КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Кафедра уголовного права и криминологии
Рязань – 2012 Причины и условия СОВЕРШЕНИЯ КОНКРЕТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ Рязанский филиал М О С К О В С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т Кафедра уголовного права и криминологии
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»
ТЕМА №6:
Подготовил: начальник кафедры к.ю.н. Некрасов Д.Е.
План Введение 1. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения. Механизм формирования личности преступника и преступного поведения. 2. Элементы механизма преступного поведения. Мотивация индивидуального преступного поведения. 3. Ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления 4. Виктимологический аспект механизма конкретного преступления Заключение Литература Вишневецкий К.В. Криминогенная виктимизация социальных групп в современном обществе: Автореф. дис...док.юрид.наук. - М.: МосУ МВД России, 2008. - 45с. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА М, Форум, 1998. - 214с. Кондратюк Л.В. Антропология преступления (микрокриминология). - М.: Норма, 2001. - 344с. Полубинский В.И. Криминальная виктимология: Монография. - 2-е изд., доп. - М.: ВНИИ МВД России, 2008. - 210c. Сахаров А.Б. Причины и условия индивидуального преступного поведения. Лекция. М., 1995. Научные статьи: Антонян Ю.М. Проблемы мотивации в криминологии / Ю. М. Антонян. // Научный портал МВД России. 2009. №2. Ивасюк О. Причины и механизм индивидуального преступного поведения в семейно-бытовой сфере // Закон и право. 2007. №3.
Паненков А.А. Учет особенностей основных сфер жизнедеятельности в порождении преступного поведения в Чеченской Республике (по материалам региональной прессы). // Следователь. 2009. №8. Ростокинский А.В. Виктимность и девиация. // Рос. следователь. 2009. №13. Широкова Е. Общие подходы к выявлению факторов, детерминирующих преступное насилие // Закон и право. 2007. №3. На предыдущих занятиях были рассмотрены теоретические и практические проблемы причины и условия преступности в целом. Нельзя забывать, что в общем преступность состоит из совокупности отдельных преступлений. Поэтому после рассмотрения причинного объяснения существования и воспроизводства такого явления, как преступность, в его целостности и структурной характеристике на сегодняшней лекции мы рассмотрим причинное объяснение возникновения и функционирования первичных «клеточек» явления, в данном случае конкретного преступления.
1. Понятие причин и условий индивидуального преступного поведения. Механизм формирования личности преступника и преступного поведения.
Если на уровне объяснения явления «преступность в обществе» мы оперируем представлениями о его связях и взаимодействиях с другими явлениями того же уровня, то при анализе причин и условий конкретного преступления на первый план выдвигаются свойства и состояния конкретной личности во взаимодействиях со «средой обитания» (обстоятельствами жизнедеятельности и воспитания) и ситуациями, в которые личность включается. Иными словами, в понятие детерминант конкретного преступления включаются нехарактерные для лиц с правопослушным поведением, но типичные (распространенные) для преступников особенности формирования личности, ее социального и психологического статуса, деятельности и комплекса объективно существующих внешних обстоятельств, в которых она функционирует.
