КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Командная экономика
План Дополнительный Основной Рекомендуемой Литературы Библиографический список 1. Крутик А. Б. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2007. 218 с. 2. Стяжкина В.В. Тульский государственный университет. Технико-экономический анализ деятельности предприятия: учеб.пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. 156с. 3. Волков О. И. Экономика предприятия: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2007. 280 с. 4. Васин, Л.А. Тульский государственный университет. Потери предприятия при формировании портфеля заказов: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. 108с.
1. Сергеев, И.В. Экономика организации (предприятия: учеб.пособие для вузов. 3-е изд.,перераб.и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 576с. 2. Шепеленко, Г.И. Организация и планирование производства на предприятии.100 экзаменационных ответов: учеб.пособие. 2-е изд.,перераб.и доп. М.: МарТ, 2006. 256с. 3. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2007. 601с.
1. Экономическая теория: предмет, функции экономические категории экономические законы. 2.Основные этапы развития экономической мысли и экономической теории как науки. 3.Методы экономической теории. 1. Слово «Экономика» происходит от греческого «ОЙКОНОМИЯ», что в буквальном переводе значит «искусство ведения домашнего хозяйства». Его ввёл в оборот древнегреческий писатель и историк Ксенофонт. Однако содержание его сегодня существенно изменилось - хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями. Он сложен и загадочен, а главное открыт для каждого, кто хочет войти в него активным участником. Быть вне экономики не возможно. Экономика – это: Во-первых, совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. Во-вторых, совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка. В–третьих, отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, национальное хозяйство страны или группы стран. Экономическая теория изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов. Структура экономической теории включает 3 уровня: Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических субъектов (рассматривает отдельное производство или предприятие, поведение покупателя, продавца, домашнее хозяйство). Макроэкономика изучает функционирование национальной экономики в целом. Мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения, их закономерности в мировой системе. Также выделяют позитивную и нормативную экономическую теорию. Позитивная изучает то, что есть на самом деле, объективно. Нормативная выражает субъективные оценки и изучает то, как должно быть наилучшим образом, каковы должны быть цели экономического развития и экономическая политика. Экономическая теория выполняет ряд важных функций: 1.познавательная, т.е. объяснение сложного окружающего мира, определение очерёдности, зависимости, закономерности экономических явлений и процессов; 2.теоретическая, т.е. проникновение в сущность явлений, выдвижение совокупности категорий и законов функционирования экономической системы; 3.методологическая, т.е. является основой для развития других экономических наук (экономической статистики, бухгалтерского учёта, менеджмента, маркетинга, финансов и кредита, экономической истории, отраслевой экономики и других); 4.практическая, т.е. использование теоретических знаний для решения конкретных экономических проблем, для разработки экономической политики; 5.идеологическая, т.е. ориентация на определённую систему ценностей общества, формирование экономического сознания и экономического мышления. Экономическая теория имеет свой язык – специальные термины – экономические категории. Экономическая категория - это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений экономического мира. Например, деньги, труд, заработная плата, налог, монополия и др. Экономическая категория – это: · результат теоретического анализа и предпосылка дальнейшего, · результат проникновения в сущность, · теоретическое выражение экономического отношения, · «имя» экономического отношения или процесса. Экономические категории носят исторический характер, исчезают, меняют своё содержание. Подразделяются на общие и частные. Общие категории отражают глобальные условия функционирования производства или экономический системы (например, труд, собственность, фактор производства, благо). Частные приближены к конкретным экономическим процессам, отражают функционирование подсистем экономики (например, процент, акция, дивиденд, прибыль). Все экономические явления и процессы развиваются под воздействием экономических законов. Экономические законы – существенные, устойчивые постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи в экономических явлениях и процессах. Между законами развития общества (экономическими законами) и законами природы существуют общие черты и различия. Общее то, что, как законы природы, экономические законы объективны, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Различия заключаются в следующем: - Экономические законы являются законами человеческой деятельности. Они возникают в процессе деятельности людей и осуществляются через нее. Законы природы действуют и вне человеческого общества, например, закон всемирного тяготения. - Законы природы вечны, экономические законы исторически преходящи. - Открытие и применение экономических законов требуют определенных усилий, так как это использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества. Экономическая наука классифицирует законы по крупным группам: всеобщие, общие специфические и законы. Всеобщие экономические законы - это законы, свойственные всем историческим эпохам (например, законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда). Общие экономические законы действуют при нескольких способах производства, в различных моделях однотипной экономической системы (например, законы спроса и предложения). Специфические ЭЗ - это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования действуют в пределах одного способа производства непродолжительное время (например, закон первоначального накопления капитала, закон инфляционной спирали). Взаимодействие экономических законов формирует экономические закономерности. Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов. Нарушение в использовании одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе. Цели национальной экономики: 1. Экономический рост – производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг. 2. Полная занятость – подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать. 3. Экономическая эффективность – максимум отдачи при минимуме затрат ограниченных ресурсов. 4. Стабильный уровень цен – не должно быть инфляции или дефляции. 5. Справедливое распределение доходов, отсутствие нищеты. 6. Обеспечение инвалидов, престарелых. 7. Баланс во внешнеэкономических сделках, т.е. между импортом и экспортом, в финансовых сделках с заграницей. 2.Развитие экономической мысли можно схематично представить в таблице:
