Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики




Основные направления в психологии

 

Основные направления (теории) Представите-ли Основные идеи Примечания
Эксперимен- тальная психология сознания В. Вундт (1832-1920), нем. пс. (начало сущ-ния психологии как науки).   У. Джеймс, Д. Локк и др. Ф. Гальтон (1822-1911), англ. (первый психолог-практик Экспериментальный метод (1879). Единственный прямой метод – самонаблюдение (методрефлексии илиинтроспекции); предмет психологии –непосредственный опыт. Задача психологии: разложение непосредственного опыта сознания на элементы. Элементы сознания: ощущения, представления и чувствования. Осн. процессы психики – перцепция и апперцепция. Исследование сознания человека Преобразовал экспериментальную психологию в дифференциальную, изучающую различия между индивидом и группами людей. Испытания обозначил словом «тест» Предмет психологии – сознание.   Апперцепция - это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации.
Бихевиоризм (нач. 20в.) – наука о поведении. Дж. Уотсон (1878-1958), основатель.     Б. Скиннер (1904-1990) Наблюдения над поведением м. б. представлены в форме стимулов (S) и реакций (R): S-> R. Задача психологии: установление связей между S и R; управление поведением, его моделирование(создание желаемых R с помощью S); научение (адаптация, приспособляемость к окружающим условиям); выработка навыков (постепенное изменение актуально возможного поведения, полученного в результате опыта). Ввел термин «подкрепление» - это необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. Предмет психологии не сознание, а поведение.   Описал социум как систему символических подкреплений.
Необихевиоризм Э. Толмен (1886-1959) Формула поведения должна состоять не из 2-х, а из 3-х членов: стимул - промежуточная переменная - реакция (S->PP->R). Промежуточная переменная – это недоступные прямому наблюдению психические моменты: намерения, ожидания, знания.     В наст. время модификации бихевиоризма широко распространены в амер. психологии и представлены теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера. Назвал теорию «когнитивным бихевиоризмом»: поведение человека предваряют познавательные (когнитивные) карты, которые представляют собой целостные структуры представления мира (ожидания, гипотезы, прошлый опыт, наследственность, возраст, факты, которые однажды привели к успеху).
Гештальтпсихология (нем. - структура, целостная форма) М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка Сознание – это не «сооружение из кирпичей (ощущений) и цемента (ассоциаций)», а целостная структура, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты. Мгновенное восприятие отношений благодаря построению нового гештальта (который не является результатом научения и не м. б. выведен из прежнего опыта) назвали инсайтом (англ.-проникновение в суть). Психика человека и животного есть целостное «феноменальное поле» (совокупность переживаемого субъектом в данный момент), которое им. опр. свойства и строение. Выявили закон константности восприятия: целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (Человек видит мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется его положение в пространстве, освещенность и др.) Человек вначале воспринимает целостный образ любого явления. Целостный образ (гештальт) определяет психическую жизнь.     Возникла в 60-е годы XX века и противопоставляла себя психоанализу и бихевиоризму
Психоанализ   Неофрейдизм З. Фрейд (1856-1939), австр. врач Автор книги «Психология бессознательного»     Карл Юнг (1875-1961) Аналитическая психология   Альфред Адлер (1870-1937)     К. Хорни, Г. Салливен, Эрих Фромм (гуманистич. психоанализ)   Открытие: в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления или влечения, нежели сознание и разум. Создал теорию бессознательного: в психике существует 3 сферы: сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательное регулируется 2-мя принципами: удовольствия и принципом реальности. (т.е. бессознательно любой человек стремится к получению удовольствия, но при этом д. считаться с требованиями окружения (соблюдать принцип реальности). Разработан ряд методов выявления бессознательных комплексов. Осн. из них – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Делает вывод, что психика шире, чем сознание. Активно занимался анализом детских неврозов Ввел понятие о «коллективном и личном бессознательном». Коллективное бессознательное: передается по наследству; включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся с древности (могут проявляться через сновидения). Ввел представление о 2-х типах личности: интровертированной, экстравертированной.   Движущая сила личности – «комплекс неполноценности» (одновременно м. являться и источником невроза). Психика социально обусловлена.   Где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры (мазохизм, садизм, отшельничество) Предсознание состоит из скрытых (латентных) знаний, которыми человек располагает, но которые в данный момент не присутствуют. Бессознательное руководит сознанием. Бессознательное проявляется в 3-х основных формах: сновидении, ошибочных действиях (забывание вещей, намерений, имен, оговорки и др.), невротических симптомах.     Личное бессознательное содержит комплексы, представлено тем, что приобретено в процессе жизненного опыта   С рождения также выражено стремление к творческому с/выражению; к цели.  
Теория трансактного анализа Эрик Берн (1902-1970), амер. пс тер (По А. Я. Анцупову, с. 71): на основе синтеза идей психоанализа и интеракционизма создал теорию трансактного анализа: структура личности («Я») включает в себя три компонента-состояния: «ребенок» (спонтанные эмоции, побуждения, переживания), «родитель» (поучения, обобщения, предрассудки, стереотипы), «взрослый» (рациональное и ситуативное отношение к жизни) В ходе взаимодействия людей осуществляются трансакции. Бесконфликтные отношения дают непересекающиеся трансакции.
Гуманистическая психология А. Маслоу   Р. Мэй     Практическое решение задач развития личности; анализ конкретного опыта работы. Личность динамична, значит цель – перераспределение напряжения, превращение деструктивного конфликта в конструктивный. Причина личностных проблем – нарушение правильного распределения напряжений во внутренней структуре личности. Утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.
Когнитивная психология (англ.-знание, познание)     Д. Миллер, Д. Брунер, У. Найссер - основатели   Познавательная активность характерна для всех живых существ. Что человек делает и как, зависит не только от его стремлений и потребностей, но и от представлений о реальности. Широкое распространение получила теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (1957)   Изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация пред-ставляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение.
Основные достижения отечественной психологии начала 20в.     Психология деятельности   С. Л. Рубинштейн (1889-1960)   А. Н. Леонтьев (1903-1979)   Д. Б. Эльконин Психика формируется и проявляется в деятельности.   Сформулирован принцип «единства сознания и деятельности».   Деятельность - не только сумма действий. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Деятельность различают по направленности (на объект внешнего мира, на др. человека, на самого себя); по предмету (игровая, учебная, трудовая и др.)   Ввел понятие «ведущей деятельности», т. е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в определенный период жизни человека. Гл.: Общение человека с миром не является прямым непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается с помощью его реальных действий с объектом этого мира.   Деятельность-это направленная активность человека.
Культурно-исторический подход Л. С. Выготский (1896-1934)     Теория высших психических функций – прижизненно формирующихся психических процессов, социальных по своему происхождению. В процессе воспитания (с помощью знаков) из низших психических функций вырастают высшие (произвольная память, произвольное внимание). Этот процесс носит культурный характер. Развитие ребенка-это присвоение и усвоение этих средств, затем «внешняя» речь переходит во «внутреннюю» с помощью интериоризации (лат.- внутренний) и все нормы, правила, знаки становятся неотъемлемой частью психики человека. Т. о. высшие психические функции изначально существуют как форма взаимодействия между людьми, а затем- как внутренний интрапсихический процесс. «Низшие» (естественные) психические функции: непроизвольная память, непроизвольное внимание. Под высшими психическими функциями он понимает: речь, правила, нормы, образцы поведения (т.е. способы, с помощью которых человек себя строит).

 

Новое направление в западной психологии, объясняющее психические явления «мистическими переживаниями», «космическим сознанием», то есть формами особого духовного опыта, требующими взгляда на психику человека с нетрадиционных позиций, называется трансперсональной психологией.


Тема 1.3. Психика и организм

 

По данной теме студент должен знать: строение, функционирование и свойства нервной системы человека, связь психики и мозга психология.

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с.

Материалы для подготовки к теме

Нервная система человека и высших животных состоит из двух основных частей центральной и периферической.

Центральная нервная система (ЦНС) подразделяется на спинной мозг и головной мозг.

Спинной мозг представляет собой длинный тяж (около 45 см у мужчин и 42 см у женщин), расположенный в позвоночном канале.

Он состоит из серого вещества (нейронов) и белого вещества (нервных волокон).

Головной мозг расположен в черепе. В головной мозг входят продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечек и большие полушария.

Продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг составляют ствол головного мозга. Этот ствол обеспечивает управление всеми вегетативными функциями (обмен веществ, дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д.). В стволе головного мозга (в среднем мозге) находятся нервные центры, которые управляют сложными движениями и положением тела в пространстве.

В промежуточном мозге происходит переработка возбуждения, приходящего от всех органов чувств, и передача его в большие полушария. Основным механизмом нервной деятельности как у низших, так и у самых сложных организмов является рефлекс.

Закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания, называется динамическим стереотипом. Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения и торможения. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут активизироваться по уже известному нервному пути, что приводит к образованию динамического стереотипа.

Центральная нервная система - основная часть нервной системы животных и человека, состоящая из нейронов и их отростков; представлена у позвоночных животных и человека — спинным и головным мозгом.

Периферическая нервная система соединяет центральную нервную систему с органами и конечностями. Нейроны периферической нервной системы располагаются за пределами центральной нервной системы — головного и спинного мозга.

Соматическая нервная система часть нервной системы, регулирующая деятельность скелетной (произвольной) мускулатуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 890; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.