Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование как общественное явление. Педагогика как наука отличается от житейского педагогического знания тем, что систематизирует и обобщает разрозненные педагогические факты




Педагогика как наука отличается от житейского педагогического знания тем, что систематизирует и обобщает разрозненные педагогические факты. Основу научного педагогического знания составляет народная педагогика.


Тема 4.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

 

По данной теме студент должен знать: сущностные характеристики образования как общественного явления, педагогического процесса, общечеловеческой ценности.

Уметь:определять ценности, цели и содержаниеобразования в конкретно-исторические периоды (античность, средневековье, новое время, современность).

Литература:

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004. – 512 с.

Материалы для подготовки к теме

 

Понятие «образование» является центральным, фундаментальным в педагогике. Введенное в ее научный оборот швейцарским педагогом И.Г. Песталоцци (1746–1827) в значении «формирование образа», оно претерпело многочисленные интерпретации. Эта многозначность заимствована педагогикой из живого языка: В. Даль определяет двадцать шесть оттенков слова «образ».

Определения образования обусловлены различными контекстами (дидактическим, педагогическим, социологическим, цивилизационным, экзистенциальным, культурологическим и др.) и аспектами (образование как процесс, цель, результат, средство, условие, ценность, система и др.) анализа данного феномена.

В рамках педагогического анализа образование определяют следующим образом:

1. Процесс и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов). Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

2. Специально организованная в обществе система условий и учебно-образовательных, методических и научных органов и учреждений, необходимых для развития человека.

3. Процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим прогрессом.

4. Многообразная личностно ориентированная деятельность, обеспечивающая самоопределение, саморазвитие и самореализацию человека в динамичной социокультурной среде; становление, развитие, рост самой личности как таковой.

5. Формирование образа мыслей, действий человека в обществе; создание человека в соответствии с его качеством, мерой, сущностью, раскрываемой в каждый конкретный исторический отрезок до определенного уровня.

Содержанием образования является система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником служит все многообразие культуры.

Качеством образования называют определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями; степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Измеряется его соответствием образовательному стандарту.

Под стандартом образования понимают:

1) основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования;

2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отражает оптимальный минимум содержания образования.

Понятие образования отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и понимается как процесс передачи накопленных поколениями знаний, опыта и культурных ценностей. Соответственно, образование является общественным явлением и выполняет социокультурные функции:

1) является способом социализации личности и преемственности поколений. Социализациявключает в себя такие процессы, как адаптацию, интеграцию, саморазвитие и самореализацию. Человек становится личностью в процессе социализации. Естественно-культурные задачи социализации связаны с определенным уровнем физического и сексуального развития личности, соответствующими определенному возрастному этапу. При этом должны учитываться некоторые нормативные различия в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах);

2) является средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники;

3) ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности;

4) обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Характер протекающих в нашем обществе процессов рождает большие проблемы в сфере образования. Помимо того, что проблемы связаны с социально-политической обстановкой в нашей стране, они связаны еще и с цивилизационной динамикой мирового масштаба.

Первый аспект заключается в том, что образование как институт государства должно выполнять его социальный заказ. Это возможно только в обществе с четкой перспективой, идеологией будущего развития. В нашей стране до сих пор наблюдается вакуум в этой сфере. Особенно остро это касается воспитательных стратегий, так как ориентиры пока не ясны. Кто же нам нужен: коллективист или индивидуалист, узкий специалист или человек широкой культуры, адаптированный субъект или трансцендентная (находящаяся за пределами сознания, недоступная опыту) личность?

Второй аспект связан с разворачиванием общемировых тенденций:

1. Геометрический рост развития технологического пространства.

2. Увеличивающаяся неравновесность окружающих нас систем, усиливающаяся их вероятностность и уменьшающаяся детерминированность (причинность, обусловленность) окружающего нас мира. Все это ставит перед образованием задачи не столько репрезентации знаний, сколько обучения способам их порождения. Институт образования обязан предвосхищать возможные варианты будущего развития. Поэтому очевидно, что между культурой и образованием, между жизненной средой и обучающей должны быть тесные связи.

Основные задачи образования

Основной задачей образования как культурно-цивилизационного института является профессиональная психолого-педагогическая помощь ребенку в становлении его ответственности за самостановление, саморазвитие, самосозидание.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации провозглашает основными целями и задачами образования:

1) воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

2) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

3) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

4) экологическое воспитание, формирующее бережное отношение людей к природе;

5) подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий. Показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности называется образованностью личности

Особенности современного образовательного процесса

Современный образовательный процесс характеризуется следующими чертами:

1. Гуманизация образования – реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр педагогического внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире.

