КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №3: Групповые эффекты жизнедеятельности
4 3 2 1 Вопрос №2: Стадия развития малой группы. А.В. Петровский
1. Ядро группы – задается предметом деятельности, все члены группы разделяют цели и нормы данной деятельности; 2. Ценностно-ориентационное единство данной деятельности – фиксирует отношение каждого члена группы к данной деятельности; 3. Ценностно-ориентационное единство межличностных отношений – структура межличностных отношений, насколько она значима для членов группы; 4. Поверхностные отношения между членами группы, основанные на эмоциональном принятии или непринятии. значимая
Наличие или отсутствие межличностных отношений
1. Коллектив – высокая общественная значимость деятельности при высокой опосредованности межличностных отношений; 2. Диффузные группы – высока общественная значимость деятельности (носит положительный характер), однако структура межличностных отношений не сложилась; 3. Криминальные структуры и т.д. – межличностные отношения гораздо более сплоченны, а общественная деятельность носит отрицательный характер; 4. Направленность деятельности имеет антиобщественный характер без каких-либо межличностных налаженных отношений (бешеные фанаты после матча); 5. Искусственно созданные экспериментальные группы либо временные группы (пассажиры). Групповые эффекты – механизм функционирования группы, посредством которых достигаются групповые состояния и осуществляются групповые процессы. 1) Эффект социальной фасилитации – эффект доминантных реакций человека в присутствии других людей. Был открыт в 1897 г. американский ученный Триплет – он назвал его «Эффектом присутствия других». Он установил, что он влияет на продуктивность и мотивацию деятельности, как следствие повышается активность человека. Факторы формирования эффект социальной фасилитации: 1. Количество окружающих – чем больше людей, тем выше активность 2. Существующие отношения симпатии и антипатии – чем выше симпатия, тем выше эффект; чем выше антипатия, тем ниже эффект 3. Значимость людей для человека – чем больше значимы, тем больше стремимся взаимодействовать 4. Степень пространственной близости между людьми – чем ближе, тем выше активность. 2) Эффект принадлежности к группе (групповая идентификация). Групповая идентификация включает следующие компоненты: 1. Когнитивный – человек осознает свое принадлежность к группе путем ее сравнения с другими; 2. Эмоциональный – отражает переживание своей принадлежности группе различными чувствами; 3. Поведенческий – членство человека в группе предопределяет его поведение. Серж Московичи три группы: 1. Объективной природной идентичности – пол, возраст; 2. Объективной социальной идентичности – национальность, религия, культура, гражданство, профессия; 3. Субъективной идентичности – ролевые характеристики человека и его образ (имидж). 3) Эффект социальной лени (Макс Рингельман) – по мере увеличения членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в обще-групповую работу. Формула расчета вклада каждого участника группы в обще-трудовую деятельность: С = 100 – 7(К – 1) С – индивидуальный клад К – количество человек Факторы социальной лени: 1. Наличие или отсутствие индивидуальной ответственной за результаты труда (Если ответственность очень высока, то феномен социальной лени отсутствует); 2. Групповая сплоченность и дружеские взаимоотношения – чем ближе знаем друг друга, тем меньше бездельничаем, но и наоборот (при формальных отношения – феномен меньше, при неформальных – больше); 3. Численность группы – чем больше, тем выше социальная лень; 4. Культурные различия – члены коллективистических культур проявляют социальную лень реже, чем члены индивидуалистических структур; 5. Геномные различия – женщины гораздо меньше проявляют социальную лень, чем мужчины. 4) Эффект группомыслия – способ мышления, который приобретается людьми в ситуациях, когда поиск согласия становится доминирующим и пересиливает реалистичную оценку событий. Данный эффект был выявлен И. Джанис. Факторы, влияющие на групомыслие: 1. Оптимизм – ориентирован на то, чтобы найти общее мнение в группе, даже вопреки здравому смыслу; 2. Рационализация – группа тратит гораздо больше времени на объяснение своих решений, чем на анализ альтернативных решений; 3. Конформизм. 5) Эффект конформизма – изменение поведений или мнений человека, в результате реального или воображаемого давления группы. Данный эффект выявили М. Шериф и С. Аш. Условия возникновения конформизма: 1. Ощущение своей не компетентности; 2. Авторитет со стороны членов группы; 3. Личностные особенности человека; 4. Численность группы – соглашаешься с мнением людей, если их количество больше 3-х человек. Виды конформизма: 1. Внешний конформизм – мнения и нормы группы принимаются на внешнем уровне, на внутреннем уровне он ориентируется на собственный интерес; 2. Внутренний конформизм – человек полностью разделяет мнения и нормы группы, фиксирует их в своей системе ценностей; 3. Некотивизм – открытое сопротивление человека нормам и структуре группы; 4. Нонконформизм – человек существует как самодостаточный субъект и неподвержен влиянию группы. 6) Эффект подражания – следование общим образцам поведения, а также примеров и эталонам, принятым в группе. В процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие стереотипы поведения, которые укрепляют и подчеркивают их групповую идентификацию. 7) Эффект «ореола» - направленность лица предопределять восприятия ситуации или другого человека специфической установки, которая имеется у него по отношению к данному лицу или явлению. Условия возникновения данного эффекта: 1. Дефицит времени (человек вышел с экзамена, ты спросил как, и уже воспринял его настроение); 2. Перегруженность информацией; 3. Не значимость другого человека; 4. Стереотип восприятия. 8) Эффект «бумеранга» - действия или информация, направленная против кого-либо, как правило, оборачивается против тех, кто совершил данные действия или распространил информацию. 9) Эффект «мы и они» – это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект МЫ) и в соответствии с этим чувство отстраненности от других групп (эффект ОНИ). «Эффект мы» ориентируют группу на сплоченность, а «эффект они» на формирование группового тождества. Эффект «мы и они» включает в себя 2 частных эффекта: 1. Эффект сопричастности – каждый член группы ощущает свою включенность в ее дела, как следствие повышается ответственность за результаты действия группы 2. Эффект эмоциональной поддержки – каждый член группы ожидает от других ее членов помощи, сочувствия и сопереживания 10) Эффект группового фаворитизма – тенденция благоприятствия членов своей группы в противовес членам другой группы. Основные закономерности действия: 1. Параметры деятельности группы – чем более значима деятельность группы, тем более проявляется данный эффект 2. Членство в группе и его значимость; 3. Успехи группы объясняются ее членами внутренними причинами, а неудачи группы объясняются внешними причинами. 11) Эффект группового эгоизма – направленность групповых целей, норм и поведения против прав и интересов других групп или общества в целом. 12) Эффект маятника – циклическое чередования настроения в группе (от з/п до з/п).
РАЗДЕЛ №2 - ПЕДАГОГИКА
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |