Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Основы финансовой стабилизации неплатежеспособных предприятий

I. Финансовая политика предприятия в условиях неплатежеспособности.

II. Программа финансовой стабилизации, порядок ее разработки.

Ш. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.

 

I. Разработка финансовой политики: определить приоритеты финансовой политики, быстро освоить технику бюджетирования, разработать систему гибких бюджетов под сформированную финансовую структуру, разработать систему мониторинга и управления затратами и ассортиментом, разработать систему управления денежными потоками на основе бюджета движения денежных средств (БДДС), провести отбор индикаторов финансового состояния, разработать систему мониторинга финансового состояния, разработать систему мониторинга стоимости активов предприятия и отдельных бизнес-линий, разработать программу и начать реализацию антикризисной финансовой политики.

Цель финансовой политики – построение эффективной системы управления финансами предприятия, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Задачи разработки финансовой политики: максимизация прибыли; достижение информационной прозрачности для собственников, инвесторов и кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности; создание эффективного (гибкого) механизма финансового реагирования; уменьшение финансовых рисков на основе увеличения финансовой устойчивости; формирование рациональной структуры источников финансирования деятельности.

Направления разработки финансовой политики: анализ финансово-экономического состояния предприятия; определение рыночной стоимости активов и предприятия; повышение платежеспособности; проведение реструктуризации задолженности, капитала и имущества; разработка учетной политики; постановка налогового планирования; разработка кредитной политики; разработка амортизационной политики; формирование дивидендной политики.

Алгоритм разработки финансовой политики

1. Разработать стратегию и тактику действий предприятия в кризисной ситуации.

2. На основе стратегии сформулировать организационно-финансовую структуру.

3. Определить приоритеты финансовой политики.

4. На основе разработанной финансовой структуры разработать систему гибких операционных (в том числе и по отдельным проектам) и финансовых бюджетов.

5. Определить точки безубыточности продуктов на основе операционных бюджетов, исходя из разных уровней цен, ассортимента, величины и структуры затрат.

6. Разработать систему мониторинга управления и управления ассортиментом и затратами для обеспечения безубыточности деятельности предприятия.

7. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.

8. Сформулировать программу мероприятий (кто, что, когда), направленную на реализацию системы мониторинга и управления ассортиментом и затратами.

9. Разработать систему управления денежными потоками на основе БДДС.

10. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.

11. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы управления денежными потоками.

12. Разработать систему мониторинга финансового состояния предприятия.

13. Проверить приемлемость разработанной системы, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.

14. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы мониторинга финансового состояния предприятия.

15. Разработать систему мониторинга стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий.

16. Проверить приемлемость разработанной системы стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий, при необходимости внести корректировки, обеспечивающие приемлемость.

17. Сформировать программу мероприятий, направленных на реализацию системы мониторинга стоимости активов, предприятия и отдельных бизнес-линий.

18. Создать орган, ответственный за разработку, анализ и контроль реализации антикризисной финансовой политики.

19. Организовать систему мониторинга и корректировки программы в соответствии с изменениями внешних и внутренних факторов.

Положение о финансовой политике при проведение антикризисных мероприятий включает следующие разделы: гибкое бюджетное управление, управление затратами, управление ассортиментом, управление денежными потоками, экспресс-диагностика финансового состояния, страхование, оценка имущественного комплекса и его элементов, оценка бизнеса и бизнес-линий.

Выполнение вышеназванных мер возлагается на службу финансового директора, бухгалтерию, аналитический отдел, комитет по бюджету, службу маркетинга, службу директора по производству.

П. Главную роль в обеспечении финансовой стабилизации предприятий призвана выполнять программа финансовой стабилизации. Ее структура, построение и реализация основана на блочной системе.

Целью программы является восстановление платежеспособности предприятия, возможностей погашения кредиторской задолженности и создание предпосылок для устойчивого экономического роста. Основная задача реализации программы должна состоять не в том, чтобы добиться временного эффекта, а в недопущении возникновения причин, факторов, ведущих к дестабилизации финансового состояния, устранению условий воспроизводства причин, ведущих к такой дестабилизации. Достижение цели может быть разделено на этапы, характеризующиеся определенными количественными критериями (например, достижение определенного уровня текущей ликвидности, сокращение на определенную величину в течение установленного срока кредиторской задолженности и др.).

Следующим этапом разработки программы является анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия и оценка его финансового состояния. Этот раздел программы и, соответственно, этап всей работы должен содержать предпосылки для разработки всех других разделов программы, так как только на основе выявления причин сложившихся трудностей можно выработать пути их преодоления.