3.Экономическая теория исследует экономическую жизнь с помощью общенаучных методов: Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Сочетание анализа и синтеза обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни. Индукция – движение мысли от частного к общему, вывод теории из фактов и наблюдений. Дедукция – формулирование гипотез и подтверждение их фактами. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Также для изучения экономических явлений и процессов используют специальные приёмы (моделирование, графический, математический, статистический, балансовый методы). Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов, связи и взаимосвязи между ними. Модели бывают текстовые, графические, математические, компьютерные. Графический метод основан на построении моделей с помощью различных рисунков – графиков, диаграмм, схем, которые особенно хорошо демонстрируют взаимозависимость экономических показателей. Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. Экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. Дж.М.Кейнс считал, что экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, а скорее метод, интеллектуальный инструмент, техника мышления и помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике План 1.Потребности и ресурсы. 2.Факторы производства. 3.Альтернативные издержки производства. 1. Потребность – всякое состояние неудовлетворенности, испытываемое человеком, из которого тот стремится выйти. Различают физиологические (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность, защищенность), социальные потребности (чувство духовной близости, любовь), потребности в уважении (признание, статус) и самоутверждении (самоорганизация и саморазвитие личности). Потребности людей удовлетворяются через потребление, чтобы потреблять, необходимо производить. Экономические потребности обычно превышают возможности производства благ. Действует закон возвышения потребностей, который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей у людей тут же возникают другие, новые. Производство – процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ. Результат производства – продукт. Экономические блага – те, которые получают в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они удовлетворяют. Виды классификации экономических благ: В зависимости от доставляемой потребителям полезности все блага подразделяются на предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда), предметы второй необходимости (бытовая техника, книги, журнала) и предметы роскоши (драгоценности, яхты, норковые шубы). По степени долговечности выделяют три группы пользования: 1) длительного (холодильники, телевизоры, компьютеры), 2) кратковременного (мыло, хлеб, соль), 3) услуги (стрижка в парикмахерской, ремонт обуви). Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные) товары. Первые могут заменить друг друга в удовлетворении некоторой потребности (оливковое и рапсовое масло, яблоки и апельсины). Вторые в состоянии удовлетворять потребности лишь при условии совместного использования (компьютер и программное обеспечение, автомобиль и бензин, зубная паста и зубная щетка). По направлению использования выделяют прямые блага, т.е. потребительские, и косвенные, т.е. производственного назначения. Источником любого производства являются ресурсы. Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ. Ресурсы подразделяются на 4 группы: Природные – естественные силы и вещества виде земли, водных богатств, воздушного бассейна и пр. Они в свою очередь делятся на исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые) и неисчерпаемые. Материальные ( капитальные) – все созданные человеком средства производства (орудия и предметы труда), которые являются результатами производства и находятся в материально-вещественной форме. Трудовые – экономически активное, трудоспособное население. Трудовые ресурсы оцениваются по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному. Финансовые (инвестиционные) – совокупность всех видов денежных средств, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов определялась в зависимости от применяемой технологии производства. Например, в доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным ресурсам. 2. Факторы производства – это реально вовлечённые в процесс производства ресурсы. Таким образом, ресурсы производства – это широкое понятие, факторы производства – узкое, но именно от реально вовлечённых в процесс производства ресурсов, от способа их использования, их количества и качества зависит конечный результат производства, т.е. продукт. Взаимосвязь ресурсов, факторов и доходов от их использования в производстве показывает следующая таблица:
Капитал подразделяется на основной и оборотный. Основной капитал участвует в процессе производства многократно и переносит свою ценность на готовый продукт по частям (станки, машины, сооружения). В результате перенесения своей ценности на вновь созданный продукт основной капитал постоянно утрачивает свою потребительную стоимость, т.е. происходит износ. Различают физический (материальный), т.е. утрата технико-производственных свойств и моральный износ основного капитала. Амортизация – процесс постепенного перенесения ценности средств труда, машин, станков по мере износа на производимую с их помощью продукцию и использование этой стоимости для последующего воспроизводства основного капитала. Стоимость средств труда, перенесенная на продукт пропорционально их снашиванию, принимает форму амортизационных отчислений. Оборотный капитал участвует в процессе производства однократно и полностью переносит свою ценность на готовый продукт (сырье, материалы, полуфабрикаты). Предпринимательская способность – особый человеческий ресурс, специфическое значение которого раскрывается в четырех функциях предпринимателя: Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов в единый процесс производства. Предприниматель принимает основные решения по поводу процесса производства, ведения бизнеса. Предприниматель – новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход новые продукты, новые производственные технологии, новые формы организации бизнеса. Предприниматель – это человек, идущий на риск. Предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за его усилия могут оказаться и заманчивые прибыли, и убытки, и банкротство. Предприниматель рискует своим временем, трудом, деловой репутацией, вложенными средствами. Основная проблема экономики – ограниченность ресурсов. Ресурсы ограничены относительно постоянно растущих потребностей людей и это диктует необходимость выбора для производства оптимального набора продуктов. Кривая производственных возможностей показывает максимальный объём производства, который может себе позволить общество, используя все свои ресурсы.
