Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3: Групповые эффекты жизнедеятельности

4 3 2 1

Вопрос №2: Стадия развития малой группы.

А.В. Петровский

 

 

 

 

1. Ядро группы – задается предметом деятельности, все члены группы разделяют цели и нормы данной деятельности;

2. Ценностно-ориентационное единство данной деятельности – фиксирует отношение каждого члена группы к данной деятельности;

3. Ценностно-ориентационное единство межличностных отношений – структура межличностных отношений, насколько она значима для членов группы;

4. Поверхностные отношения между членами группы, основанные на эмоциональном принятии или непринятии.

 
 
Общественно

значимая

 
деят-ть

 

 

Наличие или отсутствие

межличностных отношений

 
 

 


1. Коллектив – высокая общественная значимость деятельности при высокой опосредованности межличностных отношений;

2. Диффузные группы – высока общественная значимость деятельности (носит положительный характер), однако структура межличностных отношений не сложилась;

3. Криминальные структуры и т.д. – межличностные отношения гораздо более сплоченны, а общественная деятельность носит отрицательный характер;

4. Направленность деятельности имеет антиобщественный характер без каких-либо межличностных налаженных отношений (бешеные фанаты после матча);

5. Искусственно созданные экспериментальные группы либо временные группы (пассажиры).

Групповые эффекты – механизм функционирования группы, посредством которых достигаются групповые состояния и осуществляются групповые процессы.

1) Эффект социальной фасилитации – эффект доминантных реакций человека в присутствии других людей. Был открыт в 1897 г. американский ученный Триплет – он назвал его «Эффектом присутствия других». Он установил, что он влияет на продуктивность и мотивацию деятельности, как следствие повышается активность человека.

Факторы формирования эффект социальной фасилитации:

1. Количество окружающих – чем больше людей, тем выше активность

2. Существующие отношения симпатии и антипатии – чем выше симпатия, тем выше эффект; чем выше антипатия, тем ниже эффект

3. Значимость людей для человека – чем больше значимы, тем больше стремимся взаимодействовать

4. Степень пространственной близости между людьми – чем ближе, тем выше активность.

2) Эффект принадлежности к группе (групповая идентификация). Групповая идентификация включает следующие компоненты:

1. Когнитивный – человек осознает свое принадлежность к группе путем ее сравнения с другими;

2. Эмоциональный – отражает переживание своей принадлежности группе различными чувствами;

3. Поведенческий – членство человека в группе предопределяет его поведение.

Серж Московичи три группы:

1. Объективной природной идентичности – пол, возраст;

2. Объективной социальной идентичности – национальность, религия, культура, гражданство, профессия;

3. Субъективной идентичности – ролевые характеристики человека и его образ (имидж).

3) Эффект социальной лени (Макс Рингельман) – по мере увеличения членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в обще-групповую работу.

Формула расчета вклада каждого участника группы в обще-трудовую деятельность:

С = 100 – 7(К – 1)

С – индивидуальный клад

К – количество человек

Факторы социальной лени:

1. Наличие или отсутствие индивидуальной ответственной за результаты труда (Если ответственность очень высока, то феномен социальной лени отсутствует);

2. Групповая сплоченность и дружеские взаимоотношения – чем ближе знаем друг друга, тем меньше бездельничаем, но и наоборот (при формальных отношения – феномен меньше, при неформальных – больше);

3. Численность группы – чем больше, тем выше социальная лень;

4. Культурные различия – члены коллективистических культур проявляют социальную лень реже, чем члены индивидуалистических структур;

5. Геномные различия – женщины гораздо меньше проявляют социальную лень, чем мужчины.

4) Эффект группомыслия – способ мышления, который приобретается людьми в ситуациях, когда поиск согласия становится доминирующим и пересиливает реалистичную оценку событий. Данный эффект был выявлен И. Джанис. Факторы, влияющие на групомыслие:

1. Оптимизм – ориентирован на то, чтобы найти общее мнение в группе, даже вопреки здравому смыслу;

2. Рационализация – группа тратит гораздо больше времени на объяснение своих решений, чем на анализ альтернативных решений;

3. Конформизм.

5) Эффект конформизма – изменение поведений или мнений человека, в результате реального или воображаемого давления группы. Данный эффект выявили М. Шериф и С. Аш.

Условия возникновения конформизма:

1. Ощущение своей не компетентности;

2. Авторитет со стороны членов группы;

3. Личностные особенности человека;

4. Численность группы – соглашаешься с мнением людей, если их количество больше 3-х человек.

Виды конформизма:

1. Внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются на внешнем уровне, на внутреннем уровне он ориентируется на собственный интерес;

2. Внутренний конформизм – человек полностью разделяет мнения и нормы группы, фиксирует их в своей системе ценностей;

3. Некотивизм – открытое сопротивление человека нормам и структуре группы;

4. Нонконформизм – человек существует как самодостаточный субъект и неподвержен влиянию группы.

6) Эффект подражания – следование общим образцам поведения, а также примеров и эталонам, принятым в группе. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, которые укрепляют и подчеркивают их групповую идентификацию.

7) Эффект «ореола» - направленность лица предопределять восприятия ситуации или другого человека специфической установки, которая имеется у него по отношению к данному лицу или явлению.

Условия возникновения данного эффекта:

1. Дефицит времени (человек вышел с экзамена, ты спросил как, и уже воспринял его настроение);

2. Перегруженность информацией;

3. Не значимость другого человека;

4. Стереотип восприятия.

8) Эффект «бумеранга» - действия или информация, направленная против кого-либо, как правило, оборачивается против тех, кто совершил данные действия или распространил информацию.

9) Эффект «мы и они» – это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект МЫ) и в соответствии с этим чувство отстраненности от других групп (эффект ОНИ). «Эффект мы» ориентируют группу на сплоченность, а «эффект они» на формирование группового тождества.

Эффект «мы и они» включает в себя 2 частных эффекта:

1. Эффект сопричастности – каждый член группы ощущает свою включенность в ее дела, как следствие повышается ответственность за результаты действия группы

2. Эффект эмоциональной поддержки – каждый член группы ожидает от других ее членов помощи, сочувствия и сопереживания

10) Эффект группового фаворитизма – тенденция благоприятствия членов своей группы в противовес членам другой группы. Основные закономерности действия:

1. Параметры деятельности группы – чем более значима деятельность группы, тем более проявляется данный эффект

2. Членство в группе и его значимость;

3. Успехи группы объясняются ее членами внутренними причинами, а неудачи группы объясняются внешними причинами.

11) Эффект группового эгоизма – направленность групповых целей, норм и поведения против прав и интересов других групп или общества в целом.

12) Эффект маятника – циклическое чередования настроения в группе (от з/п до з/п).

 

РАЗДЕЛ №2 - ПЕДАГОГИКА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №1: Понятие и структуры и виды малой группы | Вопрос №1: Педагогика как наука
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.