Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные элементы задачи

I. Восприятие и осмысление задачи.

Этапы решения задачи и приемы их выполнения.

Этапы работы с арифметической задачей.

Л. II. Стойлова для решения задачи описывает следующие этапы:

1) восприятие и анализ содержания задачи;

2) поиск и составление плана решения задачи;

3) выполнение плана решения;

4) проверка решения и устранение ошибок.

 

М. А. Бантова рассматривает следующие этапы решения задач:

1 этап - ознакомление с содержанием задачи;

2 этап – поиск решения задачи;

3 этап - выполнение решения задачи;

4 этап - проверка решения задачи.

 

С. Е. Царева в своей статье «Обучение решению задач» предлагает следующие этапы решения задачи:

1) восприятие и осмысление задачи;

2) поиск плана решения;

3) выполнение плана решения;

4) проверка решения;

5) формулировка ответа на вопрос задали;

6) исследование решения.

Мы будем рассматривать следующие этапы работы с задачей.

1. Анализ текста задачи

2. Составление краткой записи.

3. Разбор задачи (для простой задачи – выбор арифметического действия)

4.Составление плана решения задачи

5. Запись решения задачи

6. Проверка задачи.

7. Ответ

8. Работа с задачей после решения.

 

 

Ознакомить с содержанием задачи значит, прочитав ее, представить жизненную ситуацию, отраженную в задаче.

Цель: Понять задачу, т.е. установить смысл каждого слова и на этой основе выделить множества, отношении, величины, зависимости, известное и неизвестное, искомое, требование.

1. Словесное изложение сюжета. Явно или в завуалированной форме
указана функциональная зависимость между величинами, числовые значения
которых входя в задачу.

2. Числовые значения величин или числовые данные о которых
говорится в тексте задачи.

3. Задание, обычно сформулированное в виде вопроса, в котором
предлагается узнать значение одной или нескольких величин. Эти значения
называются искомыми.

Нередко два первых элемента называют условием, а последний элемент вопросом задачи.

Необходимо обучить детей правильно читать задачу: делать ударение на числовых данных и словах, которые определяют выбор действия (было, взяли, осталось и т.д.). Умение выделять главное, останавливаться на существенном создаст хорошую базу для дальнейшего обучения решению задач.

Результатом работы на данном этапе должно явиться осознание текста задачи, то есть представление той ситуации, которая нашла в ней свое отражение, понимание того, что в задаче дано, а что необходимо найти.

 

Приемы выполнения:

1. Чтение задачи.

2. Правильное слушание и восприятие задачи на слух.

3. Представление ситуации, описанной в задаче.

4. Разбиение текста на смысловые части.

5. Переформулировка текста задачи (замена и изменение порядка слов).

При анализе структуры задач для построения ее первой модели (краткой записи) выделяют следующие психологически существенные элементы (М.В.Гамезо, В.С.Герасимова):

1) объекты, о которых идет речь в задаче

- обобщенные величины,

- конкретные значения этих величин;

2) функциональные зависимости величин;

3) характер ситуации;

4) связи и отношения между значениями каждой величины.

 

Для приобретения опыта в семантическом и математическом анализе текстовых задач (как простых, так и составных) используется прием сравнения текстов задач. Детям дается задание типа: Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? Какую задачу ты можешь решить? Будут ли эти тексты задачами?

Проанализируйте тексты задач.

Есть ли в задаче лишние данные?

Имеют ли задачи решение?

Задача 1. По реке навстречу друг другу движутся плот и катер. Скорость катера 9 км в час, скорость реки – 4 км в час. Расстояние между плотом и катером 52 км. Определите, на сколько изменится между ними расстояние через час. Есть ли в задаче лишнее данное.

 

 

Задача 2. При закладке сада площадью 40 га высадили яблоки, груши и смородину. Смородина занимает 3/10 участка, яблоки и груши – по 4/10 участка. Сколько гектаров занято яблоками и смородиной?

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различные способы решения арифметических задач | Иллюстрирование задачи (краткая запись)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.