КПВ показывает, что при увеличении производства одного продукта приходится жертвовать другим продуктом. Эти «жертвы» называются альтернативными издержками. 3.Альтернативные издержки производства – количество других продуктов, от которого следует отказаться (пожертвовать), чтобы получить определённое количество любого данного продукта. В данном примере при переходе от одной альтернативы к другой общество жертвует станками ради дополнительного количества хлеба. При этом действует закон возрастающих альтернативных издержек, так как ресурсы не являются полностью взаимозаменяемыми и по мере увеличения производства определённого продукта (в примере – хлеба) эффективность использования ресурсов падает. КПВ включает множество вариантов объемов производства двух продуктов (все точки КПВ). Точка вне кривой вверху недопустима при данных ресурсах и данной технологии. Точка внутри сегмента отражает неполное использование ресурсов. Как правило, реально экономика не полностью использует имеющиеся ресурсы по причинам стихийных, непредвиденных помех, а также социальным причинам (политические конфликты), рыночным причинам (изменение спроса, необходимость резервов для мобильности производства). Принцип производственных возможностей определяет необходимость выбора приоритетов экономического развития. Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Определяется путем соотнесения эффекта (выгод, блага) и затрат на его достижение, может быть выражена следующей формулой: эффект Экономическая эффективность = ───── затраты В экономической практике применяется система показателей экономической эффективности производства: Фондоотдача показывает количество продукции, полученной с каждой единицы производственных фондов Q Фо = ────, Ф осн. где Фо – фондоотдача; Q – годовой выпуск продукции, Ф осн. – основные производственные фонды в годовом исчислении. Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче, отражает затраты основных фондов на единицу выпущенной продукции. Также определяют материалоотдачу и материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и др. Для характеристики результативности коммерческой деятельности фирмы используют показатель рентабельности продукции и рентабельности производства. Если обозначим Рп. – рентабельность продукции, Р пр. – рентабельность производства, то формулы для расчета имеют следующий вид: Прибыль на единицу продукции Рп. = ──────────────────── Себестоимость
Прибыль Рпр. = ───────────, Фоб. + Фосн.
где Фоб. – стоимость оборотных фондов, Фосн. – стоимость основных фондов. Социальная эффективность выражается в улучшении условий труда, сохранности окружающей среды и здоровья человека. Тема 3. Экономические системы. Рыночные системы хозяйствования План 1.Экономическая система и собственность. 2.Натуральное производство и товарное хозяйство. 3.Экономические системы и их виды. 4. Рынок и его функции. 5. Конкуренция и ее виды. 6. Инфраструктура рыночной экономики. 7. Регулирование рыночной экономики и его методы. 1.Термин «система» широко используется в научной литературе и в повседневной жизни. Он имеет греческое происхождение и означает целое, составленное из частей. Экономическая система состоит из малых экономических систем – домохозяйств, отдельных предприятий, отраслей и т.д. Любая экономическая система является частью более крупной системы. Например, предприятие как экономическая система связана с деятельностью отрасли в целом, межотраслевыми экономическими системами, с экономической системой общества. Каждая страна имеет свою экономическую систему. Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями благ и услуг. ЭС – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе, на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. Если национальная экономика и её звенья активно включаются в систему международных экономических связей, то такая система является открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах и ограничивается внутренними проблемами и потребностями, то такая система является закрытой. Экономическая система имеет следующие свойства: Целостность. Наличие интегративного качества. Тесная взаимосвязь исходных элементов и подсистем. Стабильность и постоянство, т.е. не изменяет свои свойства и функции, претерпевает лишь незначительные постепенные изменения. Включает материальный базис (вещи) и социально-экономическую общность (люди). Историчность, т.е. имеет своё начало и конец. В экономической системе представлены навыки, традиции, духовное состояние народа, господствующие у него ценности, своеобразие понимания мира, поэтому не может быть одинаковых систем. ЭС всегда конкретна, идентична культуре, которую отражает. Каждая ЭС отвечает на вопросы: Что производить? Как производить? (С помощью каких технологий, кто занимается производством?) Для кого производить? Собственность занимает центральное место в системе экономических отношений. Экономические отношения людей в процессе производства - это прежде всего отношения собственности. Именно собственность определяет экономическую структуру общества; положение определенных групп, участников хозяйственной деятельности по отношению к произведенным благам, цель производства и способы ее достижения, экономическую форму производства, распределения, обмена и потребления произведенных благ. Собственность всегда связана с определенными предметами, вещами, но понятие собственности не сводится к ее вещественному содержанию. Вещь становится собственностью только тогда, когда по ее поводу люди вступают между собой в определённые отношения. Собственность - отношения между людьми, выражающие определённую форму присвоения материальных благ и средств производства. Определяют несколько уровней юридического права собственности. Владение - начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности. Пользование - применение объекта собственности в соответствии с его назначением и по желанию пользователя. Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или могут быть разделенными между различными субъектами. Распоряжение - высший способ реализации отношений между субъектом и объектом собственности, дающий субъекту право и возможность поступать по отношению к объекту и использовать его любым желаемым образом вплоть до передачи другому субъекту, преобразованию в другой объект и даже его ликвидации. Ответственность означает как интерес к активному использованию объекта собственности, так и ответственность за него, за его судьбу, эффективное функционирование, возмещение ущерба, нанесенного объекту или другим субъектам посредством использования объекта собственности. Свою экономическую функцию собственность осуществляет тогда, когда приносит ее субъекту определенную экономическую выгоду в форме прибыли, дохода, ренты, дивидендов. Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов производства его основным субъектам. Тип и форма собственности находятся в определенной зависимости, определяются историческими условиями и развиваются в рамках конкретной общественно-экономической системы. Выделяются три базовые типа собственности: частная, коллективная, общая. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным людям. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта. Частная собственность выступает в двух видах. Их характер зависит прежде всего от того, в каком качестве частные лица выступают в процессе производства: работников или не работников. В первом случае мы имеем дело с трудовой частной собственностью, а во втором - с нетрудовой частной собственностью. К трудовой частной собственности, выражающей непосредственное соединение труда и собственности, относится индивидуальная собственность крестьян, ремесленников, фермеров и других мелких производителей. Все они присваивают результаты своего труда, за счет которого и живут. Нетрудовая частная собственность предполагает использование объекта собственности не собственником при сохранении права собственника на результаты использования объекта собственности (использование наемных работников для обработки земли, работы на производственном оборудовании). Групповая собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Каждый член коллектива является собственником средств производства и готовой продукции. Это порождает коллективную материальную заинтересованность в лучшем использовании и приумножении группового имущества. К групповой частной собственности относится родоплеменная, общинная, семейная собственность, собственность трудовых коллективов. Общая собственность представляет собой совместное владение, то есть принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает в настоящее время в Республике Беларусь в двух видах: государственной и собственности административно-территориальных образований (коммунальной). Государственная собственность - это всенародное достояние. Государственная собственность имеет высокий уровень обобществления. На государственных предприятиях средства производства и труд обобществлены в масштабах всего общества. Произведенная продукция на государственных предприятиях принадлежит всему обществу. Важнейшая черта государственной собственности является её неделимость. Государственное имущество принадлежит всем вместе, а не каждому в отдельности. Объекты своей собственности государство передает в пользование и распоряжение предприятиям и учреждениям. Но при этом собственником средств производства и произведенного продукта остается государство. Это выражается в том, что • предприятие распоряжается закрепленными за ним средствами производства в пределах, установленных государством; • предприятие ведет свое производство на основе государственных заказов; • государство регламентирует условия работы предприятия. Оно устанавливает величину рабочего дня, продолжительность отпусков, тарифные ставки и оклады, гарантирует уровень заработной платы; • государство устанавливает принципы распределения прибыли предприятий. Коммунальная (муниципальная) собственность формируется путем передачи права собственности или распоряжения имуществом органам местного самоуправления (органам власти и управления административно-территориального образования). Наряду с частной, коллективной и общей существует и смешанная собственность. Она возникает на основе интеграции в различных комбинациях тех или иных базовых форм собственности: собственность совместных предприятий, акционерные общества, в которых одним из акционеров является государство. Любая форма собственности наполняется реальным содержанием только в том случае, если она реализуется экономически. Проявляется экономическая реализация собственности через экономические интересы, организацию производства, хозяйственное управление, дисциплину труда, экономическое соперничество, использование производственных ресурсов, получение доходов. Реформа собственности занимает важнейшее место в процессах реформирования экономики переходного периода. Важнейшими элементами данной реформы являются процессы разгосударствления и приватизации. Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, коммерциализацию государственных предприятий путем передачи соответствующих полномочий на уровень предприятий, но без изменения характера собственности. Разгосударствление предполагает изменение экономической роли и функций государства, сокращение сферы прямого государственного управления общественным производством, переход от административных к экономическим методам регулирования экономики. В результате разгосударствления происходит уменьшение доли национального продукта, перераспределенного через бюджет, ликвидация государственных монополий, переход от централизованного распределения к формированию рынков. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях объектов государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшей хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Истории известны две основные формы общественного производства – натуральное и товарное. 2.Натуральное производство – такая форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для внутреннего потребления. Такие отношения господствовали в локальной первобытной общине. Преимущественно натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство и феодальные поместья. Натуральное хозяйство представляет собой замкнутую систему, в которой каждый работает на себя, на свои внутренние потребности. Естественной формой богатства выступает натуральный продукт, который поступает в потребление, минуя фазу обмена. Основные черты натурального хозяйства: Замкнутость и консерватизм, Ручной труд, Медленные темпы развития, Низкий уровень техники, технологии и производительности труда, Прямые связи между производством и потреблением, Возобновление процесса производства в прежних размерах (простое воспроизводство). Товарное хозяйство – форма организации хозяйства, при которой продукты производятся отдельными, обособленными производителями для продажи, а не для собственного потребления. Каждый производитель специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения разнообразных общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов. Продукт в таких условиях становится товаром. С момента своего возникновения и до настоящего времени экономические системы прошли значительный эволюционный путь развития. Основой для классификации являются следующие критерии: Ограниченность ресурсов. Доминирующий тип хозяйствующего субъекта (частный предприниматель, корпорация, государственное предприятие). Полномочия (экономическая роль) государства. Роль рынка. Формы собственности, их соотношение. Уровень технологического развития. Способы координации хозяйственных процессов. Источники информации для хозяйствующих субъектов. Соотношение секторов экономики, преобладающая отрасль (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг). 3. На основе этих признаков различают: Традиционную экономику. Рыночную экономику, или чистый капитализм. Командно-административную экономику Смешанную экономику. Традиционная экономика. Самая древняя из ЭС. Остатки такого устройства можно обнаружить у племен живущих в отдельных уголках планеты и частично сохранилось в отдельных странах, например, в Индии. Этот тип присущ отсталым в экономическом отношении странам. Организация производства, его структура, ритм экономической жизни базируются здесь на освященных историей обычаях и традициях. Наследственные привычки, общественные роли и статусы предопределяют устои экономической жизни и социальной деятельности и не способствуют распространению научного и технического прогресса. Базируется на коллективной (общинной) форме собственности и натуральном хозяйстве. Рыночная экономика. Частная собственность на средства производства, товарное производство, свободная конкуренция на рынке и свободное установление цен на продукцию под воздействием спроса и предложения. Участники руководствуются своими экономическими интересами. Государство не вмешивается в экономическую жизнь, гарантирует право частной собственности, устанавливает правовой порядок и следит за объёмом денежной массы. Характерные черты: Общественная (государственная) форма собственности на все экономические ресурсы. Сильная монополизация и бюрократизация экономики. Централизованное планирование. Управление всеми предприятиями из единого административного центра. Отсутствует самостоятельность хозяйственных субъектов. Государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов и продукции. Нет конкуренции между предприятиями. Рынок носит формальный характер. Цены устанавливаются централизованно. Невосприимчивость к достижениям научно-технического прогресса (НТП). Господствовала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских стран. Смешанная экономика. Характерны: Многообразие форм собственности. Ведущее место занимает частная собственность в различных видах – трудовая индивидуальная, крупная корпоративная. Поощрение предпринимательства. Государство активно воздействует на развитие национальной экономики и социальной сферы с помощью общенациональных программ и планов. Государство может регулировать занятость, уровень доходов цены на социально значимые товары. В смешанной системе экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством. Преимущественно в 20 в. чистый капитализм превратился в современную рыночную экономику, т.е. смешанную. 4. Рынок возник как место встречи продавцов и покупателей в эпоху первобытного общества, когда общины стали обмениваться излишками своей продукции. Обмен происходил в определенное время и в выбранном для этого месте. С развитием городов под торговлю начинают закрепляться специальные территории, в которых осуществлялась розничная и оптовая торговля. В узком смысле понятие рынок– это обмен товаров и услуг, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. РЫНОК – это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) по поводу купли-продажи товаров и услуг. Важнейшими условиями возникновения рынка являются: 1. Общественное разделение труда - специализация производственной деятельности, что в свою очередь сопровождается ростом производительности труда. В истории выделяют три этапа: 1) скотоводство отделилось от земледелия, что создало условия для регулярного обмена между племенами; 2) ремесло отделилось от земледелия; 3) обособление торговли от производства и выделение купечества. В этот период рыночные связи становятся регулярными. 2. Экономическое обособление товаропроизводителей, относительно свободное распоряжение произведенной продукцией. 3. Возникновение частной собственности. 4. Свободный обмен всеми видами ресурсов. Рынок свободной конкуренции имеет следующие черты: Частная собственность на средства производства. Свобода предпринимательского и потребительского выбора. Главный мотив деятельности – экономический интерес. Конкуренция, т.е. состязательность между субъектами рыночных отношений за достижение наилучших результатов. Отсутствие значительного воздействия государства на ход хозяйственных дел. Функции рынка: 1.Функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса объем производства расширяется, при снижении – уменьшается, т.е. производство оперативно реагирует на изменения, что способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию баланса спроса и предложения. 2.Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений 3.Регулирующая функция. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения. 4.Санирующая функция. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. 5.Функция учета затрат на производство продукции. На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными затратами. 6.Социальная функция. Эгоистичные мотивы приводят к социальным результатам, предоставляют возможность государству обеспечить определенные социальные гарантии, населению – свободу выбора. 5.Конкуренция (от лат.concurentia - сталкиваться, состязаться) – экономическая состязательность между обособленными производителями за достижение лучших результатов, за получение наибольшей прибыли, за рынки сбыта, источники сырья с целью удовлетворения своих интересов. Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов (либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли). Неценовая конкуренция предполагает использование технологических преимуществ, торговых марок и знаков, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, учет таких факторов, как экологичность и эстетические свойства товара (услуги). Конкуренция выполняет функцию контроля за производством и потреблением в рыночной экономике. Рыночная экономика – совокупность рынков, степень конкурентности которых неодинакова. Уровень конкуренции можно оценить по семи признакам: Число фирм-производителей; Различие (дифференциация) товаров; Уровень концентрации (т.е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара); Способ формирования цены товара; Возможности для появления новой фирмы на данном рынке; Степень владения покупателями и продавцами информацией о ценах и качестве товаров; В какой мере покупка осуществляется без принуждения. По степени убывания конкуренции выделяют следующие типы конкурентного рынка: Совершенная конкуренция. Характеризуется: - большим количеством продавцов и покупателей на рынке; - однородная продукция – одинакова по свойствам и качеству; - неспособность производителя повлиять на цену; устанавливается равновесная цена; - полная свобода входа и выхода с рынка. Монополистическая конкуренция. Характеризуется: - большим количеством продавцов на рынке; - продукция различается по свойствам и качеству, оформлению; - в определенных пределах продавец способен влиять на цену своей продукции; - относительная свобода входа для новых фирм. Олигополия. Характеризуется: - небольшим количеством продавцов; -однородной либо дифференцированной продукцией; - возможность влиять на цену; - высокие барьеры для входа в отрасль. Монополия. Характеризуется: - отсутствием близких заменителей товара или услуги; - одна фирма является производителем и продавцом, т.е. фирма = отрасль; - продавец диктует цену, т.к. имеет полный контроль над ценой и объемом продаж; - доступ новых фирм невозможен, т.к. существуют экономические, технические, юридические препятствия для вступления в отрасль прямых конкурентов (эффект масштаба производства, естественная монополия, собственность на патенты, изобретения, исключительное право владения сырьем, ресурсами).
