Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический —метод определения показателей ка­чества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений её фактических или потенциальных потребителей




Разрешение на осуществление деятельности (допуск предприятий к производству) на основе проверки способности организации производить доброкачественную продукцию (не допускать порчи продукции).

Тема 3. Роль контроля в обеспечении качества продукции и систем качества.

Контроль, испытания и оценка качества продукции

Потребитель должен быть защищён от недоброкачественной продукции, т. е. продукции, качество которой не соответствует обязательным требованиям к ней и/или качеству, заявленному в информации о товаре и нормативной документации. Форми­рование механизма защиты рынка от недоброкачественной продукции базируется на следующих основных положениях:

неотвратимость наступления ответственности изготови­теля за выпуск некачественной продукции или организации, по вине которой произошла порча продукции;

• предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной продукции;

При этом изготовителем является организация, которая проставляет на товаре свое название, товарный знак, марку или иную аналогичную информацию. В случае если изготовитель продукции не может быть идентифицирован, им считается им­портер или продавец.

В защите потребителя от недоброкачественной, а также фальсифицированной продукции большую роль играют испы­тания, контроль и оценка её качества.

 

Методы определения показателей качества продукции

Для того чтобы управлять качеством, необходимо осуще­ствлять измерения показателей качества и отклонений от них, возникающих при изготовлении, хранении, транспортировании, реализации, эксплуатации продукции под воздействием различных факторов. Эта процедура — неотъемлемая часть контроля и оценивания качества. Значительная часть характе­ристик продукции и отклонений (несоответствий) может быть определена измерительным методом с помощью технических средств измерений, используемых в метрологии. Вместе с тем существуют характеристики, которые невозможно измерить количественно (цвет, вкус, запах, соответствие моде и стилю и др.) из-за отсутствия соответствующих средств измерений. Поэтому для определения и оценивания показателей качества продукции используют различные методы: измерительный, сенсорный (органолептический), расчётный, регистрационный, социологический, экспертный.

Измерительный метод определения значений показате­лей качества продукции, осуществляемый с помощью техниче­ских средств измерений. Этот метод наиболее распространён при определении единичных показателей функциональных, эрго­номических, экологических свойств, надёжности, безопасности. Техническими средствами измерений здесь служат в основном меры и измерительные приборы.

Достоинство метода состоит в объективности, сопостави­мости и воспроизводимости результатов измерений; недос­татки — в больших затратах на приобретение и обслуживание средств измерений, подготовку персонала, оборудование поме­щений для проведения измерений. Кроме того, значительная часть методов является разрушающими, что также повышает стоимость испытаний.

Технические средства измерений позволяют определить количественные характеристики продукции и использовать их для оценки полученных результатов.

Органолептический (сенсорный) — метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия орга­нами чувств человека — зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений. Оценить органолептическим методом — означает провести идентификацию и качественное исследование продовольственного или непродо­вольственного товара при помощи органов чувств человека.

При контроле и оценке качества пищевых продуктов органолептическими методами можно определить вкус, цвет, запах, консистенцию и другие характеристики.

Определяющие характеристики качества некоторых не­продовольственных товаров из-за отсутствия соответствующих измерительных методов можно оценить только органолептическим методом. Это звучание музыкальных инструментов, запах духов, консистенция лакокрасочных материалов, текстура раз­личных материалов. К ним относятся и простые испыта­ния на выявление характера горения полимерных материалов, их поведение в условиях повышенной влажности (например, изменение прочности вискозных волокон) и т. д. Исследования просты, проводятся быстро в любых условиях; образец товара при этом не разрушается.

Длительное время результаты исследований органолептическими методами не считались достоверными из-за их субъективности, так как на результаты оценки с помощью органов чувств влияет физическое и психическое состояние дегустаторов, их опыт и квалификация, методика подготовки и представления образцов, состояние помещения, в котором осуществляются испытания, и множество других факторов. Од­нако современные методы работы с дегустаторами (правильный предварительный отбор и последующий тренинг) позволяют существенно снизить вариабельность оценок и повысить воспро­изводимость результатов. В настоящее время органолептические методы оценки качества продуктов питания стали настолько широко распространены, что многие говорят о «сенсорной рево­люции в XXI веке». На предприятиях разрабатываются програм­мы органолептического контроля качества продуктов питания, основанные на международных стандартах ИСО. Эти программы позволяют создать лабораторию органолептических испытаний продуктов, осуществить тестирование сенсорной чувствительно­сти и обучение дегустаторов, создать методики сенсорной оценки продуктов, выпускаемых предприятием. Это даёт возможность производить продукты питания, имеющие органолептические характеристики, соответствующие пожеланиям потребителя, и обеспечить стабильность данных характеристик.

Все методы органолептической оценки согласно общепри­нятой международной классификации подразделяются на ана­литические и потребительские.

К аналитическим относятся три вида методов: различи­тельные, описательные и методы с использованием шкал и ка­тегорий. Их основу составляет профессионализм дегустаторов. Члены дегустационных (оценочных) комиссий, осуществляющие оценку товаров этими методами, должны обладать хорошей сенсорной чувствительностью к вкусам, запахам, текстурам; должны быть правильно отобраны и обучены. Получаемые ре­зультаты оценок, как правило, достаточно надёжны, количество ошибок невелико.

К потребительским методам относят методы, при ис­пользовании которых оценку осуществляют покупатели или потребители оцениваемых товаров, хорошо знакомые с их сенсорными характеристиками и особенностями. Результаты испытаний основаны на интегрированном восприятии и обыч­но выражаются в виде симпатий или антипатий. Лучше всего, если испытания каждого вида (группы) товаров проводят одни и те же лица.

Однако органолептические методы имеют и существен­ные недостатки: достоверность оценок не всегда высока, они могут быть субъективны, так как зависят от практических навыков и способностей исследователя; результаты не мо­гут быть выражены в точных единицах, поэтому они трудно сопоставимы.

Расчётный метод определения значений показателей качества, осуществляемый на основе использования теоретиче­ских и/или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.

Этот метод является весьма распространённым для оценки качества многих товаров. С его помощью величину одних показа­телей рассчитывают по значениям других, полученных измерительным или сенсорным методами. Например, прочность тканей можно оценить, используя данные о прочности составляющих их нитей; калорийность пищевых продуктов — по соответствующим характеристикам их ингредиентов. Расчётные методы позволя­ют заменить дорогостоящие или длительные измерения одних показателей более простыми измерениями других.

Экспертный метод, при использовании которого опре­деление значений показателей качества товаров осуществля­ется на основе решения, принимаемого экспертами. Этот метод получил широкое распространение и применяется в случаях, когда показатели отдельных свойств товаров нельзя опреде­лить другими методами и выразить в конкретных величинах. Экспертный метод основан на использовании обобщенного опыта и интуиции группы специалистов-экспертов. При оценке уровня качества экспертный метод используется и для решения других задач: выбора номенклатуры свойств, составляющих качество; определения коэффициентов весомости при расчёте комплексных показателей качества и др. Результатом экс­пертного метода всегда должны быть количественные оценки, обычно выражаемые в баллах. Эти результаты всегда зависят от квалификации экспертов так же, как точность измери­тельного метода зависит от точности используемых средств измерений.

Ценность этого метода состоит в возможности получения информации о свойствах товаров непосредственно от потреби­телей. Он широко используется в нашей стране и в зарубежных исследованиях. Опросы потребителей часто проводят изготови­тели продукции или фирмы, осуществляющие её реализацию, выясняя следующие вопросы:

• насколько товар соответствует потребностям потребителя;

• каково отношение потребителя к товару и какая из харак­теристик товара является для потребителя наиболее важной;

• какие недостатки имеются у товара;

• какими дополнительными свойствами, выгодно отличаю­щими данный товар от товаров-конкурентов, он должен (или может) обладать;

• какую цену может дать потребитель за товар;

• чем привлекательны для потребителя товары конкурен­тов;

• где, как, при каких условиях потребитель собирается ис­пользовать товар.

Социологические оценки имеют большое значение в управ­лении качеством, в том числе в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000, так как позволяют определить и выполнить требования потребителей.

Измерительные, органолептические, расчётные, социо­логические и экспертные методы используют и при опреде­лении показателей качества услуг, а также при определении его соответствия требованиям документов по стандартизации, добровольной сертификации, разработке систем менеджмента качества услуг.

 

Контроль качества продукции

Важнейшую роль в предотвращении поступленияв сферуобращения товаров с низким уровнем показателей свойств и производственного исполнения играет контроль их качества.

Контроль качества это проверка соответствия коли­чественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установ­ленным техническим требованиям. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В резуль­тате контроля выявляются отклонения от требований — несо­ответствия и дефекты.

В этом случае, если параметры продукции не соответствуют заданным требованиям, система контроля качества позволяет оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствий и устранить их.

Контроль является неотъемлемой частью процесса управ­ления любым объектом, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами.

Контроль, включающий органолептическую проверку и измерение определенных характеристик товара, возник ещё в XIX в. и осуществлялся техническими контролерами, рабо­тающими на предприятиях. Они контролировали все изделия, разделяя их на качественные и дефектные.

В условиях современного массового производства эффек­тивность такого контроля невысока, так как после завершения процессов производства, управляющие действия могут иметь лишь корректирующий характер. Меры по исправлению воз­никших несоответствий являются крайне неэффективными и не гарантируют отсутствия повторных отклонений. Кроме того, они могут быть сопряжены с большими затратами.

Для обеспечения требуемого качества товаров усилия долж­ны быть сосредоточены не на борьбе с выявленными дефектами и несоответствиями, а на предупреждении их появления, т. е. на управлении процессами производства. Именно на управлении процессами и построены современные системы менеджмента качества.

Однако до настоящего времени традиционный контроль качества широко используется многими промышленными предприятиями. Его основу составляет технический кон­троль проверка соответствия объекта контроля техническим требованиям.

Сущность контроля состоит в получении информации о состоянии объекта контроля и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, содержащи­мися в нормативных и технических документах, договорах на поставку.

Объект контроля продукция (товары), процессы их производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, а также техническая и сопроводительная документация.

Проверяемые объекты технического контроля

1. Материалы и ЭРИ (злектрорадиоизделия) при входном контроле

2. Изготавливаемая продукция

3. Качество выполнения технологического процесса

4. Контроль за средствами метрологического обеспечения

5. Поверка оборудования в цехах

6. Проверка технической документации в конструкторском и технологических отделах

Дефекты и градация продукции по качеству




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.