Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды интервью и формы вопросов




 

Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (синонимы), а с другой стороны - несвободные, стандартизованные, формализованные.

По цели интервью могут быть ситуативными (о ситуации), проблемными (анализ проблемы), биографическими. Последние могут быть представлены несколькими типами:

- лейтмотивными (респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить);

- нарративными (собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности);

- открытыми (в форме беседы без жестко заданной структуры).

По композиции принято выделять интервью:

- линейные (вопросы задаются последовательно);

- кольцевые (в финале интервью возвращаются к вопросам, обсуждавшимся в начале, и подводят итоги);

- спиральные (каждый вопрос повторяется несколько раз с новыми формулировками, упрощающими или углубляющими его содержание в зависимости от задач интервьюера. Этот вид интервью удобен при попытке собеседника уйти от ответа);

- мозаичные (хаотичный набор вопросов, не связанных друг с другом. Помогает получить утаиваемую информацию, которая может быть сформулирована кратко).

По форме работы интервьюера интервью может быть активным и пассивным. По форме работы респондента – управляемым и свободным.

От формы интервью зависит выбор вопросов. С психологической точки зрения имеет значение дифференциация вопросов на явные и неявные. Первые выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Вторые выражаются лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. В некоторых ситуациях (например, в общении с детьми, со сложными респондентами, с людьми, находящимися в состоянии стресса) предпочтительны явные вопросы. Однако в беседе, когда журналист и респондент общаются на равных, неявные вопросы позволяют построить максимально комфортный диалог, ибо в ситуации обычного общения мы нередко обращаемся именно к таким конструкциям.

Особое внимание уделяется наводящим вопросам, которые противопоставляются узловым. Первые каким-либо образом готовят ответ, вторые - нет. Наводящие вопросы бывают двух типов:

- содержащие явные или неявные логические презумпции;

- содержащие оценочные либо эмоциональные выражения.

Первый тип начинается с определенной констатации, правильной или ложной: «Социалисты всегда выступают за свободную торговлю. Считаете ли вы, что им следует отменить некоторые из торговых барьеров?»

Второй тип: «Как вы относитесь к тому, что кавказцы вторгаются в наши места?»

Наводящие вопросы уместны тогда, когда они помогают получить больше валидной информации (респондент знает что-то, но склонен утаивать) или когда валидная информация может быть получена вопреки наводящим вопросам (только при условии отсутствия угрозы «Я», отсутствия барьера этикета между респондентом и интервьюером и если респондент устойчив к давлению). Однако часто наводящий вопрос искажает ответ.

По качеству ведения интервью оно может быть выдержано в мягком и жестком стиле. Жесткий стиль используется либо для пробивания у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я», либо с человеком, подозреваемым в потенциальном искажении информации, либо с человеком, работающим в бюрократической сфере.

Порой журналисту необходимо «раскрыть» собеседника, а для этого лучше использовать общие вопросы по сравнению с частными. Чтобы усилить их эффект, можно также сделать вопросы двусмысленными, неоднозначными, провокационными, полемическими.

Особое место в психологии интервьюирования занимают следующие формы вопросов:

1. Конкретизирующие (заставляющие респондента подробнее осветить один из аспектов темы);

2. Уточняющие (заставляющие респонеднта прояснить то, что непонятно журналисту);

3. Проверочные (заставляющие респондента повторить информацию);

4. Связующие (вспомогательные, способствующие переходу от одного тематического блока к другому);

5. Неточные (содержащие искаженные факты. Используются, когда необходимо выяснить скрываемую информацию);

6. Вопрос-эхо (повторяет последнюю фразу респондента с вопросительной интонацией);

7. Вопросы, содержащие сомнение (Могли бы вы себе представить, что…?);

8. Вопросы-внушения (Ваш личный опыт не доказывает ли, что…?);

9. Изолирующие (если мы рассмотрим эту ситуацию, вы согласитесь с тем, что…?);

10. Возвратные (Это важно. Не возражаете, если мы вернемся к теме чуть позже?);

11. Молчание (мимическая форма вопроса).

Для того чтобы получить ответ, содержащий анализ, рекомендуется использовать следующие формы вопросов:

1. Масштабирующие вопросы (Что значит этот случай для жизни города? Страны?);

2. Программирующие вопросы (Что будет в результате?);

3. О модели поведения (Как бы вы рекомендовали поступить?);

4. Причинные (В чем причина? Кто виноват?);

5. Прогностические (Если события будут развиваться таким образом, каков будет финал?);

6. Характеризующие (Что он за человек?);

7. Аргументирующие (Что доказывает вашу позицию?).

Интервьюирование, как и другие методы, представляет собой технологию и включает такие этапы как подготовку интервью, начало, основную часть, завершение. Остановимся на них подробнее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.