Каждая рыночная ситуация имеет положительные и отрицательные последствия функционирования. Последствия совершенной конкуренции: Способствует развитию научно-технического прогресса; Чуткая реакция на изменения спроса, удешевление продукции за счет снижения издержек; Нестабильность бизнеса, создание условий для безработицы, банкротства отдельных предпринимателей; Увеличение дифференциации доходов в обществе и несправедливое распределение; Перепроизводство товаров, недогрузка производственных мощностей. Последствия монополистической конкуренции: Имеется тенденция к получению нормальной прибыли в долгосрочном периоде; Более полно удовлетворяются разнообразные потребительские вкусы; Использование рекламы для временного преимущества над конкурентами; Отрасли часто переполнены фирмами, которые загружены не полностью, т.е. не достигают оптимальной мощности, что означает недоиспользование ресурсов. Последствия олигополии: Большое значение имеет неценовая конкуренция; Способствует научно-техническому прогрессу; Более низкие цены, большие уровни выпуска и занятости; Совершенствование качества продукции. Последствия монополии: Экономические прибыли позволяют финансировать НИОКР; Нерациональное использование ресурсов; Ослабление НТП; Рост неравенства доходов, т.к. монополисты облагают «частным налогом» потребителей. 6. Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок имеет многообразную структуру: По экономическому назначению: рынки товаров и услуг рынки средств производства рынки труда рынки ценных бумаг рынки научно-технических разработок. По пространственному признаку: местный (локальный) рынок национальный рынок мировой рынок. По характеру продаж: рынки оптовой торговли рынки розничной торговли рынки госзакупок продукции. По степени соблюдения законности: легальные, официальные нелегальные, «теневые»,«черные» По степени конкуренции: монопольные олигопольные свободные регулируемые По степени насыщенности: равновесный рынок (С=П) дефицитный (С>П) избыточный (П>C) По объектам рыночных отношений: Товарный рынок Финансовый рынок Рынок труда. Инфраструктура рыночной экономики – это совокупность связанных между собой институтов, материально-технических условий, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая «правила рыночной игры» (банковский кодекс, антимонопольное законодательство, законы о защите прав потребителей и др.). Основные элементы инфраструктуры рынка можно представить в таблице:
Рынок имеет ряд объективных недостатков: 1. Возможность сговора, возникновение монополий. 2. Негативное воздействие на состояние невосполнимых ресурсов. 3. Неравенство в доходах. 4. Безработица. 5. Инфляция. 6. Не производит товары коллективного пользования (фундаментальная наука, образование, культура), так как затраты на производство не окупаются, либо невозможно поучить доход. 7. Воспитывает экономического человека, у которого круг интересов и духовные устремления сужены.
Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике можно представить схематично: Сектор домашних хозяйств: частные ячейки, деятельность которых связана с удовлетворением собственных потребностей, выступает частным собственником всех факторов производства, в результате вложения ресурсов в определенную деятельность домашние хозяйства получают доход, который в процессе его распределения делится на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом, реализуются три вида экономической активности: 1) поставка факторов производства на соответствующие рынки, 2) потребление, 3) сбережение части полученного дохода. Предпринимательский сектор: представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных на территории государства. Характерные черты: производственная деятельность, в результате которой получается готовый продукт предъявляется спрос на рынке факторов производства на необходимые ресурсы, предлагаются произведенные продукты на соответствующие рынки, для осуществления процесса производства организуется инвестирование средств. Государственный сектор: включает в себя все государственные институты и учреждения. является производителем общественных товаров (национальная оборона, образование, фундаментальная наука), перераспределяет доходы, определяет «правила игры». заграница: включает всех экономических субъектов, находящихся за рубежом в совокупности с иностранными государственными институтами. 7.Регулирование рыночной экономики – система действий, направленных на обеспечение устойчивой равновесной рыночной конъюнктуры и ориентированных преимущественно на совокупный спрос. Равновесный рынок отвечает экономическим интересам всех экономических субъектов. Для регулирования необходим специальный механизм – совокупность структур и способов действия, направленных на обеспечение равновесного состояния. Включает 2 блока: 1. рыночный (действует непосредственно в самой рыночной системе с помощью законов спроса и предложения, опирается на экономические интересы субъектов рынка) с помощью непосредственной в самой рыночной системе на основе законов спроса и предложения, анных преимущественно на совокупны 2. нерыночный (принадлежит к внешней системе рыночной экономики) а) государственный; б) негосударственный. Главные цели госрегулирования: Обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных потенциалу страны; Минимизация безработицы; Стабильность цен; Внешнеэкономическое равновесие (платежный баланс, внешнеторговый баланс). Государственный блок базируется на правовой основе и использует административные и экономические методы. Административные методы воздействия на экономику – проявление силы государственной власти. К ним относят: Лицензирование (выдача специальных разрешений для осуществления экономической деятельности); Сертификация (установление требований к качеству и безопасности товара и выдача документа подтверждающего соответствие товара требованиям); Квотирование (установление абсолютных или относительных величин, как способ количественных ограничений, например, импортная квота); Нормирование (установление норм, определяющих предельные размеры использования ресурсов, приобретения товаров); Административное воздействие на цены. Экономические методы основаны на формировании и развитии экономического интереса субъектов рыночной экономики. Реализуются в экономической политике: Бюджетно-налоговой; Ценовой; Денежно-кредитной; Социальной. Государство делает 2 вида надбавок («инъекции») к спросу в экономике: Частично госсектор является покупателем товаров и услуг (локомотив, скрепки); Госсектор выплачивает трансферты домашним хозяйствам, что повышает их покупательную способность. Эти надбавки финансируются с помощью налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами («изъятие»). Негосударственный блок не обладает властью, но законен и включает: профсоюзы, инвестиционные фонды, инновационные фонды, союзы предпринимателей, общества потребителей. Раздел П. Основы микроэкономики Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения План. 1. Спрос и факторы его определяющие. 2. Предложение и факторы его определяющие. 3. Рыночная цена и рыночное равновесие. 4. Эластичность спроса и предложения. 1. Платежеспособный спрос - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателей. Основным фактором, влияющим на величину спроса, является цена. Закон спроса: « Величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара». При изменении цены товара происходит «движение по кривой спроса» – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам в течении определенного времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара. «Изменение величины спроса» не следует смешивать с «изменением в спросе», которое выражается в сдвиге кривой спроса влево или вправо. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса, сдвиг кривой влево - уменьшение спроса. «Движение самой кривой спроса» происходит под воздействием «неценовых факторов»: 1. Число покупателей. 2. Вкусы и доходы потребителей. 3. Цены на сопряженные товары. 4. Потребительские ожидания. Кроме перечисленных, на потребительский выбор влияют реклама, и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы (погода). 2.Предложение является не менее значимым, чем спрос параметром рынка. Оно не только определяется спросом, но и активно воздействует на него. Предложение - это то количество товаров и услуг, которое производится и продается на рынке. Закон предложения«Количество предлагаемых товаров находится в прямой зависимости от цены единицы товара». Здесь также следует строго различать само «предложение» и «величину предложение». По аналогии со сдвигом кривой спроса, можно выделить ценовые и неценовые факторы. Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1. Стоимость ресурсов.2. Технология. 3. Потребительские ожидания.4. Цены на другие товары. 5. Число производителей.6. Налоги и субсидии. 3. Рыночное равновесие достигается при пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем спроса точно равен объему предложения. Дефицит (объем спроса больше объема предложения), сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену. Растущая цена будет: 1)побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу данного производства; 2) Вытеснять некоторых потребителей с рынка; Избыточное предложение (объем спроса меньше объема предложения), возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции; 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей. 4. Эластичность используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой. Математически спрос измеряют при помощи коэффициента эластичности – Кэ, который измеряется в процентах. Ценовая эластичность спроса характеризует реакцию изменения величины покупательского спроса на изменение цены товара. Реакция потребителей на изменение цены товара может быть сильной (Кэ>1, эластичный спрос), слабой (Кэ<1, неэластичный спрос) и нейтральной (Кэ=1, единичная эластичность). Эластичность спроса по доходу показывает относительные изменения объема спроса на товар при изменении дохода потребителей. Для нормальных доходов коэффициент эластичности - положительный, для товаров низшего качества – отрицательный, товары первой необходимости нечувствительны к изменениям дохода, эластичность нулевая (нейтральная). Перекрестная (косвенная) эластичность показывает, насколько чувствителен спрос на т. А к изменению цены на т. Б. Этот коэффициент рассчитывается для сопряженных товаров (взаимозаменяемых и взаимодополняемых). Коэффициент ценовой эластичности предложения позволяет измерить, соотношение между изменением цены и предлагаемого количества какого-либо продукта. В хозяйственной практике анализ эластичности позволяет определять: размеры производства отдельных товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, прогнозировать изменения в расходах потребителей и доходах производителей. Перекрестная эластичность используется в антимонопольной политике. Тема 5. Теория поведения потребителя
План 1.Понятие и общие черты поведения потребителя 2.Теории потребительского поведения.
1.Процесс потребления - одна из сфер общественной жизни, существующий наряду с производством и распределением. В экономической теории под потреблением понимается процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Экономическая теория изучает поведение рационального потребителя. Рациональность потребителя – это способность человека сопоставить все доступные ему комбинации благ и услуг и выбрать из них наиболее предпо
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |