитанное слово ребенок не сразу может соотнести со словом устной речи, а потому и не осмысливает его.

3. Слоговое чтение и понимание только фонетики простых слов, т.е. слов, состоящих из двух открытых слогов или из одного закрытого (рама, дом).

4. Слово читается правильно но воспроизводится повторно как один бессмысленный слог, включающий некоторые звуки данного слова (каша читается сначала «ка-ша», затем воспроизводится повторно как «шу»; прочитанное слоговым способом «Ву-ра», затем повторяется как слог «ру».

5. При чтении слов первый слог читается правильно, второй же заменяется слогом, не соответствующим напечатанному (дает прочитывается как «да-рит») (С.84)

6. В двусложных словах искажается конец слов (слово пьёт читается как «пьере»).

7. Не читается конечная согласная слова (шар прочитывается как «ша»), конечная гласная (Луша как «Луш», вода как «вод»).

8. В конце слова после согласного добавляется гласный, например, вот читается как «нота».

9. Пропуски согласных при их стечении (кукла читается как «кула» и ест - как «ет») или слово заменяется другим - более простым (лампа читается как «лапа», ствол – как «стол».

10. Добавления гласных звуков между согласными при их стечении: вместо пасла дети читают «пасала», таскали – «тасакали»

11. Перестановки звуков в обратных слогах: арбуз дети читают как «рабуз», утка – «тука», дает – «дате», ест – «сет».

12. Неустойчивое искаженное прочтение слова, когда слово воспроизводится неправильно и заменяется другим словом или звукосочетанием, сходным по звукобуквенному составу: шкаф сначала читается как «шапка»,потом - как «шакал»; ест - как «сет», «сесу».

13. Замедленное чтение, когда, когда забываются звуки и слово воспроизводится искаженно (капуста – «пуста»).

14. Побуквенное чтение слогов слова без последующего слияния: называются буквы, составляющие слово, само слово не осмысливается.

15. Побуквенное чтение с хорошим пониманием прочитанного. Например, петух воспроизводится как «п, е, т, у, х», но слово правильно соотносится с картинкой.

16 Побуквенное чтение с последующим слитным воспроизведением, но не адекватным напечатанному, а содержащим некоторые звуки, входящие в состав предъявленного слова. Так, лыжа после побуквенного его прочтения воспроизводится как «жаба», «шалаш» или

«лужа»

16. Перестановки слогов при воспроизведении слова, прочитанного побуквенно (мыло - “м, ы, л, о –«ломы»). (мыло – «м, ы, л, о»

17. Вербальная парафазия - замена слов семантически близкими – при использовании приёма смысловой догадки.

Литература

Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательсьво «Ось-89». 1999, - 224с. (практическая психология).

 

Лекция №18

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция№17. Обучение чтению детей с задержкой психического развития | Условия коррекционной работы по формированию первоначальных навыков чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.