Конкретизация гуманистических подходов в образовании разрабатывалась А. Маслоу, Д. Олпортом, К. Роджерсом. В отечественной школе – это модель развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).

Культурно-гуманистические функции образования заключаются в следующем:

1) развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;

2) формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

3) обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

4) овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

5) создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Направленность на гармоничное развитие личности является важнейшей задачей современного образовательного процесса. Качество и мера этого развития выступают показателями гуманизации общества и личности.

2. Гуманитаризация образования. Сегодня становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся разрывом между образованностью и обученностью. Доминирование технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманитарных основ в образовательной среде.

3. Информатизация образовательного процесса. П. Норманн отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Например, печатный текст развивает аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

4. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, послевузовское образование.

5. Переход от репродуктивной к продуктивной учебной деятельности – эвристичность учебной деятельности, что характеризуется использованием интерактивных методов обучения.

6. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

Таким образом, функциями современного образования являются как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

На современном этапе эти задачи могут быть решены за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ, существующих в настоящее время в отечественном образовании.

Образование как педагогический процесс

В современной педагогике педагогический процесс понимается как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, реализующее содержание образования с применением определенных средств и методов обучения и воспитания, направленных на удовлетворение требований общества и самой личности. В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания, обучения, самовоспитания и самообразования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогический процесс – это сложная, открытая и динамическая система, имеющая свои характеристики, функции, движущие силы, компоненты, законы, закономерности и принципы. Системный подход позволяет эффективно и рационально управлять этим сложным явлением. Направлять его движение, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.

Педагогический процесс является не просто механическим соединением выше перечисленных процессов, а новым качественным образованием, имеющим свои специфические характеристики:

1. Целенаправленность. Педагогический процесс всегда обусловлен конкретной целью (формирование разносторонне гармонически развитой личности), для достижения которой педагогами создаются оптимальные психолого-педагогические условия в рамках научно обоснованной и управляемой деятельности.

2. Двусторонность предполагает наличие двух субъектов педагогического процесса: педагога и воспитанника, которые находятся в постоянной взаимосвязи. Стремление к конструктивной совместной деятельности и партнерству с обеих сторон может стать условием успеха каждой из них.

3. Целостность педагогического процесса проявляется во внутреннем единстве составляющих его компонентов и их гармоническом взаимодействии, при их относительной автономности.

Функции педагогического процесса

1. Образовательные функции реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей.

2. Развивающие функции представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений, познавательной активности, интересов, способностей.

3. Воспитывающие функции заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения. Являются ведущей функцией педагогического процесса.

4. Социализирующие функции проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения.

Данные функции, имея свое назначение и соответствующее содержание, составляют единое целое в педагогическом процессе и вместе работают на достижение генеральной цели педагогической системы.

Среди принципов педагогического процесса можно выделить следующие:

1. Гуманистическая направленность педагогического процесса.

2. Связь с жизнью и практикой.

3. Научность.

4. Наглядность.

5. Сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.

6. Уважение и разумная требовательность к воспитаннику.

Основными компонентами структуры педагогического процесса являются:

1. Целевой (определение целей образования).

2. Содержательный (разработка содержания образования).

3. Операционно-деятельностный (способы, средства и формы образования).

4. Стимулирующе-мотивационный (создание стимулов и мотивов в образовании).

5. Оценочно-результативный (оценка результатов образования, их коррекция в случае необходимости).

Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы), порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему.

Понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс» являют собой сущностное единство, но не выступают тождественными. «Образовательный процесс» шире явления и понятия «педагогический процесс». Педагогический процесс – всегда образовательный, но не всякий образовательный процесс есть процесс педагогический. Образование, развитие человека может происходить позитивно и без участия педагога (например, в процессе самообразования). В данном понимании образовательный и педагогический процессы не тождественны. Однако в рамках курса педагогики, рассматривая профессионально организованный, то есть целенаправленный процесс, мы получаем в качестве объекта познания единое явление (не только по сути, но и по форме).

Под образовательным процессом понимается совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом. Организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека, называется многоуровневостью. Ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса называется дифференциацией.

Внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.

Процессы обучения и воспитания имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.

Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.).

История и теории формирования содержания образования.

Архаичный тип образования характерен для первобытного общества. Оно осуществлялось в процессе повседневной общественной жизни: все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем несовершеннолетним, физические наказания отсутствовали, способ обучения был практически-деятельностным, у детей не существовало особого периода подготовки ко взрослой жизни, поскольку все необходимые знания, умения и навыки приобретались в ходе различных видов общественной деятельности.

Возникновение частной собственности, выделение семьи как экономической общности людей привели к переходу от общественного образования к семейному.

С возникновением частной собственности главной целью воспитания являлось формирование хорошего хозяина и наследника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.