Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое время




16-18 вв. Развитие производственных отношений → переориентация философии по отношению к науке, т.е. тесно связана с наукой → проблема гносеологии (познания). Обостряется критика схоластики (средневековой философии). Диалог между номинализмом (опирался на чувства) и реализмом (опирался на разум) → империализм (опыт), рационализм. Девиз: «Не наука ради науки, а увеличение власти человека над природой, совершенствование сил человека». Опора на материальный опыт производства → эксперимент → учение о причинности (его теоретическое обоснование)

 

Френсис Бэкон (16-17 вв.) реформатор науки, производства. Основные работы: «Новый органон» (о достоинстве преумножения наук), «новая Атлантида», «Опыты и наставления» → родоначальник эмпиризма → индуктивный метод (от общего к частному) → логическая систематизация процесса научной деятельности. Призывал изменить отношение к науке (т.е. необходимость развития науки). Главный вклад – подвести под науку обновленное философское методологическое обоснование. Наука – единая связанная система, каждая часть которой должна быть также дифференцирована. Т.е. его философия опирается на естественные науки (естествознание). Чувства не погрешимы, т.е. являются источником знания. Главные методы: индукция, анализ, эксперимент, сравнение, наблюдение.

Философия и наука – основная цель: практическая значимость → овладеть силами природы. Философия спорит с ортодоксальной религией (в основе теория двойственной истины. Религия занимается верой. Наука – разумом). Главный девиз: «Знание есть сила». Практическое назначение науки неотделимо от теоретической части.

Философия Ф.Бэкона:

1. Задача познания: исследование природы.

2. Цель: господство над природой, усовершенствование жизни.

3. Основные методы: индукция эксперимент.

Польза человеку → изобретения, открытия. Однако наука того периода в жалком состоянии. В основе развития науки греческие (античные) открытия.

Проблемы науки:

1. Оторванность науки от своего корня – природа, опыта.

2. Предрассудки

3. Суеверное, слепое религиозное рвение.

4. Исключительное занятие моралью и политикой у римлян → т.е. необходимо обновление наук.

Выделяет объективные и субъективные условия реформы науки. Объективные – возродить науку к ее истокам → природе, опыту. Субъективнее – усовершенствование методов обобщений, образование понятий.

Логическое основание реформы науки – новая теория индукции. Очищение разума от заблуждения. Четыре идола заблуждения: рода, пещера, рынка (базар), театра.

1) Идол рода: ложное представление о мире, присущее всему человечеству. Антропоморфизм – наделение природных явлений человеческими свойствами. Вещи предстают в искаженном виде. Человеческий ум – искаженное зеркало.

Призраки рода: человек поддается тем доводам, которые сильнее поражают его воображение. Люди не познав одно явление, кидаются к другому. Ум по своей природе склонен рассекать (анализировать) природу и текучесть природы. Воспринимается как постоянное. Для преодоления: обращение к опытам, экспериментам.

 

2) Идол пещер. Особенности воспитания, образования. Склонность по-своему воспринимать мир, т.е. свой собственный мир, который препятствует объективному познанию мира. Преодоление: коллективный опыт, наблюдения.

 

3) Призрак рынка (площади). Арена, реальность, условия которые возникают не имея над собой реальной основы (т.е. обман, ложь). Возникают софизмы. Борьба с подобными «словесами» – задача науки → проведение экспериментов, проверка.

 

4) Идол театра. Ложные представления о мире, некритически заимствованные из различных философских систем. Против слепой веры в авторитеты, философские системы.

 

Развитее науки невозможно без преодоления идолов. №1 и №2 – естественные препятствия, №3 и №4 – приобретенные умом.

 

Проблема метода (учение). Метод имеет глубокое практическое значение, величайшая преобразующая сила, ориентирующая практическую и теоретическую деятельность.

 

Метод индукции. От частного к общему, опирается на органы чувств. Не игнорирует теоретическое знание. Метод: орудие, совершенствующее наше восприятие и наш ум. Метод позволяет классифицировать факты. Люди не должны уподобляться наукам, которые ткут нити из самих себя; муравьям, которые просто собирают. Человек должен быть подобен пчелам, которые упорядочивают. Бэкон определяет статус медицины как науки о наиболее сложной и многообразном теле природы. Медицина без философии не может быть надежной. Ложные философские убеждения. Задачи медицины: сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни (решает на видовом уровне). Первая теоретическая программа реформ медицины, которая носит негативный характер (т.е. критика суровой медицины). Особое внимание уделяется анатомическим исследованиям. Теоретически и этически оправданным является изъятие из врачебного лексикона термина «неизлечимо больной», т.к. это ведет к безразличию, безответственности. Предлагает создать особую область медицины → эвтаназия – методы, облегчающие человеку смерть. Внешняя эвтаназии – обезволивающие препараты. Внутренняя эвтаназия – подготовка души человека к переходу в мир иной. Указывает на выделение в медицинские направления «врачебной нити». При одновременном лечении больного несколькими специалистами необходимо иметь единый план → порядок, систематичность, искусственное чередование.

 

Эпоха просвещения.

Дж. Локк, Толанд, Ньюман, Вольтер, Руссо, Ламетри, Дидро, Гильвеций.

3 направления:

1. Классическое натурфилософское. Ломоносов. Двойственная истина.

2. Социологическое. Екатерина II. «Наказ» 1747 г. Социально-политические взгляды.

3. Антропологическое. Радищев, Добролюбов, Белинский.

 

Германия: Лессинг, Гердер. Философия предназначена для широких кругов населения и классу буржуазии. → Связь науки с практикой более ярко выражена → общественная полезность. Против метафизических концепций (Рене Декарта). Характерна уверенность в мощи человеческого разума, который опирался на научный опыт. Просветители ограничивают веру в религию в пользу науки. Мораль от религии → история религиозного свободомыслия.

 

Деизм – взгляд на религию как на веру, которой ограничивается лишь признанием бога в качестве первопричины, отказ от остальных положений.

 

Французское просвещение.

Вольтер и Руссо

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 17-18 в. Физик, психолог, литератор → один из вождей французского просвещений. Работы: трактат о метафизике, поэма о естественном законе, беседа дикаря с бакалавром («обращайся с другими так, как ты хотел, чтобы относились к тебе»), «Объясненная библия».

Идеи: борьба с католической церковью, против абсолютизма, религию сохранить только для утешения, против авторитетов, которые доходят до догматизма. Оказал влияние Дж. Локк (английский философ) материалистический сенсуализм → нет ничего в разуме, что бы не прошло через органы чувств. Вольтер отрицал наличие духовной субстанции, нет души, есть психические процессы и явления. Сторонник концепции Ньютона, развивал в ее форме сенсуализма. Разум – обобщение чувственных данных. Объект философского анализа → общие процессы. Общество – сочетание человеческих атомов, которые перемещались по воле правителей → надежды на просвещенного монарха. История – арена добра и зла, просвещения и невежества. Социальные бедствия – результат невежества или ошибки отдельных лиц. Противник теории европоцентризма. Идеализирует Петра. Вольтер сыграл роль в развитии просвещения во Франции.

 

Жан Жак Руссо. 1712-78 г. Учитель музыки. Очищение нравов → возрождение наук и искусств → парадоксальный, неординарные мыслитель. Указать, что нравственность – особая сфера человеческой деятельности или жизни человека, которая не совпадает с интеллектуальной. Социальный прогресс не может быть сведен к научному процессу. Упростил понимание цивилизации до уровня патриархальной идиллии. Согласие с природой. Природа не является складом продуктов. Единственный дом человека. Развивает сентиментализм → сердце и душа. Человек – субъект чувств. → «трактат о происхождении неравенства» → противопоставил природное и социально неравенство, второе возникает только на определенном этапе. С появлением частной собственности. Считает, что неравенство не существует изначально. Первая ступень неравенства: частная собственность. Вторая – государство (договор к образованию государственной власти – гарант). Третья – превращение государственной власти в деспотизм, который обретает новое понятие равенства. Моральное право на бунт. Руссо прославился романами воспитательного характера. «Эмиль» → естественный человеческие чувства. Главное – естественное воспитание. Против сословных привилегий. Воспитание на естественной, природной основе. Этот же принцип в вероисповедании → естественная религия → естественный разум, т.е. каждый вправе иметь своего бога → «Общественный договор» → принцип разумного эгоизма.

 

Философский материализм Дж. Локка. Медицина, физиология, биология. Основные положения: ни только всякая форма неотделима от материи, но и от движения. Материальные субстраты – неорганические, органические. В материи хранится не только способность к движению, но и всеобщая способность к ощущению. Человек произошел от животного → этические взгляды. «Рассуждения о счастье». Отвергал наличие абсолютных нравственных ценностей. Т.е. народы на разный стадиях развития имеют разные представления о добре и зле → государственное устройство.

 

Французский материализм. Суть процессов в мироздании определяется материей как субстанцией, ее движением, реализуется на необходимом уровне → случайностей нет. Все в движении. Закономерный характер. Значение: Решение основного вопроса философии → отношение мышления (разума) к бытию. Обоснование природы ощущений на материальной позиции. Общество → просветит позиции. Атеистические связи → выявление гносеологических причин → теория обмана.

 

Эммануил Кант.

Краткая характеристика немецкой классической философии. 80 г. 18ого века – 30 г. 19 века. Немецкая классическая философия → расцвет (вершина классической философии) рационализма. Абстрактная мысль достигает небывалого размаха. Продолжение разбора проблем природы (Гегель). Познающий субъект в центре философии → гносеология. Продолжена линия Декарта → процесс мышления → против метафизического подхода в изучении человека, общества → формируется принцип развития, в основе – диалектика (развитие через противоречия) + процесс мышления, который является не только комбинатором чувств, но обладает другой качественной структурой, то есть разум дает то, что не может дать чувственная сфера. Эта концепция активного мышления выступает в виде идеализма. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах, Маркс (но не идеалист → материалист). Язык философов сложен.

 

Эммануил Кант (1724-1804) Родился в Кенигсберге (нын. Калининград), занимался математикой, космогонией, биологией, философией, геометрией. Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба» (докритический период), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Каждое философское исследование след основ на критическом анализе.

 

Докритический период → вопросы философии природы. Принцип измерения сил, происхождения и развитие солнечной системы, перспективы развития Земли, происхождение живой природы, принцип целесообразности строения организма. Использовал: физика Ньютона, теорию движения планет Кеплера, работы Коперника. Кант говорил, что ученые должны ставить вопрос о том, как возникла Вселенная, ее будущее. Из-за неоднородного строения вселенной (наличие положительных и отрицательных заряды) собирались планеты → естественное происхождение вселенной. Против теории первого толчка. Живая природа, организм устроены по типу целесообразности, т.е. присутствует акт творения → наличие цели в каждом организме.

 

Критический период. Критическое исследование познающих способностей и исследование границ компетенции научного знания. Идея критического исследования приводит к априорному (доопытному) Познани., которое очевидно само по себе. Априорное (сознание) наука → математика, геометрия. Т.е. как возможны эти науки и философия если в них есть априорное знание?

 

Типы суждений:

1. Любое суждение состоит из субъекта и предиката (роза есть цветок) → аналитическое суждение базируется на анализе понятий, априорное → не надо прибегать к опыту. Нет прироста знания.

2. Понятия, которые представляют предикат, не входит в субъект → синтетическое (в процессе эксперимента получают знание) апостериорное (в процессе опыта). Естествознание построено на этом типе суждения.

3. Синтетические априорные суждения (синтез понятий). Н., прямая – есть кратчайшее расстояние между двумя точками) → соотношение искусственного с рациональным.

Кант считал, что наука не отражает связи, а находит в природе то, что там ищет, а не слепо следует за природой. Приводит в пример Галилео-Галилея → метод моделирования ситуаций, которых нет в живой природе, а потом применяет знания к природным явлениям → творческая природа познания → не субъект приспосабливается к объекту, а объект к субъекту. Объект → субъект (до Канта), объект ¬® субъект (от Канта) → гносеология. Понятие транстедентальное – структура чувственности и рассудка, которое обеспечивает условия априорного знания. Познание: чувственное и рассудочное. Транстедентальная эстетика – теория чувственного познания. Феномен – то, что есть чувственным созерцанием.

Феномен – материя апостериорна, форма априорна предшествует материи. Две формы чувственного созерцания: пространство и время. Не существуют сами по себе. Являются функцией субъекта. Априорны, находятся внутри познающего субъекта. Нет познания – нет пространства и времени → реляционная концепция. Пространство – форма внешнего чувства. Время – форма внутреннего чувства. Априорные суждения в математике основываются на времени; а геометрия основывается на чувстве пространства. Транстедентальная аналитика – сфера рассудочного познания. Рассудок анализирует данные чувственного познания формы (категории) мышления априорны. 4 типа категорий: количество, качество, отношения, модальности. В каждый тип входит три категории, т.е. всего 12 категорий. Количество: единство, множественность, целостность. Качество: реальность, отрицание, ограничение. Модальность: возможность/невозможность, случайность/неслучайность. Эти категории – основа опыта. Данные опыта распределяются. Понятие Транстедентальная апперцепция → самосознание познающего субъекта. Время организует самосознание человека.

 

Синтетическая деятельность рассудка прилагаема к чувствам. Кроме феномена существует мир ноуменов или мир вещей в себе. Вещь в себе – сущность, которую мы не созерцаем, мыслятся без связи с чувственным созерцанием – предельное понятие. Люди живут в мире феноменов, но люди пытаются попасть в мир ноуменов, возникают противоречия → познание в непознаваемом. Сфера «чистого разума». Разум – выход за пределы конечного мира. Трансцендентные идеи:

1. Психологическая. Идея о душе. Что это такое? Из сферы непознаваемого.

2. Космологическая. О единстве мира, космоса.

3. Теологическая. О Боге.

Антиномии чистого разума (противоречии неразрешимые). Мир имеет начало в пространстве и времени. Делимый мир не имеет начало. Т.е. доказывает совершенно разные точки зрения. Кант считал, что есть одно доказательство Бога – нравственность. Этика Канта построена на долге. Поступать так, как велик долг → этика должного. Долг базируется не на чувствах, а на разуме. В голове заложено, как поступать. Поступай так, чтобы относиться к человеку всегда как к цели, а не к средству. «Максима твоей воли имела форму нравственного закона». → «Критика способности к суждению».

-проблема целесообразности в отношении к возвышенному, прекрасному → эстетические проблемы.

-целесообразность строения живых организмов.

«Звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Моральный закон возвышает человека над всем миром.

 

Марксистская философия. 1818. Отделить Маркса идеолога и философа непросто, но необходимо. Маркс 1818-1883 г. Энгельс 1820-1895 г.

Маркс наследует рационализм и возродил материализм, связав его с человеческой историей. Системный подход заимствовал у Гегеля. Что устраивало в Гегеле? Философия духовная квинтэссенция своего времени. Содействовала общественно-историческому процессу. Постепенно отошел от позиций Гегеля. В 1843-45 переход на позиции Фейербаха (гуманизм, построенный на преодолении всех форм отчуждения и развитии родовой сущности). Во Франции изучал социализм и встретил Ф.Энгельса. Причины появления марксизма:

1. социально-политические (связано с развитием капитализма).

2. естественно-научные (закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина). Диалектический взгляд на природу.

3. теоретические. Французский утопический социализм. Английская политическая экономика. Немецкая классическая философия.

 

Антропологический

материализм Фейербаха.

 

Характерная особенность материализма Фейербаха – антропологизм, явившийся следствием исторических условий предревлюцой Германии и выражением идеала революционной буржуазной демократии. исходным пунктом философской эволюции Ф была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения - диалектики. Основное содержание и смысл фил-ии Ф – отстаивание материализма. Антропологизм Ф проявлялся в выдвижении на первый план сущности человека, кот. рассматривался им как "единственный, универсальный и высший" предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе Ф не удается, т.к.человек для него - абстрактный индивид, чисто биологическое существо. В теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Но в целом Ф не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как "бессознательное самосознание" человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф о социально-исторических корнях религии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.