Следующий раздел программы – пути достижения финансовой стабилизации (основное содержание программы) – состоит из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных блоков (подпрограмм), состав которых варьируется в зависимости от намеченных путей преодоления финансового кризиса. В качестве типовых рекомендуются следующие блоки: а) организационный; б) экономический; в) производственно-технический; г) инвестиционный.

По каждому блоку могут быть предложены типовые группы мероприятий, хотя состав последних может быть крайне разнообразен, так как зависит от сложившейся ситуации и возможностей которыми располагает предприятие.

Так, организационный блок может предусматривать две группы мероприятий: внешняя реструктуризация; внутренняя реструктуризация предприятия.

К внешней реструктуризации относится, например, создание дочерних предприятий, вхождение в состав холдингов (вид предпринимательства, суть которого состоит в приобретении контрольных пакетов акций различных компаний в целях установления контроля над их деятельностью, объединение ограничивается лишь финансами), финансово-промышленных групп, иных интегрированных структур, реорганизация предприятия (слияние, присоединение, выделение и др). ни одно из этих направлений не носит самодовлеющего характера, а подчинено общей цели программы.

К внутренней реструктуризации относится создание на базе структурных подразделений бизнес-единиц, центров затрат и прибыли, центров финансовой ответственности, профит-центров и др.

Экономический блок содержит мероприятия по увеличению прибыли из всех источников, совершенствование системы управления затратами, поиск источников внереализационных доходов и путей снижения внереализационных расходов и др.

Производственно-технический блок может быть в большей мере, чем другие блоки, ориентирован на меры не столько оперативные, сколько стратегические: диверсификация производства, перепрофилирование, организация производства новых конкурентоспособных изделий, модернизация производства с целью повышения конкурентоспособности выпускаемых изделий, реализация оригинальных инвестиционных проектов и др.

Инвестиционный блок мероприятий направлен на финансовое обеспечение программы за счет эмиссии акций или облигаций, привлечение внешних инвесторов, реализацию части имущества, использование кредитов банков, а в отдельных случаях – финансовой поддержки государства, заемных средств других предприятий, заключение договоров о совместной деятельности или долевом участии в проектах и др.

Оргплан – система организационных мероприятий по реализации программы.

Контроль – система контроля за ходом реализации программы по месяцам, кварталам или по этапам, предусмотренным в подпрограммах (блока).

Ш. Финансовое оздоровление неплатежеспособных предприятий в Рос­сии может быть осуществлено за счет ряда источников, которые можно подразделить на собственные и привлеченные. К собственным относятся: 1) собственный капитал, полученный в результате улучшения текущей деятельности за счет внутренних источников; 2) средства от продажи некоторых активов или подразделений предприятия. К привлеченным можно отнести: 1) государственные льготные кредиты или безвозмездное финансирование некоторых объектов; 2) привлечения банковских кредитов; 3) реализации ликвидных ценных бумаг в целях увеличения собственного капитала (реализации обыкновенных акций) и заемного капитала (реализация облига­ций); 4) привлечения иностранного капитала.

Для получения государственных льготных кредитов или безвозмездного финансирования некоторых объектов все предприятия претендующие на государственную финансовую поддержку подразделяются на четыре группы:

1. Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при надлежащем управлении обеспечивает восстановление платежеспособности, и которые могут претендовать на получение государственной финансовой поддержки;

2. Предприятия, подлежащие выводу из числа действующих из-за низкого производственного и рыночного потенциала (если в отношении их не принято решение о переводе в статус казенного завода);

3. Предприятия, восстановление платежеспособности которых возможно незатратными методами решения экономических проблем (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена управляющих и т.д.);

4. Предприятия, финансовое оздоровление которых требуют финансовой государственной поддержки. У данной группы предприятий, помимо технико-экономических и финансовых показателей, оцениваются отраслевая и региональная специфика функционирования, их социально-экономическая значимость, в зависимости от чего осуществляется их ранжирование.

Предприятия, претендующие на получение государственной финансовой поддержки, оцениваются в соответствии с двумя критериями: а) величины износа основных производственных фондов по сравнению со среднеотраслевой; б) уровня спроса на основные виды выпускаемой продукции.

В зависимости от качества продукции и потребительского спроса предприятия разбиваются на группы: 1) предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого уровня и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции; 2) предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции; 3) предприятия с износом основных производственных фондов на уровне выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на выпускаемую продукцию; 4) предприятия с износом основных производственных фондов на уровне выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции.

Предприятия первой группы не могут претендовать на получение первоочередной государственной финансовой поддержки. Предприятия четвертой группы подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, если в отношении их не принято решение правительства о статусе казенного предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Управление денежными потоками | Тема 13. Формирование запасов ТМЦ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.