КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологические особенности начала интервью
В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, разговор на нейтральные темы (как добрался, транспорт, погода). По мнению С.А.Муратова, «встреча с прошлым – самый верный путь к человеку…» [10] Если вы записываете интервью на диктофон, нужно дать собеседнику время привыкнуть к нему. Можно при нем вставить в диктофон пленку. Никогда не кладите диктофон между вами и интервьюером – лучше чуть-чуть в стороне. Начало интервью - это этап установления контакта. На этом этапе важно учитывать особенности дистанции, которые были подробно разработаны американским антропологом Эдуардом Т. Холллом: 2 - личное общение (хорошо знакомые люди (от 46 см до 1.2 м)); 3 - формальное общение (деловые и случайные переговоры (от 1.2 м до 3.6 м)); 4 - публичное общение (разговор с большим количеством людей (более 3.6 м)
.
Конечно, эти значения небезусловны. Они зависят от невероятно большого количества факторов – от среды формирования личности, от моделей воспринятого коммуникативного поведения, от возраста, пола, социального происхождения и положения, от психологических характеристик личности и т.д. Но предложенные Холлом параметры могут быть приняты за основу. Изменение зон общения дает определенные эффекты: 1. Если вы переходите из зоны 3 в зону 2, человек испытает неловкость и поддастся вам, но будет желать прервать общение; 2. Если вы перейдете в зону 1 – это будет воспринято как чрезмерная агрессия, человек, скорее всего, откажет вам; 3. Если вы перейдете в зону 4, это будет воспринято как сигнал завершения разговора; 4. Если вы будете выступать на публику ближе чем за 3 метра, вас будут слушать только те, кто сидит в этой зоне или чрезвычайно заинтересованные люди. Помимо зон общения существенную роль играет и положение партнеров относительно друг друга. В этом аспекте можно выделить несколько основных позиций: 1. Угловая позиция: два собеседника располагаются близко к углу стола по его сторонам:
Такая позиция способствует поддержанию визуального контакта, свободной жестикуляции. При этом угол стола формирует чувство защищенности у участников диалога. 2. Кооперативная позиция: расположение рядом с одной стороны от стола:
Идеальна в ситуации, когда нужно расположиться рядом – например, чтобы рассмотреть что-то, совместно изучить документ. Эта позиция требует некоторого психологического напряжения. Не случайно в некоторых работах можно прочитать совет: хотите заставить человека улыбнуться – скажите ему что-нибудь стоя плечом к плечу. Улыбка издавна служила нам своеобразным механизмом психологической защиты. Поэтому в кооперативной позиции необходимо строго соблюдать дистанцию интимной психологической зоны. 3. Конкурирующее-оборонительная позиция: партнеры располагаются напротив друг друга по разные стороны стола:
Эта позиция эффективна в двух случаях – в случае четкого соблюдения субординационных отношений при короткой деловой встрече (что вряд ли уместно в ситуации интервью) и в случае жесткого отстаивания партнерами своих позиций, как, например, в интервью-конфронтации. 4. Независимая позиция: партнеры располагаются как бы по диагонали, по наиболее отдаленным углам стола:
Это расположение эффективно в ситуации, когда предмета разговора, решение проблемы не столь важны по сравнению с поддержанием контакта. Это – обычный формат дружеской беседы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |