КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1. В данной статье законодатель предусмотрел ответственность за наиболее опасные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дифференциация уголовной ответственности обусловлена тяжестью причиненного вреда здоровью потерпевшего и количеством погибших в результате этих нарушений. 2. Объектом рассматриваемого преступления являются отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье человека. Факультативным объектом могут быть отношения собственности. Предметом преступления, согласно ч. 1 ст. 264 УК, могут быть автомобиль, трамвай либо другие механические транспортные средства. В примечании к комментируемой статье законодатель поясняет, что следует понимать под «другими механическими транспортными средствами». Это троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Под механическим транспортным средством надо понимать в соответствии с Правилами дорожного движения РФ 1993 г. любое транспортное средство (кроме мопеда), приводимое в движение двигателем. При этом нарушение правил безопасности дорожного движения на двух- или трехколесном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющем конструктивную скорость не более 40 км/ч, не подпадает под признаки преступления, предусмотренного комментируемой статьей. В этом случае наступает ответственность за преступления против жизни и здоровья (в зависимости от причиненного вреда) или против собственности. Под иными самоходными машинами понимаются любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик, мотоколяски, мотонарты и др.). Транспортные средства делятся на эксплуатационные и учебные, которые также сохраняют свойства источника повышенной опасности, при управлении ими тоже может быть совершено рассматриваемое преступление. Уголовная ответственность по ст. 264 УК наступает лишь в случае, когда лицо, управляя транспортным средством или иной самоходной машиной, Нарушает правила безопасности движения и эксплуатации транспорта. Если же нарушаются другие специальные правила (правила техники безопасности или иные правила охраны труда), то содеянное должно квалифицироваться по другим статьям, предусматривающим ответственность за посягательство на жизнь и здоровье, за нарушение правил охраны труда и т. п. 3. Объективная сторона данного преступления характеризуется: а) нарушением правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; б) наступлением тяжкого вреда здоровью человека; в) причинной связью между ними. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N° 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ. Этот же Закон определяет содержание основных терминов, которые применяются в Правилах дорожного движения. Под дорожным движением законодатель понимает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья, имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Правила дорожного движения РФ, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, устанавливают единый порядок дорожного движения в Российской Федерации. Этим же постановлением утверждены и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения — это деятельность, призванная предупреждать причины возникновения дорожно-транспортных Нарушение Правил дорожного движения может состоять в их невыполнении или ненадлежащем выполнении (превышение скорости, неправильный обгон, несоблюдение правил проезда перекрестков, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т. д.). Движение начинается с трогания транспортного средства с места и заканчивается его остановкой. Эксплуатация транспортных средств — это комплекс мер по обеспечению нормального технического состояния, сохранности и использования транспортных средств в соответствии с его предназначением. Правила дорожного движения содержат перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация указанных средств. Эти неисправности создают угрозу безопасности движения. К ним относят, в частности, нарушение габаритов перевозимого груза, количества пассажиров, буксировку машины на слабом тросе и т. п. Признавая лицо виновным в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, суд обязан указать в приговоре, какие именно правила были нарушены и в чем выразилось это нарушение. Часть 1 ст. 264 УК в качестве обязательных последствий предусматривает причинение тяжкого вреда здоровью человека. Содержание этих последствий определяется признаками, описанными в ст. 111 УК. Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК. необходимо установить, что наступившие последствия причинно обусловлены нарушением Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Вопрос о наличии причинной связи в транспортных преступлениях решается далеко не однозначно, трудности, которые возникают при его решении, порой обусловлены сложным взаимодействием целого ряда обстоятельств (неправомерными действиями водителя транспортного средства; неосторожным поведением потерпевшего, других лиц, плохим состоянием дороги, особенностями климатических условий и т. п.). В подобных случаях, если последствия явились причиной совместных действий нескольких лиц, лицо, управлявшее транспортным средством, будет отвечать по ст. 264 УК, а, например, пешеход — по ст. 268 УК. 4. Субъектами рассматриваемого преступления могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста, управлявшие транспортным средством. Это и лица, которые не имели водительского удостоверения, навыков управления транспортным средством. Субъект считается управлявшим транспортным средством и тогда, когда он управляет параллельно с лицом, которого обучает вождению, а также, если находится рядом с ним в машине во время движения. Однако если обучаемый пренебрег указаниями инструктора и нарушил правила дорожного движения, он может быть привлечен к уголовной ответственности. 