Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура педагогической науки. Задачи педагогической науки




Задачи педагогической науки

1. Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

3. Внедрение результатов исследований в практику.

4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:

1. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном, или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. Прогностическая функция предполагает обоснованное предвидение развития педагогической реальности.

4) Аналитическая функция педагогики состоит в анализе, обобщении, интерпретации и оценке педагогического опыта. А также в теоретическом изучении, описании и объяснении сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания.

2. Технологическая функция педагогики также имеет три уровня:

1) проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер;

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности [5].

К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1. Общая педагогика – отрасль педагогической науки, исследующая общие закономерности обучения и воспитания. Описывает механизмы данных процессов, устанавливает существенные связи и отношения между процессами психолого-педагогических воздействий и внутренними процессами развития мышления, эмоционально-волевой сфер и личности учащихся.

2. Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты обучения и воспитания, специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп:

1) преддошкольная и дошкольная педагогика рассматривает систему развивающих воздействий и их закономерностей в процессе воспитания и развития детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Большое значение в предметах данных педагогических направлений имеет изучение развивающего характера игровой деятельности детей;

2) педагогика школы. Исследования образовательных моделей различных цивилизаций, формаций, государств, идеологии, политических устройств дают поучительные уроки школьного дела, его влияния на социальный прогресс. Является базой для построения вузовской педагогики;

3) педагогика взрослых позволяет организовывать процесс обучения взрослых, осуществлять воспитательное воздействие в трудовом коллективе и т.д.;

4) педагогика третьего возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста.

3. Коррекционная педагогика (дефектология) – сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих); тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи).

4. История педагогики изучает зарождение, развитие, результаты и достижения тех или иных педагогических учений.

5. Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.

6. Отраслевая педагогика:

1) педагогика высшей школы изучает закономерности развития студентов при организации системы психолого-педагогических воздействий в процессе применения тех или иных методик обучения;

2) педагогика среднего специального образования как самостоятельная отрасль науки находится на стадии становления. Ее теоретический фонд в настоящее время развивается за счет заимствования, адаптации научных и прикладных положений школьной и вузовской педагогики;

3) педагогика профессионально-технического образования представляет собой отрасль науки, предметом которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.