Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виртуальные корпорации




В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуги) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт - это то, что производится моментально и адресно, по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Виртуальный продукт (как физический продукт, так и услуги) существует даже до того, как он произведен. Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в умах группы работников, программах компьютеров и гибких производственных линий. Другая отличительная особенность виртуальной продукции - возрастание роли потребителя как сопроизводителя продукции — может быть прослежена на примерах многих отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать прочные и длительные связи с поставщиком. Всего лишь за два десятилетия создание интегральных схем прошло путь от новых проектов, которые разрабатывались группами специалистов, а затем выполнялись в дорогостоящих лабораториях, до виртуальной продукции, создаваемой в течение нескольких часов и «строящейся» за несколько минут инженером, которому нет необходимости покидать свой кабинет, используя настольную «фабрику».

Виртуальная продукция становится результатом комбинации многочисленных и разнообразных достижений в технологиях. Например, новые процессы в печати связаны с использованием лазеров, ксерографии, интегральных схем, микропроцессоров, высокоскоростных коммуникационных процессов, технологий дисплеев и достижений в программном обеспечении. Одним из основных принципов производства виртуальной продукции является интеграция производственных процессов с поставщиками, выпускающими абсолютно взаимозаменяемую продукцию.

Большую значимость для потребителей имеет не только виртуальная продукция, но и появление корпорации нового типа, предназначенных для производства такой продукции Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки. Принципы образования виртуальной организации:

Упразднение отношений преимущественного подчинения.

Центры индивидуальной выгоды (прибыли).

Географическая рассредоточенность.

Отделение выработки политики от принятия решений.

Использование информационных технологий и телекоммуникационных процессов.

Свобода немедленного доступа к информации.

Совместная собственность и меняющиеся альянсы.

Объединение ключевых технологий и компетенции.

Ускоренное производство и обслуживание.

Возросшие индивидуальные права.

Образование в рамках организации

Совместная работа заказчиков, поставщиков, руководителей, исполнителей, государственных органов.

Виртуальная корпорация зародилась в воображении футуристов, превратилась в вероятность для теоретиков управления и теперь стала экономической необходимостью для общества Это сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов, с независимыми рабочими группами и структурами. Отличительными чертами виртуальной организации являются: непостоянный характер функционирования; осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций; взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью; образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности; частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным; договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Виртуальная корпорация является в основном совместной собственностью и стратегическим альянсом, связывающим воедино специфические цели и скоординированные усилия всех входящих в нее организаций. Базовая цель виртуальной корпорации — объединение ключевых технологий и компетенции для того, чтобы наиболее полно удовлетворить возникший спрос на потребительском рынке. Группы работников, объединенные с помощью компьютерных сетей, способны участвовать в едином производственном процессе, не только находясь в одном месте, но и одновременно в разных местах, разбросанных по всему миру.

Новые построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организаций, что часто трудно опеределить, где кончается одна организация и начинается другая. Индивидуальные организации работают вместе с помощью компьютерных программ и информационных технологий, что делает неизбежным появление информационных сверхсистем и порождает уверенность в широких возможностях альянсов партнерских организаций. Виртуальные организации все чаще заключают субконтракты с внешними структурами с тем, чтобы использовать преимущества организаций малых размеров, их гибкость и адаптивность. Внешних контрактов заключается так много, что они становятся каркасом, «зонтом» организации. Это и определяет ее основное качество — широкую распределенность в пространстве и во времени.

Нередко случается, что виртуальная организация благодаря информационным технологиям и телекоммуникациям распространяется по всему миру. Это создает условия для работы в реальном масштабе времени, позволяет проводить совещания с использованием компьютерных сетей. Системы пейджеров, радио- и телевизионных переговорных систем, современная оргтехника позволяют мгновенно преодолевать огромные расстояния, устанавливая связь с нужными работниками в заданное время, в любом месте их нахождения. Виртуальные организации обеспечивают серьезные конкурентные преимущества за счет существенного снижения затрат на основные и оборотные средства.

