Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация различных форм социального поведения персонала

По формам социального поведения персонала выделяются мотивация саморазвития, достижения, самоутверждения, идентификации с другими людьми, агрессивного и эгрессивного поведения, симпатии, помощи, власти, страха и другие. Некоторые из них рассмотрим в нашей лекции.

 

Мотивация достижения – стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности.

Мотивация достижения проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения стремится получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения определенных целей. Тогда как лицо со слабой мотивацией достижения безразлично к своим успехам, ставит перед собой легкие цели, не избирает сложных заданий, не имеет желания настойчиво и добросовестно работать и, соответственно, достигает более скромных результатов. Мотивация достижения и поведение, направленное на получение высоких результатов, даже у одного и того же работника не всегда одинаковая, она зависит от следующих факторов: важности достижения успеха; надежды на успех; субъективной оценки вероятности достижения успеха; субъективных эталонов достижения; личных качеств работника.

Мотивация идентификации с другими людьми – стремление быть похожим на кумира, героя, авторитетную личность; отвечать общественным и групповым образцам поведения, общественной мысли.

При этом на мотивацию поведения людей значительно влияют референтные группы. Референтные группы – социальные образования или объединения, которые осуществляют значительное влияние на формирование представлений и поведение отдельных людей. К референтным группам относятся те, которые: используются в качестве стандартов для сравнения и формирования самооценки; воспринимаются, как хорошо информированы специалисты в данном вопросе; является эталоном для сравнения норм поведения, жизненных стандартов, социальных установок. Референтные группы осуществляют на мотивацию человека информационное и нормативный влияние. Информационное влияние имеет место в ситуациях, когда люди не имеют достаточно информации, пытаются получить ее от других (друзей, опытных коллег, специалистов), кого они рассматривают в качестве экспертов по данной проблеме.

Нормативное влияние проявляется через идентификацию (объединение) людей с определенными группами, соблюдение норм и образцов поведения, принятых в данной группе, в результате чего они могут заслужить уважение (самоуважение), избежать ли осуждения и критики со стороны этой группы.

Авторитет родителей, знакомых, друзей преподавателей, стремления быть похожими на кумира и следить ему – существенный мотив деятельности, под воздействием которого человек стремится развиваться (совершенствоваться).

Идентификация с другими приводит к повышению энергетического потенциала личности за счет символического „запозичення” энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновения, желания работать и действовать так, как делал это герой (кумир, специалист, успешный человек).

Общепризнанным является тот факт, что у молодых людей мотивация идентификации более развитая в сравнении с другими. Это объясняется тем, что: молодые люди как работники – начинающие меньше поинформированы и потому чувствуют себя в разных ситуациях неуверенно; они имеют большую социальную открытость, большее количество знакомых; они более активно ведут поиск собственного места в жизни и в обществе.

Менеджерам (наставникам, преподавателям, тренерам) важно знать, с кем стремится идентифицироваться подчиненный (ученик, студент), чтобы использовать это для усиления мотивации к деятельности.

 

Мотивация общения – совокупность движущих сил, которые побуждают личность к связям с другими людьми, которые приводят к возникновению психического контакта, который проявляется в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеет цель установления взаимопонимания и взаимопереживания.

Выделяются следующие группы коммуникативных потребностей: в другом человеке и взаимоотношениях с ней; в принадлежности к социальной общности; в переживании и сочувствии; в беспокойстве, помощи, поддержке со стороны других; в предоставлении помощи; в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничества; в оценке со стороны других, уважении, авторитете. Основной функцией общения является организация совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружению и для его превращения. Западные специалисты вместо категории „мотивация общения” применяют „мотивацию аффилиции”, которое совмещает комплекс потребностей: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, предоставлять и принимать помощь.

Целые общения могут быть функциональными и объектными. К функциональным целям общения принадлежат: предоставление помощи другому человеку; получение помощи; поиск партнера для беседы, общей игры, деятельности; поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отзыв; самовыражение (общение с тем, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения); привлечение других к своим или общечеловеческих ценностей (воспитание, учеба); изменение мысли, намерений, поведения другого человека.

Центральными моментами у мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера общения, а также изучение причин и факторов, которые обусловливают такой выбор или отказ от него. Наиболее распространенными причинами выбора постоянных партнеров общения является привлекательность другого человека как личности за моральными, деловыми или физическими качествами. Потребность в общение подчиненных с руководителями в нерабочее время возникает при наличии в последних таких качеств, как человечность, добрый характер, чувство юмора, тактическая. Руководитель должен владеть эрудицией, умениям найти контакт, быть добрым собеседником, понимать подчиненных. Значительную роль в выборе партнера общения играет наличие общих интересов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, взаимодействия в процессе получения или предоставления помощи.

Мотивация агрессии – побуждение к специфической форме действий, которая характеризуется демонстрацией преимущества в силе или использованием силы к другим людям с целью нанесения вреда.

В быту агрессивность воспринимается как социально опасная и нежелательная. Однако сама по себе она такой не является, все зависит от мотивов деятельности, ценностей, ради которых проявляется агрессивность.

Специалисты выделяют антисоциальную и просоциальную агрессию, причем в обоих случаях действия могут быть внешне похожими. Общественно опасные последствия многих проявлений агрессии привлекают к себе внимание и наполняют это понятие только негативным содержанием.

Проявления человеком определенного уровня агрессивности необходимы: для устранения преодоления преград, которые заважать достижению определенной цели; для успешной адаптации человека в социуме (группе). Полное отсутствие агрессивности приводит к комформности, несамостоятельности, неуважения со стороны окружающих. Избыточная агрессивность приводит к конфликтности, проблем во взаимоотношениях.

Проблема мотивации агрессивного поведения значительно привлекает внимание специалистов. Ими разработано несколько теорий:

– теория поездов (Из. Фрейда, К. Лоренца); разработчики которой рассматривали „потяги до смерти” как самостоятельные агрессивные поезда; в организме животных и человека постоянно накапливается энергия агрессивного поезда; ее накопление происходит до тех пор, пока под воздействием соответствующего пускового раздражения эта энергия не разрядится;

– фрустрационная теория агрессии (фрустрация – невыполнение планов, крах надежд): согласно данной теории агрессия – это результат фрустраций, разочарование в результате невозможности преодоления преград, которые возникают на пути целеустремленных действий субъекта; реакция субъекта на преграды выражается в агрессивных действиях относительно того объекта (субъекту), который мешает ему;

– теория социальной учебы (А. Бандура, 1986): агрессивность – продукт учебы; она развивается, поддерживается или уменьшается в результате наблюдения сцен агрессии, учета ее очевидных последствий для агрессивного человека;

– теория пусковых раздражителей (Л. Берковитц): причиной агрессии является гнев (как побудительный компонент) и пусковые раздражители (ключевые признаки, которые вызывают и запускают агрессию, например, оружие, полномочия у руководителя);

– теория катарсиса (очистка) – сдерживание любого акта агрессии только повышает уровень агрессивности; и наоборот, осуществление любого акта агрессии уменьшает уровень агрессивности, как результат высвобождения отрицательной энергии.

Мотивация агрессивного поведения людей имеет несколько особенностей.

1. Влияние моральных норм на уровень агрессивности, одна из которых заключается в том, что на агрессию необходимо отвечать „пропорційною” агрессией (норма отплаты и мести).

2. Самооправдание агрессивных действий агрессорами для успокоения собственной совести после совершенных актов: уменьшение значимости агрессии путем сравнения ее с еще деструктивнейшими актами других людей; оправдание агрессии тем, что она служит высшим ценностям (в случаях инструментальной агрессии, когда она используется в качестве средство для достижения других целей); возражение своей ответственности; деление ответственности, размывания четкого представления о ней (наблюдается при коллективной агрессии); дегуманизация жертвы: агрессор отказывается признать наличие у жертв человеческих качеств; ожидание мести за агрессивное поведение, как проявление „равновесия страха; ”влияние самооценки на уровень агрессивности; влияние присутствия других людей на уровень агрессивности; удовлетворение результатом агрессии.

Мотивация симпатии – совокупность движущих сил, которые побуждают к развитию теплых, позитивных эмоциональных отношений с другими людьми.

Если менеджер (и любой другой работник) умеет вызывать к себе симпатию в окружающих, ему проще решать служебные проблемы, достигать определенных целей.

На развитие симпатии к человеку влияют несколько факторов:

– внешние данные, социально демографические характеристики (возраст, образование, профессия и тому подобное), символы социального статуса. Физически привлекательный человек больше вызывает к себе симпатию через: особенности филогенеза человека (склонность к выбору и выделению красивых, привлекательных людей), лучше развитые навыки общения; эффект иррадиации (распространение, перенесение красоты привлекательной, человек на тех, кто находится рядом с ней); существование социальных стереотипов (красивый – значит хороший);

– особенности ее вербального и невербальной поведения; так симпатичнее кажутся те люди, которые всегда смотрят в глаза собеседнику, улыбаются, имеют приятный голос;

– уровень выражения ее позитивных характеристик: в большинстве случаев симпатия имеет позитивную связь с достоинствами человека; но слишком сильная выраженность позитивных характеристик снижает симпатию к ней;

– откровенность, склонность человека к „самораскрытия” также вызывает симпатию к ней, но к определенным границам; саморозкриття и откровенность малознакомых людей при общении с ними вызывает антипатию;

– вдалість и успеваемость, которая объясняется верой людей в справедливый мир, в котором добро и зло получают за заслугами (следствие „веры в справедливый мир” – возникновение антипатии к жертвам несчастья).

На мотивацию симпатии также влияют: сходство установок и личных черт(похожий на нас человек понятнее, общение с ней безопасно и комфортно); расстояние между участниками общения и интенсивность контактов (чем меньшее расстояние между людьми, которые общаются, тем более вероятная симпатия между ними, но это характерно только для начальной стадии общения, последующее развитие симпатии определяется многими другими факторами, например личностными (ничего так не разъединяет, как общий труд)); характер взаимодействия (кооперация, сотрудничество развивает симпатию; конкуренция – уменьшает уровень симпатии); предоставление помощи, услуг, высокая оценка, одобрение действий (люди любят тех, кто делает им добро и заботится о них; люди, которые оказывают помощь другим, начинают симпатизировать им).

 

Мотивация помощи – побуждение к действиям, направленным на улучшение благосостояния других людей (например проявление любезности, помощь действиями, деньгами и тому подобное).

Мотивы предоставления помощи другим людям неоднозначны. Они могут быть альтруистичными (помощь без ожидания вознаграждения) и меркантильными, с расчетом сделать зависимым другого человека. Мотивация помощи имеет несколько особенностей. Люди более охотно оказывают помощь, если они знакомые с ситуацией, в которую попало другое лицо. Принимая решение о предоставлении помощи, люди сравнивают собственные расходы и пользу, связанные с ее предоставлением. Желание предоставления помощи находится в обратной зависимости от расходов на эти действия. При этом принимается к сведению соотношения расходов и пользы для человека, которая обратилась за помощью. При наличии значительного количества окружающих желание оказать помощь сдерживается через деление (и уменьшение) ответственности, и, чтобы не угодить в неудобную ситуацию, не привлекать к себе внимания. Мотивация помощи ориентирована на соблюдение правил и норм поведения. Нормы социальной ответственности требуют предоставления помощи больным, старым, бедным, социально незащищенным людям при отсутствии социальных институтов, которые берут на себя беспокойство о таких людях. Но чем больше другой человек оказывается виновным в собственном положении, тем меньше окружающие чувствуют себя ответственными за предоставление ей помощи.

Нормы взаимности базируется на социальном обмене, материальными благами, действиями, подарками (как ты мне, так и я тебе), и воспринимается, как справедливость „компенсационное правосудие”. Когда помощь оказывается в расчете на взаимность (будущую компенсацию), она теряет свой альтруистичный характер. Благодарность особенно сильная в том случае, если человек помогает не в результате нормативных требований, а по собственному желанию.

Ощущение обязательства отблагодарить за помощь зависит от оценки намерений того, кто помог и от характера помощи. Мотивация человека, который склонен помочь, воспринимается с недоверием, если помощь кажется неадекватной, если возникает подозрение, что субъект помощи преследует корыстные цели. Благодарность за оказанную помощь зависит от таких факторов: скорость предоставления помощи; адекватность помощи; бескорыстие; расходы на предоставление помощи.

Мотивация помощи другому лицу усиливается, если: цели двух субъектов связаны между собой; существует основа для межличностного сближения; оба субъекта принадлежит к одной социальной группе; видно, что человек близок к своей цели.

 

Контрольные вопросы

1.Использование материальной мотивации в управлении.

2. Роль статусной мотивации в управлении поведением подчиненных.

3. Трудовая мотивация.

4. Характеристика внешней мотивации.

5. Содержание и специфика внутренней (процессной мотивации).

6. Виды мотивации по интенсивности ее использования.

7. Использование мотивации достижения в управлении поведением подчиненных.

8. Типы мотивации по формам социального поведения людей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специфика и взаимосвязь внутренней и внешней мотивации | Контрольные тесты. 1.По группам основных потребностей выделяют такие виды мотивации:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.