5. Субъективная сторона данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности, на что законодатель специально обращает внимание. Невиновное причинение вреда будет иметь место в случае, когда, например, водитель транспортного средства рассчитывает на нормативное поведение пешехода или другого лица, управляющего транспортным средством, и в соответствии с этим координирует свои действия, в то время как эти участники дорожного движения резко меняют характер своего поведения, что обусловливает наезд на пешехода или столкновение с другим транспортным средством. Если виновный, используя транспортное средство, причиняет смерть или вред здоровью потерпевшего, то содеянное надлежит квалифицировать как преступление против личности по ст. 105, 111, 112 УК. [Статья 265. Утратила силу] Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями 1. В ранее действовавшем УК РСФСР предусматривалась ответственность по ст. 2122 за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. УК РФ расширил рамки ответственности, предусмотрев в ст. 266 ответственность не только за выпуск, но и за недоброкачественный ремонт транспортных средств. Статья предусматривает ответственность за недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупный ущерб. 2. Объектом данного преступления являются отношения, обеспечивающие безопасность движения или эксплуатацию транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь и здоровье людей, а также отношение собственности, нормальная деятельность государственных, общественных, коммерческих и иных организаций. 3. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется широким кругом деяний: а) недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения и др.; б) выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, путей сообщения и др. Недоброкачественный ремонт может быть выражен в неустранении всех неисправностей транспортного средства, в использовании неисправных запасных частей, приборов в нарушении технологического процесса ремонта и т. п. Производство ремонта транспортных средств и транспортного оборудования, путей сообщения, средств сигнализации и связи определяется технологическими правилами и нормативами, поэтому решение вопроса об уголовной ответственности зависит от установления нарушений этих правил и нормативов. Для этого необходима техническая экспертиза. Под выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств понимается выдача работником транспортной организации разрешения на выезд в рейс технически неисправного транспортного средства, что может быть причиной аварийной ситуации, наступления вредных последствий. Выпуск в эксплуатацию других предметов (средств сигнализации или связи, транспортного оборудования, путей сообщения) не охватывается содержанием данной статьи. Такие действия могут быть признаком других видов преступлений. Разрешение на эксплуатацию транспортного средства, имеющего технические неисправности, может быть письменным (выдача водителю путевого листа, пилоту — полетного задания и т. п.) или устным. Под выпуском в эксплуатацию следует понимать не только действия, но и бездействие (непринятие должных мер со стороны лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств, которые выпускаются в эксплуатацию). Данное преступление — материальное, оно считается оконченным с момента наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Обязательным признаком, характеризующим объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 266 УК, является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Специфика причинной связи состоит в том, что в этом случае действия лица, управляющего транспортным средством, причинно не обусловливают (не должны) наступление последствий. 4. Субъект преступления, объективная сторона которого характеризуется недоброкачественным ремонтом, — это лицо, фактически производившее ремонт транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, достигшее 16-летнего возраста. Это мастера, работники отделов технического контроля, частные мастера по ремонту автотранспортных средств. За выпуск в эксплуатацию транспортного средства отвечают работники государственных, общественных и коммерческих организаций, на которых действующими инструкциями и правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств. Это могут быть должностные лица транспортных хозяйств (заведующие гаражами, дежурные механики, диспетчеры), а также иные лица, по своему образованию, профессиональной подготовке способные исполнять возложенные на них обязанности по контролю выпускаемых на линию транспортных средств. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 6 октября 1970г. «О судебной практике по делам об автотранспортных преступлениях» расширил круг субъектов, отнеся к ним владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства. Такое толкование понятия «лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств» вызывает несогласие некоторых авторов. 5. Субъективная сторона данного преступления предполагает неосторожную форму вины, что определено законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 266 УК.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |