КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие динамического стереотипа введено в психологию И. П. Павловым
Рефлекторная дуга состоит из рецептора, афферентного нерва, центрального звена, эфферентного звена и эффектора (мышцы или железы). Начало формы Часть нервной системы, регулирующая работу сердца, кровеносных сосудов, желез, гладкой мускулатуры и других органов, называется вегетативной нервной системой. Способность нервных процессов возбуждения и торможения распространяться в центральной нервной системе от одного ее элемента (участка) к другому называется иррадиацией. Иррадиация возбуждения, согласно исследованиям И. П. Павлова, зависит от интенсивности раздражения и лежит в основе генерализации условного рефлекса. Активный процесс, в результате которого возбуждение нейрона прекращается или затрудняется его возникновение, называется торможением. Оно проявляется в ослаблении или прекращении деятельности, специфической для данной системы организма. Взаимовлияние процессов возбуждения и торможения называется индукцией нервных процессов. Последовательная индукция предполагает развитие торможения после исчезновения в какой-то части головного мозга возбуждения и наоборот. К закономерностям протекания процессов возбуждения и торможения относятся иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов. Основной структурной и функциональной единицей нервной системы является нейрон. Последовательная индукция предполагает развитие торможения после исчезновения в какой-то части головного мозга возбуждения и наоборот. Кора головного мозга постоянно подвергается воздействию большого числа раздражителей, вызывающих в ней разнообразные по качеству и степени процессы возбуждения и торможения. При повторном воздействии раздражителя процессы возбуждения и торможения будут активизироваться по уже известному нервному пути, что приводит к образованию динамического стереотипа – это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания. Теория функциональных систем создана П. К. Анохиным. Функциональная система – это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направлено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное действие. Психика и тело взаимосвязаны. Ответственным за высшие психические функции является головной мозг, главный «пульт управления» которого – центральная нервная система, действующая как единое целое. Ее основные элементы – нервные клетки (нейроны). Мозг человека, как главный отражатель объективного мира, является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растит/ миру, через способность реагирования на внешние воздействия из-за нужды в чем-либо, в мозгу закреплялись с помощью биохимической и генетической памяти многочисленные связи, которые в процессе эволюции ч-ка обусловили специфическое психическое отражение -> результат: головной мозг получил свойство субъективного: вначале переживания, а затем и познания внешних воздействий. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция - это уже не только физиологическое отражение (оно там есть непременно), но это уже переживание, т.е. субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, возникли ощущения, как “субъективный образ объективного мира”. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, т.е. мышление. Тема 1.4. Психика, поведение и деятельность
По данной теме студент должен знать: понятие о деятельности и поведении; содержательной и операционально-технической сторонах деятельности; теории деятельности С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева Уметь: выделять потребности, мотивы, цели деятельности. Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Материалы для подготовки к теме Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер. Человеческая жизнь – это система сменяющих друг друга деятельностей. Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая себя и условия своего существования. Исторический прогресс, имевший место за последние тысячи лет, обязан деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Почти все предметы сделаны под действием человеческого разума. Животные же пользуются только тем, что им предоставила природа. Совершенствуя свои предметы потребления, человек развивает свои потребности. Деятельность человека регулируется не непосредственно потребностями, как у животных, а сознаваемой целью (все остальные стороны деятельности: мотив, способы выполнения, отбор и переработка информации м. (не)осознаваться, м. осознаваться не полностью или даже неверно). Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью (Петровский А. В., 1976). Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими за счет освоения достижений в предыдущих эпохах. Организация человеческой деятельности связана со сложными двигательными умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения (у животных этого нет). Ребенок начинает пользоваться предметами (вилка, щетка), которые подчиняются логике предметов. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных. У человека движения более совершенны и социально обусловлены. Животные потребляют столько, сколько им необходимо, человек создает больше, чем потребляет. Деятельность отличается от активности и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит пассивный характер, спонтанно, хаотично. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание продукта, организованна, систематична. Одним из первых отечественных психологов, изучающих деятельность, был Лев Семенович Выготский (1896-1934): деятельность является инструментом познания психики человека, формирования у него высших психических функций. Создатель теории деятельности – Алексей Никол. Леонтьев (1903-1979). Его труды: «Потребности, мотивы и эмоции». «Деятельность. Сознание. Личность». Он продолжил линию Л. С. Выготского. Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. А.Н.Леонтьев: Деятельность – это форма активности человека, совокупность действий, направленных на удовлетворение потребностей человека. Характеристики деятельности: потребность, мотив, цель, предмет, структура и средства. Люди действуют в зависимости от потребностей (то, чего не хватает). Потребности известны со времен Аристотеля. Потребность – это состояние нужды человека в чем-либо необходимом ему для нормального существования и развития. В настоящее время – основная классификация предложена амер. уч. А. Маслоу. Он выделяет 5 групп потребностей, возникающих в процессе развития человека; располагая их в определенном порядке: 5. В самореализации, самовыражении (высшая потребность): обучение других, интерес к др. сферам помимо профессии 4. Эгоистические: в признании, уважении, СО, проявление себя и др. 3. Социальные (принадлежность к группе, обмен информацией, эмоциональные отношения) (5 лет) 2. В безопасности (3 года) 1. Физиологические Маслоу: у взрослого человека потребности не обязательно находятся в такой строгой иерархии. Мотив – это проявление потребностей. Мотивом называется то, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется (или: это побудитель деятельности). В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая с помощью деятельности удовлетворяется. Но прежде, мотив должен сам сформироваться. Мотивы зависят от особенностей личности, они м. б. личные и общественные, близкие и далекие. Они переплетаются. Мотивов много: органические (самосохранение и развитие организма), функциональные (формы активности), материальные (создание вещей), социальные (получить признание), духовные (связаны с самосовершенствованием). Потенциальные мотивы: то, что было создано другими людьми; то, что было достигнуто ранее и м. побуждать нас к деятельности. Актуальные мотивы: те, которые движут человеком – потребности, цели, задачи, желания, намерения, интерес.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |