КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды интервью и формы вопросов
Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, неформализованные (синонимы), а с другой стороны - несвободные, стандартизованные, формализованные. По цели интервью могут быть ситуативными (о ситуации), проблемными (анализ проблемы), биографическими. Последние могут быть представлены несколькими типами: - лейтмотивными (респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и ее не бросить); - нарративными (собеседника просят подробно рассказать историю своей жизни в свободной форме, но в хронологической последовательности); - открытыми (в форме беседы без жестко заданной структуры). По композиции принято выделять интервью: - линейные (вопросы задаются последовательно); - кольцевые (в финале интервью возвращаются к вопросам, обсуждавшимся в начале, и подводят итоги); - спиральные (каждый вопрос повторяется несколько раз с новыми формулировками, упрощающими или углубляющими его содержание в зависимости от задач интервьюера. Этот вид интервью удобен при попытке собеседника уйти от ответа); - мозаичные (хаотичный набор вопросов, не связанных друг с другом. Помогает получить утаиваемую информацию, которая может быть сформулирована кратко). По форме работы интервьюера интервью может быть активным и пассивным. По форме работы респондента – управляемым и свободным. От формы интервью зависит выбор вопросов. С психологической точки зрения имеет значение дифференциация вопросов на явные и неявные. Первые выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованиями установить неизвестное. Вторые выражаются лишь своими предпосылками, а требование установить неизвестное восстанавливается после осмысления предпосылок вопроса. В некоторых ситуациях (например, в общении с детьми, со сложными респондентами, с людьми, находящимися в состоянии стресса) предпочтительны явные вопросы. Однако в беседе, когда журналист и респондент общаются на равных, неявные вопросы позволяют построить максимально комфортный диалог, ибо в ситуации обычного общения мы нередко обращаемся именно к таким конструкциям. Особое внимание уделяется наводящим вопросам, которые противопоставляются узловым. Первые каким-либо образом готовят ответ, вторые - нет. Наводящие вопросы бывают двух типов: - содержащие явные или неявные логические презумпции; - содержащие оценочные либо эмоциональные выражения. Первый тип начинается с определенной констатации, правильной или ложной: «Социалисты всегда выступают за свободную торговлю. Считаете ли вы, что им следует отменить некоторые из торговых барьеров?» Второй тип: «Как вы относитесь к тому, что кавказцы вторгаются в наши места?» Наводящие вопросы уместны тогда, когда они помогают получить больше валидной информации (респондент знает что-то, но склонен утаивать) или когда валидная информация может быть получена вопреки наводящим вопросам (только при условии отсутствия угрозы «Я», отсутствия барьера этикета между респондентом и интервьюером и если респондент устойчив к давлению). Однако часто наводящий вопрос искажает ответ. По качеству ведения интервью оно может быть выдержано в мягком и жестком стиле. Жесткий стиль используется либо для пробивания у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой его «я», либо с человеком, подозреваемым в потенциальном искажении информации, либо с человеком, работающим в бюрократической сфере. Порой журналисту необходимо «раскрыть» собеседника, а для этого лучше использовать общие вопросы по сравнению с частными. Чтобы усилить их эффект, можно также сделать вопросы двусмысленными, неоднозначными, провокационными, полемическими. Особое место в психологии интервьюирования занимают следующие формы вопросов: 1. Конкретизирующие (заставляющие респондента подробнее осветить один из аспектов темы); 2. Уточняющие (заставляющие респонеднта прояснить то, что непонятно журналисту); 3. Проверочные (заставляющие респондента повторить информацию); 4. Связующие (вспомогательные, способствующие переходу от одного тематического блока к другому); 5. Неточные (содержащие искаженные факты. Используются, когда необходимо выяснить скрываемую информацию); 6. Вопрос-эхо (повторяет последнюю фразу респондента с вопросительной интонацией); 7. Вопросы, содержащие сомнение (Могли бы вы себе представить, что…?); 8. Вопросы-внушения (Ваш личный опыт не доказывает ли, что…?); 9. Изолирующие (если мы рассмотрим эту ситуацию, вы согласитесь с тем, что…?); 10. Возвратные (Это важно. Не возражаете, если мы вернемся к теме чуть позже?); 11. Молчание (мимическая форма вопроса). Для того чтобы получить ответ, содержащий анализ, рекомендуется использовать следующие формы вопросов: 1. Масштабирующие вопросы (Что значит этот случай для жизни города? Страны?); 2. Программирующие вопросы (Что будет в результате?); 3. О модели поведения (Как бы вы рекомендовали поступить?); 4. Причинные (В чем причина? Кто виноват?); 5. Прогностические (Если события будут развиваться таким образом, каков будет финал?); 6. Характеризующие (Что он за человек?); 7. Аргументирующие (Что доказывает вашу позицию?). Интервьюирование, как и другие методы, представляет собой технологию и включает такие этапы как подготовку интервью, начало, основную часть, завершение. Остановимся на них подробнее.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |