КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наблюдение относится к методам изучения пед.опыта
ДЕ 4. Общие основы педагогики Тема 4.1. Методы педагогических исследований По данной теме студент должен знать: основные методы научногоисследования в педагогике; Уметь: проводить классификацию методов. Литература: Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2006. – 512 с. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – C. 60
Материалы для подготовки к теме Методы педагогического исследования, в отличие от методологии, – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: I. Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса (старейшими методами являются наблюдение и эксперимент): 1. Наблюдение – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: 1) по типу связи наблюдателя и наблюдаемого: включенными, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенными – «со стороны»; 2) открытыми и скрытыми (инкогнито); 3) сплошными и выборочными; 4) неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); 5) полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях). Недостатки наблюдения связаны с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности исследователя, из-за которых возрастает вероятность ошибок (его установки, интересы, психические состояния). Кроме того, наблюдение требует большого количества времени. 2. Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. Виды эксперимента: 1) естественный, осуществляемый в естественных условиях деятельности человека и построенный так, что испытуемый не подозревает, что подвергается изучению, и лабораторный, осуществляемый в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов; 2) длительный и кратковременный; 3) по конечным целям (в зависимости от характера решаемых задач): констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий, формирующий, прослеживающий влияния вносимых изменений в изучаемом педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет не только регистрировать выявляемые факты, но и через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности развития личности, определять возможность оптимизации этого процесса. Требует наличия контрольных групп для сравнения. 3. Методы опроса 1) беседа – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Беседа проводится в свободной форме, без записывания ответов собеседника; 2) интервьюирование – метод, пришедший в педагогику из социологии: исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в устной форме в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто; 3) анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Вопросы анкеты делятся на открытые и закрытые. Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). 4. Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. 5. Изучение школьной документации (планов различного характера и назначения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации, личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |