Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К определяющим факторам, влияющим на постановку целей воспитания, относятся идеология и политика государства




К объективным причинам формирования целей воспитания относятся достижения философской и педагогической мысли и уровень общественной культуры.

В прошлом почти повсеместно считалось, что основная функция человечества в мире, помимо выживания, заключается в служении Богу. Детей постоянно наставляли и призывали к преодолению дурных черт характера, чтобы вырасти и быть угодными Господу.

В некоторых странах, например, в Китае, полагали, что превыше всего – служение Родине. Исходя из этого, в детях воспитывали такие добродетели, как законопослушание, коллективизм, старательность, приверженность важнейшим принципам нации.

В других странах считалось, что дети рождаются и вырастают, чтобы служить целям большой семьи или клана, и должны готовить себя к занятиям, наиболее важным для семьи.

В настоящее время детям дают понять, что они могут устанавливать в жизни собственные цели и выбирать род занятий в соответствии со своими наклонностями.

Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Гуманизм – это система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

Огромное влияние на развитие теории гуманистического воспитания оказали педагогические идеи великих греческих философов (Аристотеля, Платона, Сократа, Демокрита) Например, Аристотель (384–322 до н.э.) целью воспитания считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности.

Английский мыслитель, гуманист, родоначальник утопического социализма Томас Мор (1478–1535) большое значение придавал воспитанию подрастающего поколения в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию, призывал к равенству образования мужчин и женщин, соединению обучения с трудом.

Томаззо Кампанелла (1568–1639) – итальянский гуманист эпохи Возрождения, один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма утверждал, что воспитание должно носить полностью общественный характер и быть одинаковым для всех граждан государства. Она должно развивать все силы и способности личности.

Позднее положительные идеи гуманизма были развиты выдающимся педагогом семнадцатого века Я.А. Коменским. Он обосновал необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Цель воспитания по Я.А. Коменскому – это воспитание настоящего человека.

Похожие идеи развивали Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеций и противоречащий последнему Д. Дидро.

В начале девятнадцатого века возникли идеи утопического социализма Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, В. Вейтлинга, которые в своих произведениях рисовали будущее общество.

Наиболее стройное и интересное учение о воспитании было разработано Робертом Оуэном (1771–1858). Целью воспитания он считал всестороннее развитие личности, а также обязательное присутствие физического труда.

Януш Корчак целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Признавая ребенка субъектом воспитания, Я. Корчак призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения.

Согласно К.Д. Ушинскому, важнейшими целями воспитания являются: 1) формирование мировоззрения, моральных принципов, взглядов на жизнь, системы убеждений, которые К.Д. Ушинский считал главной дорогой человеческого поведения; 2) развитие нравственных, эстетических чувств и самого высокого из них – патриотизма, который он называл «общественным цементом»; 3) воспитание навыков и привычек поведения.

Цель воспитания по А.С. Макаренко – воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.

К целям воспитания, характерным для философской концепции прагматизма, относятся сближение воспитания с жизнью и достижение цели воспитания путем практической деятельности. Основатели прагматической философии Ч. Пирс и У. Джемс.

Сегодня основной целью (идеалом) воспитания является формирование всесторонне и гармонично разви­той личности. Актуальными целями воспитания в современном российском обществе являются развитие личности с высокой социальной активностью, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, дать каждому школьнику базовое образование и культуру, формировать национальное сознание российского гражданина.

Важными целями воспитания являются высокое качество образования, формирование творческой самостоятельности, гуманной и внутренне свободной личности.

Основные струк­турные компоненты всестороннего развития личности (традиционные составные части воспитания): умственное воспи­тание, трудовое воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей лич­ности и включением ее в производительный труд.

К конкретным задачам воспитания относятся подготовка к выбору профессии и воспитание гражданина. Первая является задачей трудового воспитания, а вторая – нравственного.

Гармоничное (от греч. harmonia — согласован­ность, стройность) развитие означает, что все стороны лично­сти должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой.


Тема 4.5. Основные категории педагогики

 

По данной теме студент должен знать: основные категории педагогики

Уметь:анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки, пользоваться понятийным аппаратом педагогики

Литература:

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.

Смирнов, В. И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. – Изд. второе, перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.

Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.

Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2006. – 512 с.

 

Материалы для подготовки к теме

 

Основными категориями педагогики являются: воспитание (основная категория педагогики как науки), обучение, развитие, образование, формирование.

Также в число основных категорий педагогики входят: педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - экспериментальное образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат ведущие психолого-педагогические концепции, нетрадиционные подходы, идеи, разработанные автором или авторским коллективом.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕДАГОГИКА - изучает возрастные аспекты обучения и воспитания (дошкольная, школьная, педагогика взрослых)

ВОСПИТАНИЕ – 1) как общественное явление: социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами; 2) как педагогическое явление: целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей; 3 ) совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Целенаправленное управление процессом развития личности.

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Воспитание в широком педагогическом значении – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитание в узком педагогическом значении – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.