Виртуальная корпорация позволяет компаниям отказываться от неэффективных или неприбыльных участков работы (путем их передачи другим компаниям) и концентрироваться на том, что отвечает их основной компетенции, например, на проектировании продукта или его продаже. Такие конкурентные преимущества возможно использовать при комбинации способности рабочих групп, интеллектуального потенциала тех или иных команд Виртуальная корпорация подталкивает фирмы концентрировать свои усилия на таких сферах деятельности, к которым они лучшим образом приспособлены. Внешние контракты позволяют привлекать те организации, которые преуспевают в других областях и выполняют конкретные работы лучше, чем все остальные.

Такой подход к организации дела может быть рассмотрен на следующем примере. Компания «Найк» осуществляет продажу спортивной обуви и одежды. Основная деятельность «Найк» - разработка моделей продукции, маркетинг и торговля. На протяжении всего существования компании она не занималась производством своих продуктов. Эти продукты производятся более эффективно с помощью большого числа компаний-поставщиков, расположенных в Азии или других регионах и специализированных на определенных моделях обуви и одежды. Все компании вместе, образующие альянс, связаны между собой договорными отношениями. Эти отношения могут включать частичное владение собственностью родительской компании, но они продолжаются только до тех пор, пока родительская компания и компании-поставщики считают это выгодным (прибыльным). Такая организация бизнеса сделала возможным для «Найк» сосредоточить большой объем капитала на инвестировании в производственное оборудование для других компаний и в то же время разгрузить основную компанию в интересах обеспечения эффективных продаж. Если какой-нибудь определенный тип продукции потеряет свой рынок, «Найк» может выйти из альянса с производителем. Наибольшее преимущество состоит в том, что «Найк» может концентрироваться на деятельности, которую она выполняет лучше: проектировании, маркетинге и продаже продуктов. Благодаря этому «Найк» довела до совершенства свою деятельность по реализации продуктов.

Родительская компания может иметь временные альянсы в самых различных областях. Важнейшие черты виртуальной организации в данном случае — в ее временной природе и частичной интеграции с родительской компанией. Глобальный охват рабочих групп, небольших и средних организаций позволяет варьировать возможностями, отказываться от неэффективных производственных процессов, выполняемых не лучшим образом, и передавать их другим партнерам. В разных звеньях виртуальной корпорации происходит сосредоточение на тех функциях и фазах процесса производства, которые именно там могут осуществляться наилучшим образом. Виртуальные организации требуют нового мышления руководителей: отказа от всестороннего контроля, перехода от соподчиненности к неформальной координации, взаимного доверия, преобладания деловитости над карьерными устремлениями, преодоления пережитков иерархического управления.

В структурах виртуального характера важно поддерживать и способствовать развитию нового элемента — управления знаниями. С его помощью решается двуединая задача:

1) приобретение знаний, поднимающих уровень деятельности организации;

2) их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутрифирменного пользования.

Этого можно достичь с помощью тщательно разработанной концепции централизации, институционализации и практического использования накопленных знаний. В практике компаний известны случаи введения должности штатного эксперта (так называемого брокера знаний), который выступает в роли координатора между сферами предложения и потребления знаний. В интересах управления знаниями образуются межфункциональные проектные группы, создаются специальные компьютерные системы. Деятельность по использованию уже накопленных знаний и обеспечению поступления новой информации создает предпосылки формирования обучающейся организации. В виртуальной организации служебные обязанности будут постоянно меняться, также как и полномочия. Даже само определение служащего по найму изменится по мере того, как потребители и поставщики будут проводить в компании больше времени, чем сами работники этой компании.

Рынки сложной продукции XXI века потребуют оперативного и глобального решения вопросов адресной доставки потребителям разнообразных вариантов продукции. Эта продукция будет различаться не только по форме и функциям, но и по предоставляемым сопутствующим услугам, включая возможность заказчика присутствовать при разработке дизайна продукции. Производственная компания не станет изолированным участком, а скорее точкой пересечения в комплексной сети поставщиков, потребителей, инженеров и других функциональных услуг. Единственная возможность обеспечить заказчика виртуальной продукцией, которая соответствовала бы изменяющимся потребностям, заключается в том, что бы поддерживать базу интегрированных и постоянно меняющихся данных о потребителе, продукции, производстве и конструктивных методологиях. Это подразумевает новые, более сложные формы исследования рынка и новые особенности дизайна продукции, которые представляют интерес для заказчика. Одной из главных задач для многих компаний является разработка систем и программного обеспечения, позволяющих заказчику взять на себя обязанности по дизайну, которые прежде лежали на компании-производителе.

В этой связи можно говорить о виртуальной корпорации как о модели информации и взаимоотношений. Создание виртуальной продукции потребует применения более развитой информационной сети, собирающей данные о рынках и запросах потребителя, сочетания ее с новейшими дизайнерскими методами и интегрированной компьютеризацией производственных процессов. Эта система приводится в действие с помощью интеграционной сети, которая включает не только высококвалифицированных работников компании, но также поставщиков, дистрибьюторов, розничных продавцов и даже потребителей. Вот почему назрели глубокие изменения как дистрибьюторской системы компании, так и ее внутренней организации, требующие усиления ориентации на потребителя. С внешней стороны сеть поставщиков должна быть интегрирована именно с теми заказчиками, которые имеют с данными поставщиками общее оборудование, проекты, коммерческие тайны. Очевидно, что поставщики будут в большой зависимости от заказчиков, но по этой причине заказчики будут в равной степени зависимы от своих поставщиков. В конечном счете, в отличие от современных прототипов виртуальные корпорации будущего будут выступать не столько в роли отдельного предприятия, сколько - постоянно меняющегося центра сосредоточения общих направлений деятельности в огромной структуре взаимоотношений.

Корпорации, рассчитывающие сохранить конкурентоспособность, должны оперативно добиться совершенства как используемой информации, так и системы взаимоотношении с партнерами. Технологии сами по себе, без соответствующих изменений остальной части корпорации успеха не принесут. Вот почему процесс модернизации корпорации должен быть комплексным, охватывающим одновременно исследования и развитие, производство, маркетинг, сбыт, обслуживание, распределение, информационные системы, финансы. Существенно меняются требования к сотрудникам виртуальной корпорации. Указанным корпорациям будет необходим большой штат высококвалифицированных, надежных и образованных работников — людей, понимающих и применяющих новые формы информации, способных приспосабливаться к переменам и эффективно сотрудничать с другими рыночными агентами. Виртуальные корпорации будут функционировать успешно только в условиях совместной работы в такой команде, в которой работники, руководство, заказчики, поставщики и государственные органы стремятся к достижению общих целей.

 

Глава 5. Организационное развитие: от озарения - к технологиям организационного инжиниринга

Представление об "идеальной" компании.

Представления об идеальных свойствах или характеристиках изучае­мого объекта развиваются в различных областях знания: "идеальный газ" -в физике, "идеальный механизм" - в теории машин и механизмов, "иде­альный приемник" - в радиотехнике, "идеальная тепловая машина" - в те­плотехнике и т. д.

Представление об "идеальном конечном результате (ИКР) " оказалось продуктивным в разработанном Г.С. Альтшуллером алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ), который был развит затем в теорию (ТРИЗ), Под ИКР понимают при этом составленную по определен­ным правилам формулировку идеального ответа - решения изобретатель­ской задачи.

Формула ИКР отражает идеальный образ искомого решения задачи: требуемый эффект должен быть достигнут бея каких бы то ни было по­терь - недопустимого изменения и усложнения системы, ее частей или оперативной зоны, без затрат энергии, без возникновения помех.

"Идеальность" какого-либо технического объекта (ТО) характеризует­ся, например, следующими признаками:

Технический объект считается идеальным, если его нет, а функция выполняется. Идеальный объект заведомо лучше других - он ничего не стоит, абсолютно надежен (не может сломаться), не создает никаких по­бочных вредных эффектов (например, шума), не требует ухода и т. д.

Идея ИКР была перенесена затем на технические системы (ТС).

Идеальная ТС - это система, вес, объем и площадь которой стремятся к нулю, хотя способность выполнять работу при этом не уменьшается. Другими словами, идеальная система - это когда системы нет, а функция ее сохраняет­ся и выполняется. Кроме того, идеальная система развивается бесплатно".

Сформулирован даже эмпирический закон: развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.

Близкое к ИКР понятие "предельно совершенного технического реше­ния" A.И. Половинкин использовал при разработке методических основ автоматизации поискового конструирования.

Предельно совершенное техническое решение (ТР) некоторого класса ТС - такое, которое позволяет при очень (или ничтожно) малых затратах выполнять заданную функцию.

Оно характеризуется или значительно более высоким КПД, или весь­ма высоким отношением числа или размеров основных функциональных элементов ко всей ТС, или предельно высоким значением других важ­нейших показателей, или даже реализацией сформированной функции без создания и использования специальных технических средств.

Для конкретного класса ТС оно может служить целевым ориентиром в направлении прогрессивного развития этого класса.

В дальнейшем понятие предельно совершенного ТР трансформирова­лось в представление об " идеальном техническом решении (ИГР) ", кото­рое имеет одно или несколько следующих свойств:

- в ИТР размеры ТО приближаются или совпадают с размерами обрабатываемого или транспортируемого объема, а чистая масса ТО намного меньше массы обрабатываемого объекта;

- в ИТР масса и размеры ТО или его главных функциональных элементов приближаются к нулю, а в предельном случае - равны нулю (когда устройства
вообще нет, но необходимая функция выполняется);

- в ИТР время обработки приближается к нулю или равно нулю;

- в ИТР коэффициент полезного действия приближается к единице или равен
единице, а расход энергии приближается к нулю или равен нулю;

- в ИТР все части ТО все время выполняют полезную работу в полную меру
своих расчетных возможностей;

- ТО, имеющий ИТР, функционирует бесконечно длительное время без ремонта и остановок;

- ТО, имеющий ИТР, функционирует без человека или при минимальном его
участии;

- ТО, имеющий ИТР, не оказывает никакого отрицательного влияния на чело­
века и окружающую природную среду.

Представляет интерес использование концепции "идеальной системы" в сфере управленческого консультирования. Она применяется здесь в методологии разработки управленческих решений. Суть концепции за­ключается в том, что "идеальная система" (понимаемая здесь как наи­лучшая, функционирующая в идеальных условиях) кладется в основу проектирования, технологам и оргструктур управления. Идеальная сис­тема рассматривается при этом на трех уровнях:

- первый уровень - теоретически идеальная система (например, выпуск
продукции не лимитирован ни ресурсами, ни рынком);

- второй уровень - идеальная система в перспективе. В настоящее время
создать такую систему невозможно. Необходима работа по ее развитию и
исследованию;

- третий уровень - технически возможное идеальное решение. Данный уровень осуществим в случае существования идеальных условий.

Технология разработки решений по концепции идеальной системы состоит из следующих этапов:

- формирование идеальной системы в области решаемой проблемы;

- идентификация идеальных условий;

- разработка технически возможной "идеальной системы";

- разработка решения, спроектированного на основе идеальных решений.

Представление об идеальности изделия (потребительной стоимости) лежит и в основе методологии функционально-стоимостного анализа.

"Потребителю не нужны вещи как таковые. Им нужны их полезные свойства", - утверждают стоимостные аналитики.

Основатель метода "Анализ стоимости" американский инженер Л. Майлс говорил: "Покупателю нужны функции. Он желает полу­чить определенные действия от изделия и хочет, чтобы оно дос­тавило удовлетворение кому-то или ему самому. Он желает, что­бы изделие закрывало, поддерживало, передвигало, разделяло, чистило, нагревало, охлаждало или совершало еще какие-либо действия из определенных условиях и в определенных пределах".

О стремлении быть "идеальными" для потребителя свидетельствует и опыт американских так называемых "образцовых" компаний, то есть таких, которые длительное время занимали устойчивое положение на рынках сбыта. Они причисляют себя к "предприятиям по обслуживанию потребителей"

Кстати говоря, зафиксированные в мифологии различных народов скатерти-самобранки, ковры-самолеты, джинны "слушаю и повинуюсь" и т. д. - истин­ные прародители современных "предприятий по обслуживания потребителей".

Обобщая приведенные примеры представлений об идеальности в сфе­ре науки, техники и бизнеса, отметим следующее.

- Представление об идеальности позволяет прогнозировать сценарии разви­тия технических, производственных, социальных и т. д. систем, теоретиче­ски или логически формируя для этого обоснованное пространство "идеальных" признаков и их значений, к которому должны стремиться системы в процессе своего развития по определенным траекториям.

- Концепция идеальности позволяет наряду с исследовательским подходом, в
частности на основе метода "проб и ошибок", использовать нормативный подход к созданию и развитию систем.

- На основе моделей "идеальной системы", разрабатываемых для систем определенного назначения, появляется возможность оценивать степень совершенства системы не "от достигнутого" уровня, а по степени приближения ее к идеальному нормативному образцу.

- Естественно, что модель "идеальной системы" для систем определенного
класса разрабатывается человеком (коллективом) или в широком смысле слова субъектом. По мере развития знаний эта модель уточняется, конкре­тизируется или даже полностью видоизменяется. Субъективизм при этом преодолевается в ходе эволюционного развития систем.

Рассмотрим с данных позиций некоторые аспекты "идеальности" биз­нес-систем.

" Идеальная" бизнес-система - это модель, отражающая современные теоретическое представления о составе и идеальных значениях признаков, характерных для произвольной бизнес-системы или бизнес-системы опре­деленного класса.

С другой стороны, "идеальная" бизнес-система - это конечная мысли­мая точка, в которой согласно существующим теоретическим воззрениям сходятся все траектории в пространстве признаков, характеризующих развитое систем этого класса.

Одной из основных подсистем любой организации, обслуживающей среду, такой, например, как фирма или предприятие, является ее опера­ционная или производственная система (ПС). Рассмотрим на ее примере некоторые признаки "идеальности" таких систем.

Состав и значения признаков "идеальной" ПС как одной из подсис­тем предприятия, очевидно, не могут совпадать в полном объеме с при­знаками самого "идеального" предприятия. Уточним поэтому основное назначение ПС в составе предприятия. В качестве обобщенной главной функции ПС предприятия примем следующую:

Fo = "Производить продукцию (работы, услуги) в соответствии с задан­ными требованиями, условиями и ограничениями со стороны предприятия в целом и окружающей среды ".

В соответствии с концепцией "идеальной" системы идеально - это когда заданная функция выполняется без самой системы, без каких-либо отрица­тельных последствий для кого- или чего-либо и притом бесплатно, "даром".

Сформулируем основные признаки "идеальной" ПС предприятия. Их со­став определяется ответами не вопросы:

- Что "идеальная" ПС должна делать?

- Какой "идеальная" ПС должна быть?

Итак, "идеальная"ПС предприятия (фирмы) должна:

- не существовать в форме материального носителя;

- не создавать своей деятельностью каких-либо вредных или неблагоприятных последствий для окружения;

- осуществлять производство продукции (работ, услуг) "бесплатно" для предприятия, то есть с нулевой себестоимостью, в течение любого требуемого времени;

- производить продукцию (работы, услуги), отвечающую любым требованиям
по качеству, количеству, срокам, месту и внешним условиям по заказам
предприятия (его служб, подразделений).