Преступление — всегда проявление в поведении особенностей позиции, свойств личности, связанных с дисгармонией или деформацией потребностей, интересов, ценностных ориентации. Во взаимодействии с особенностями среды, в которой функционирует личность, эти особенности определяют мотивы и мотивацию преступного поведения, выбор и реализацию его целей и способов. В свою очередь, криминогенные особенности личности не появляются в готовом виде, а представляют собой результат, как правило, длительного процесса ее искаженного развития в неблагоприятной среде. Причем и сам этот процесс развивается через систему не только прямых, но и обратных связей. По мере формирования личности с социально негативной позицией она все активнее осуществляет интериоризацию (присвоение) криминогенных ценностей, ускоряя тем самым и углубляя социальную деэадаптацию. Объективная возможность для этого существует даже в обществе с высокой цивилизованностью (хотя вероятность, конечно, снижается), поскольку структура общественных отношений многослойна — от всеобщих «до таких, которые ограничены лишь определенной узкой сферой общения и которые подчас вообще случайны для личности». С учетом изложенного, причины и условия конкретного преступления — это: а) макро- и микросоциальная среда, формирующая дисгармонию или деформацию потребностей, интересов, ценностных ориентации конкретной личности, которые становятся основой криминогенной мотивации; б) сама криминогенная мотивация; в) ситуации, в которых находится личность в процессе формирования, жизнедеятельности и непосредственно в процессе совершения преступления и которые способствуют возникновению и реализации криминогенной мотивации в поведении (условия, способствующие конкретному преступлению); г) психофизиологические и психологические особенности личности, усиливающие ее чувствительность к криминогенным влияниям извне и стимулирующие превращение их во внутреннюю позицию. Конкретизируем сказанное, используя понятие механизма преступного поведения. Имеется в виду взаимодействие психических процессов и состояний личности с внешней средой, детерминирующее выбор и реализацию преступного варианта поведения из нескольких возможных. При этом позиция личности (особенности ее потребностей, интересов, ценностных ориентации) берется уже как данность. Иными словами, процесс формирования этой позиции не включается в понятие механизма преступного поведения, хотя является начальным звеном более развернутого причинного объяснения последнего.
Механизм преступного поведения – определенная последовательность развития преступных действий. Этапы (стадии) данного механизма мы рассмотрим в следующем вопросе. Специфика объяснения умышленного и неосторожного преступного поведения начинается именно здесь: искажение позиции у лиц, которые совершают умышленные преступления, чаще всего носит иной характер, нежели у тех, которые совершают неосторожные преступления. В первом случае типичной является деформация смыслообразующих ценностей (например, уважения к чужой жизни, здоровью, достоинству, к собственности и т. д.), во втором случае — наличие «облегченного» отношения к ролевым обязанностям и функциям при признании базовых ценностей общества. В механизме преступного поведения эти различия искажений личностной позиции выступают как основа развития криминогенной мотивации. Признак социальной дезадаптации, о котором речь шла выше, присущ при этом преимущественно механизму умышленных преступлений, более того, предумышленных. Характеристика различий в содержании искажений личностной позиции в структуре механизма умышленных и неосторожных преступлений, разумеется, не имеет абсолютно жесткого характера. В конкретных случаях возможно сочетание двух типов искажений. Но тенденция именно такова. При анализе такого элемента механизма конкретного преступного поведения, как криминогенная мотивация, можно сделать следующие выводы: а) круг мотивов, по которым совершаются неосторожные преступления, более узок, нежели тот, который присущ умышленным преступлениям. Преимущественно это мотивация легкомыслия, безответственности и т. п.;
б) некоторые эмоциональные состояния могут играть роль мотива как умышленного, так и неосторожного преступления (гнев, страх и т. д.); в) в некоторых случаях цель лица, совершающего умышленное или неосторожное преступление, может быть одинаковой, например получить деньги или ценности. Но мотивация и способ действий будут существенно различаться. Дифференциация механизма умышленного и неосторожного преступления прослеживается не только в типичных различиях искажений личностной позиции и содержания мотивации, но и применительно к такому элементу этого механизма, как принятие решения о преступном поведении и его реализация. В механизме умышленного преступления решение принимается с осознанием преступного характера действий и их последствий. Правда, при аффективных и некоторых других преступлениях с преимущественным влиянием ситуации это осознание свернуто и не детализировано. Поэтому не вполне точно утверждение, что механизму преступления всегда свойственно планирование. В механизме неосторожного преступления цель также намечается и осознается; ей соответствует принимаемое решение о характере и способе действий. При этом субъект осознает и то, что он нарушает установленные правила, запреты. Но он не идентифицирует это нарушение с преступным, в частности надеется избежать возможных общественно опасных последствий либо не осознает саму возможность их наступления, хотя мог и должен был это осознавать. Именно дифференцированный подход к механизму умышленного и неосторожного преступления позволяет правильно подойти к содержательному программированию их профилактики к уголовно-правовой классификации и определению санкций.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |