Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности античной философии




Древняя Греция.

Философия Др. Греции и Др. Рима.

Античный мир.

Развитие философской мысли 6-7- вв. до н.э. (включая 529 г., когда язычники были разогнаны по приказу императора Юстина), т.е. ~1000 лет.

Этот период делится на подпериоды.

1. Космологический (натуралистический). Проблемы природы, космоса, мироздания → милетская школа, пифагорская школа, шк. Иллиаков, шк. Гераклита Эфесского, шк. Демокрита и т.д. – 6-5 вв.

2. Гуманистический (антропологический) 5-4 вв. до н.э. Софисты – учителя мудрости. Сократ (сущность человека). Объект исследования – человек.

3. Философия Платона, Аристотеля. Период синтеза – открытие сверхчувственного, т.е. рационального – впервые основные философские проблемы.

4. Закат античной философии. Шк. Эпикура, шк. Стоиков (стоицизм), скептицизм, эклектизм и др.

5. Период христьянской мысли и ее зарождении – попытки сформировать веру новой религии в терминах античной язычной философии.

Победа христиан была отмечена преодолением античного способа мышления → Христианская мысль подготовить средневековую цивилизацию – сначала античное христианство, а потом европейские (характерное для Западной Европы) → католицизм → протестантизм.

Необходимо рассмотреть связь философии с социальной политикой, религией и искусством.

Религия и искусство – те же цели, что философия, но достижение по-другому:

Искусство постигало мировоззрение через воображение, религия через веру, а философия – через разум (что представляет собой объективный мир).

Огромную роль в развитии философии сыграла и политика – впервые созданы институты демократии, что стимулировало развитие философии. Именно древние греки впервые создали свободные политические институты → человек античного мира был независим и непокорен. Кроме того, социально-экономические условия наложили отпечаток → античный мир – центр ремесленной индустрии и коммерции – характерны для колоний (районы восточного побережья Малой Азии).

Культура развивалась в тесной связи с жизнью, стимулируя феномен свободы.

 

Термин «философия» ввел Пифагор, который полагал, что философия возможна только для божества, а человек лишь стремится познать мудрость – бесконечный процесс, т.к. абсолютная мудрость недостижима.

Философию можно представлять тремя моментами (единство трех принципов):

1. Содержание

2. Метод

3. Цель

Содержание. В основе необходимость рассматривать мир как целостное образование. Ничто в мире не существует вне целого. Любое явление – часть природы, космоса, мироздания → «Что есть основа бытия?» - этот вопрос характеризует принцип целостности, тотальности. Частная наука имеет узкие ограниченные позиции (секто) → познание явления.

 

Метод. Философия стремиться к рациональному объяснению всего сущего, т.е. с позиций разума и логики, т.к. слово (“logos”) есть видовой признак человека – позволяет человеку познавать мир, выйти за пределы своего бытия. Факты недостаточны – это пустой звук, их надо объяснить, что позволит выявить причину явления, генезис его (для медиков – этиологию и патеногенез заболевания).

 

Цель – чистое созерцание истины, желание постичь ее – бескорыстная любовь к истине и правде «идея ради идеи» и «знание ради знания» - к этому стремятся и восточные народы, но там было велико давление политических институтов. Можно точно сказать, что ощутить в опыте целое как целое, использую только разум (logos) и рациональный метод стало великим открытием греческой философии.

Оно структурно определило развитие западной культуры (в том числе и западно-европейской философии).

 

Особенности античной философии.

1. Разнообразие возникших в древней Греции типов философских учений, что сделало античной философской школой философского мышления для последующих времен.

2. Началом и исходной точкой оказался философский материализм.

3. История древне-греческой философии – классический образец не только двух основных философских направлений (материализм и идеализм), но и двух методов мышления (диалектический и метафизический).

4. Античная философия – детство философии. Характеризуется наивностью и стихийность. Материализм наивен, но диалектика стихийна.

5. Взлет медицины в древней Греции и Риме сопоставим с исключительным развитием искусства и философской мысли. Гигиена, хирургия, фармакология – легли в основу западно-европейской медицины.

6. Дух дискуссий, диалога, соперничества, что приводило к развитию философии, медицины и т.д..

Медицинские школы на острове Косс (Гиппократ). В Гиппократе непонятно, где начинается врач и заканчивается философ. Врачующий философ – у них «душа и тело не были растащены по разным факультетам».

 

Затем возник дуализм. А в античности – единство тела и души = психики и соматики. Первые философские школы возникли в Малой Азии – Милетская школа.

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – материалистические взгляды → «смотри и наблюдай», что такое мир, мироздание, космос, что есть основа. Из чего возник мир и во что все превращается. Но первообщество одушевлено.

Основоположник – Фалес (7-6 вв. до н.э.). Купец, гидроинженер, астроном в 585 г до н.э. предсказал затмение.

Первовещество – вода: все возникло из воды и превращается в воду. Первоначально: земля – плоский диск, плавающий в воде – не просто стихия, а божественная разумная вода (многобожие). Роль воды в том регионе была огромна; вода = золото (идея). Понятие материи отождествлялось с ее определенным физическим состоянием → некоторые границы.

Фалес, по мнению Аристотеля, первым попытался объяснить начало без мистических предположений.

 

Анаксимандр. 6-7 век до н.э.. Вещество первооснова → опейрон (бесконечное, неопределенное).. Земля, воздух, огонь могут превращаться друг в друга → между ними есть нечто общее – это и есть опейрон. Более глубокое понимание материи → безгранично внутренне – но остается некая структура при всех обращениях.

Анаксимен – главные произведения – о природе. Первооснова 0 воздух, т.к. его роль для жизни очень велика. Разряжение и сгущение – основа всех превращений. Предугадал один из законов диалектики – переход количества в качество.

 

Для Милетской школы характерно:

1. Искание первоосновы

2. Основа – лишь одна стихия

3. Субстанция – Первовещество

4. Первовещество – живое (=гелазоизм)

5. Совмещение философии и физических основ, подходов.

 

Демокрит – атомистическая философия (Эпикур, Лукреций). Сын крупного торговца.

В основе концепции: в основе всего атомы («атом» - неделимый). Первооснова – атомы, вечные, непроницаемые и внутренне неподвижные. Они отличаются по форме, порядку и расположению, постоянно действуют в пустоте. Демокрит заложил основы субстанциальной теории пространства и времени – атомы отдельно, пустота отдельно; т.е. время и пространство не зависят от вещества.

Теория атавизма основывалась на наблюдении и аналогии – тела могут сжиматься и разжиматься → есть атом и пустота + переносил некоторые явления на атомы. Душа возникает у огненных атомов и в них превращается, т.к. душа смертна → отрицание загробного мира.

Атомы – в движении и вне движения их определение в пустоте невозможно, т.е. все в мире причинно обусловлено. Отождествлял причинность и необходимость. Демокрит исходил из чувствительности, но атомы нельзя свести к чувствам. Конечное не может бесконечно делиться.

 

Гераклит (6-5 вв. до н.э.). Жил в Эфесе (Малая Азия), был отшельником. Считал основной задачей философии – познание истинного смысла всего сущного и человеческой жизни. Гераклит облекал мысли в особые формы – афоризмы. Н., «многознание не прибавляет ума, надо выявлять сущность». За свое глубокомысленное и неясное изложение Гераклит получил прозвище «Темный».

Основное положение философии → всеобщий универсальный закон движения: все в мире в движении → все течет, все обновляется, изменяется и ничто не может прибывать вне движения. Единство всего сущего среди яркого многообразия поддерживается постоянным переходом одних составных частей вселенной в другие, и потому мир представляет картину непрерывной смены явлений, непрерывного движения: «все течет и ничто не пребывает», «нельзя два раза войти в одну и ту же реку».

Первооснова – огонь, который также есть душа и разум (logos). Огонь никто не разжигал, он был, есть и будет.

Гераклит заложил основы объективной, стихийной диалектики мышлений, т.е. диалектика природы, мира.

Стихийная диалектика (в основные положения теории входят):

1. Представления Гераклита о вечном изменении всего сущного – причиной чего является постоянная борьба противоположностей.

2. Всякая вещь или свойство изменяется не каким угодно образом, а переходит в противоположность данной природы: теплое → холодное, влажное → сухое.

3. Благодаря борьбе противоположностей определяется их внутреннее тождество: «бессмертные – смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают».

4.Всеобщность изменения и переход свойств в противоположные делает все качества вещей относительными. В основе лежит logos = ритмика.

Т.о., у Гераклита все сущее – подвижное единство и борьба противоположностей.

 

Школа элеатов. Бытие – то, что всегда есть = единое бытие, то что скрыто от глаз, ушей, постигаемое только разумом. Зенон → «апории (неясности) Зенона». Дихотомия → деление пути наполовину.

 

Сократ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным является.то действие, которое дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности является самопознание ("познай самого себя"). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество - со злом. Основными добродетелями Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

 

Философия Платона.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По его мнению, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.

 

Аристотель.

Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует субстанционально.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдес (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.

Эйдес вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её Эйдес. Материя есть только возможность осуществления Эйдеса.

Если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

3. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом, является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

Художественно-творческий принцип в его завершении:

1. Подобно тому, как всякое материальное тело есть нечто, то есть является тем или иным эйдосом, и подобно тому, как эйдос живого тела есть принцип его жизни, то есть его душа, подобно этому и всякая душа, движущая телом в том или другом направлении, тоже имеет свой собственный эйдос, называемый Умом, так что душа есть энергия Ума.

2. Ум есть эйдос всех эйдосов.

3. Ум, несмотря на всю свою свободу от чувственной материи, содержит свою собственную чисто умственную материю, без которой он не был бы художественным произведением.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.