Степень приближения реальной ПС к идеалу в процессе совершенствова­ния ее организации определяют как "степень идеальности " системы.

Повышение степени идеальности ПС в процессе прогрессивного раз­вития можно рассматривать как процесс ее адаптации к идеальному за­просу со стороны предприятия.

Движение ПС к "идеальности" возможно по различным траекториям. Траектория развития конкретной ПС определяется стратегией и тактикой ее организации, принятыми на каждом из этапов развития.

В соответствии с логикой нормативного прогнозирования "от идеаль­ного - к реальному" рассмотрим возможные стратегии приближения ПС к "идеальности " по некоторым из приведенных признаков.

Первый признак идеальности: ПС не существует в форме материаль­ного объекта или просто "отсутствует".

Отступая от идеального к реальному всего на один шаг, введем сле­дующее наиболее слабое ограничение. Поскольку функция ПС есть, по определению, требуемое действие (процесс), а действие - суть "проявле­ние свойства", а также зная, что свойства принадлежат вещам и вне ма­териальных объектов не существуют, примем, что ПС, выполняющая данную функцию, должна быть материальным объектом.

Учитывая только это ограничение и руководствуясь принципом "что не запрещено, то разрешено", сформулируем четыре стратегии прибли­жения ПС к " идеальности" по данному признаку:

- S1: ПС организуется, существует и развивается во времени и в пространстве
мгновенно и в минимальном "количестве" (размеры, масштабы, ресурсы и т. д.);

- S2: ПС организуется и появляется в данной области пространства в любом
"количестве", но "мгновенно" выполняет свою функцию и исчезает;

- S3: Сочетание стратегий S1 и S2 - ПС появляется в минимальном количестве, мгновенно выполняет свою функцию и исчезает;

- S4: ПС организуется, появляется, существует и функционирует "с двойным
назначением" - как средство производства и, например, как элемент ланд­шафтной архитектуры.

Эти стратегии объединяет один замысел: они построены на идее квазисуществования ПС: система как бы существует в данной области про­странства и в данное время и ее как бы нет ввиду малых масштабов, кратковременности появления или нахождения "под чужой вывеской".

Второй признак идеальности: ПС в процессе выполнения заданной функ­ции не должна создавать каких-либо вредных или неблагоприятных послед­ствий для окружения.

Из этого признака можно вывести ряд следствий-требований:

- на всех этапах своего "жизненного" цикла (ЖЦ) ПС не должна отрицатель­
но влиять на человека (в широком смысле слова - субъекта);

- на всех этапах своего ЖЦ ПС не должна отрицательно влиять на естественную
и искусственно созданную человеком среду с учетом отдаленных последствий;

- желательно, чтобы на всех этапах ЖЦ ПС благоприятно воздействовала на
факторы.

Образно говоря, "не навредить, но помочь" человеку призвана ПС предприятия, "приходя" в реальный мир.

Ответив на вопрос "Почему?" или "Для чего?", следует тут же задаться вопросом "Как?", "Каким образом?" можно двигаться к идеальному зна­чению данного признака. Здесь нет однозначных решений и существуют альтернативные подходы. Рассмотрим некоторые из них, начиная с принципа "не навреди".

В системе "ПС - окружающая среда" обязанности по предотвращению вреда среде могут быть:

a) возложены на ПС;

b) распределены между ПС и средой;

c) возложены на саму среду.

Поскольку причиной отрицательных воздействий на среду является ПС, было бы нелогичным расплачиваться за это самой среде. Поэтому вариант (с) в концепции "идеальной" ПС из дальнейшего рассмотрения исключаем. Стратегии приближения ПС к "идеальности" по данному признаку могут базироваться на следующих принципах:

- П1: предотвращение (недопущение) отрицательных воздействий;

- П2: уменьшение отрицательных воздействий, если их нельзя предотвратить;

- ПЗ: ликвидация отрицательных последствий вредных воздействий;

- П4: смягчение отрицательных последствий, если полная ликвидация невозможна;

- П5: компенсация влияния отрицательных последствий.

Можно использовать также рациональные комбинации принципов друг с другом.

К числу возможных стратегий развития ПС по этому направлению отнесем следующие:

- S1: минимизация числа и видов связей ПС с окружающей средой (локализация и изолирование ПС от среды). Изолированная ПС "ни с чем не связывается", "ни во что не вмешивается", поэтому никак не проявляет себя во внешней среде. Среда ничего "не знает" о ПС и не "ощущает" ее влияния;

- S2: максимизация числа и видов связей ПС с окружением (инверсия страте­гии S1). Формирование распределенных ПС, "растворение" ПС в среде;

- S3: размещение ПС в областях пространства (среды), "нечувствительных" к
появлению, существованию, функционированию или исчезновению ПС;

- S4: размещение (вынос) вредных частей или выходов ПС в "нечувствительных" областях пространства;

- S5: минимизация "количества" и (или) времени нахождения ПС в "чувствительной" среде или ее частях;

- S6: предварительная (опережающая) адаптация ПС к среде и наоборот (принцип "заранее подложенной подушки");

- S7: использование вредных выходов ПС в качестве полезных входов для
самой ПС или ее окружения.

Третий признак идеальности содержит требование "бесплатности" для предприятия продуктов производства (работ, услуг), создаваемых ПС.

Учитывая, что затраты - величина аддитивная, "бесплатность" резуль­татов функционирования "идеальной" ПС означает:

- "бесплатность" входных предметов преобразования (обработки, переработки, перемещения и т. д.);

- "бесплатность" самой ПС как инструмента преобразования входных потоков
(с учетом всех этапов ее жизненного цикла: от создания и функционирования
до ликвидации ее самой или отрицательных последствий ее деятельности).

Ослабив требование бесплатности для квазиидеальной ПС, приходим к критерию минимума затрат на нее. Минимум затрат на функционирова­ние ПС означает минимум затрат на:

- предметы преобразования (сырье, материалы, комплектующие и т. д.);

- обеспечение готовности ПС к функционированию в соответствии с заданными требованиями, условиями и ограничениями;

- обеспечение требуемых условий функционирования ПС;

- процесс функционирования;

- ликвидацию и (или) компенсацию отрицательных последствий, связанных с
появлением, существованием, функционированием, развитием или исчезновением ПС в данной области пространства.

Ограничиваясь проблематикой функционально-структурной органи­зации ПС, рассмотрим лишь некоторые из возможных стратегий дос­тижения "бесплатности" её функционирования:

- S1: минимизация числа нефункциональных "оплачиваемых" структурных элементов ПС с учетом всех этапов ее ЖЦ;

- S2: минимизация всех нефункциональных затратообразующих признаков ПС и ее элементов: нефункциональных свойств, действий, параметров и т. д.;

- S3: минимизация всех затратообразующих факторов, связанных с функциональными элементами ПС на протяжении их "жизненных циклов".

Четвертый признак идеальное™ характеризует развитие ПС в направ­лении увеличения их гибкости, адаптивности, многообразия реакций, много­функциональности, универсализации, быстродействия и т. д.

Ниже приведены некоторые правила, приемы, маршруты движения к "идеальности" в бизнесе, используемые отдельными ведущими мировыми компаниями.

На пути к "идеальности": "образцовые" компании, компании "мирового уровня".

Проведенное в США изучение так называемых "образцовых компаний", то есть компаний, длительное время успешно работающих на рынках сбыта, выявило целый ряд "бизнес-правил", которыми они руководству­ются для достижения успеха в бизнесе. Вот некоторые из них.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.