Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3: Продукты и методы

Продукты метода процесса обучения

Общую характеристику продуктивности метода обучения принято давать через два аспекта:

Уровни обучения – дидактическая характеристика;

Уровни познавательной активности учащихся – психологическая характеристика продуктивности (информационный уровень – репродукция усвоенной информации, проблемный уровень – учащийся способен вскрывать противоречия в существующей науки и разрешать их доступными ему способами, эвристический – учащийся способен формировать новые знания, модернизировать существующие, исследовательский – способен выявлять закономерности опытным путем).

4 основных уровня обучения:

1) Уровень знакомства – у учащихся формируется общее представление об изучаемом явлении.

2) Уровень репродукции – учащийся владеет основными понятиями, способен давать словесное описание явления, анализировать различные действия и исходы.

3) Уровень полноценных знаний – учащийся способен применять усвоенную информацию в практической сфере.

4) Уровень трансформации – характеризуется индивуального стиля мышления при сталкновении с данным явлении.

Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащегося направленная на достижение заданной цели.

Под дидактическими методами понимается совокупность путей и способов достижения целей направленных на решение образовательных задач. В структура метода обучения включается 3 характеристики:

· Прием – отдельный шаг в реализации метода обучения или его модификация.

· Объективная часть метода обучения – характеризуется постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в методе не зависимо от его использования различными педагогами.

· Субъективная – зависит от личностных качеств педагога и особенностей учащихся.

Классификация методов обучения:

1. Словесные методы обучения – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут.

2. Наглядные методы – иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся.

3. Практические методы – опыт, упражнения, учебно-производительный труд.

4. Методы работы с книгой – чтение, беглый просмотр, реферирование, цитирование, конспектирование, составление плана.

5. Видео методы – просмотр, упражнения под контролем электронном учителе, контроль.

Типы организаций отношений в процессе обучения:

Типы организации отношений – раскрывают характер общения и способы взаимодействия.

1. «Учитель - ученик» - является ведущей моделью обучения, основывается а непосредственном личном контакте, учитель выполняет организующую, ведущую роль в обучении и стимулирует учащегося к выполнению образовательных задач.

2. «Преподаватель - аудитория» - характеризуется диалогическим … основная форма общения – фронтальный диалог (лекция, доклад, выступление), ученик самостоятельно формирует мотивацию бучения и освоение материала.

3. «Учитель - группа» - характерна непосредственная коммуникация между учителем и учеником, акцент ставится на анализе имеющегося мнения и формирования их тождества (семинарское занятие).

4. «Учитель-средство обучения - ученик» - характерен для дистанционного обучения, коммуникация учителя и ученика опосредована техническими средствами.

Ведущими формами обучения являются уроки и лекции. В школе – урок.

Урок:

1. Предусматривает комплексную реализацию функции обучения (образовательная, развивающая и воспитательная функция)

2. Наличие специальной дидактической структуры:

· организационное начало и постановка задач урока;

· актуализация необходимых знаний и умений для освоения новых знаний (проверка домашнего задания, актуализация имеющегося опыта);

· объяснение нового материала;

· закрепление пройденного материала;

· контроль и оценка учебных достижений в течении урока;

· подведение итогов урока;

· задание на дом.

3. Содержание урока в соответствии с образовательным стандартом.

4. Каждый урок является определенным звеном определенной системы уроков.

5. Каждый урок соответствует основным принципам обучения.

6. Урок сочетает в себе средства обучения, представленные в индивидуальной или групповой форме.

Таким образом, структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков:

1. Комбинированный урок – наиболее часто встречается в практике. Структура:

1-2 минуты – организационная часть;

10-12 минут – проверка домашнего задания;

15-20 минут – изучение нового материала;

10-15 минут - сопоставление материала с ранее изученного и закрепление;

5 минут – подведение итогов урока;

2-3 минуты – формулировка домашнего задания.

2. Урок изучения нового материала – используется в практике при работе со старшеклассниками (урок-лекция, урок-конференция, проблемный урок, кино-урок);

3. Урок закрепления знаний – проводится в виде семинара, практикума, лабораторных работ или экскурсий. Основная задача – перенос усвоенной информации на практическую сферу;

4. Урок систематизации – направлен на повторение крупных блоков учебного материала, имеющих решающее значение для овладения дисциплиной.

5. Урок проверки (контроля) контрольные испытания, которые должны пройти учащиеся, для того, чтобы преподаватель узнал уровень освоения материала, знаний.

 

Ведущей формой обучения в высшей школе является лекция. Структурные элементы лекции:

1. Формулировка темы;

2. Сообщение, план (вопросы);

3. Список рекомендуемой литературы (м.б.)

Виды лекций:

1) Вводная лекция – дает первое целостное представление об учебном предмете, и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с целями и задачами дисциплины, дает краткий обзор курса, характеризует эволюцию данного научного знания и перспективные направления исследований;

2) Лекция-информация – ориентирована на изложение той информацией, которую необходимо запомнить студенту и в дальнейшем систематизировать;

3) Обзорная лекция – систематизация научных знаний по средством ассоциативных связей, исключающая детализацию;

4) Проблемная лекция – строится на принципах проблемного обучения и предполагает освоения учащимися материала в процессе диалога с преподавателем;

5) Лекция-визуализация – характерно визуальное подача информации и ее краткое либо полное комментирование преподавателем;

6) Бинарная лекция – предполагает чтение лекций в форме диалога 2-х преподавателей;

7) Лекция конференция – основная форма проведения это научно-практическое занятие. На данной лекции освещаются доклады, заранее подготовленные учащимися на определенную тему.

8) Лекция консультация – данная лекция проходит в режиме «вопрос-ответ».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос №2: Виды обучения и тип организации отношений в процессе обучения | Направление подготовки бакалавриат
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.