Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования

Понятие метода исследования

Виды методов исследования

Классификация и состав методов исследования систем управления

Выбор методов исследования

Теоретические методы исследования систем управления. Основные базовые методы.

Логико-интуитивные методы исследования систем управления

Виды методов исследования, основанных на использовании знаний и интуиции специалистов

Частные методы исследования

 

1. Метод исследованияэто средство познания, способ проведе­ния исследования для достижения определенного результата. Когда у организации возникают проблемы, она проводит ис­следование ситуации, повлекшей за собой данную проблему. Для проведения данного исследования специалисты, отвечаю­щие за разрешение данной проблемы, выбирают в зависимости от своего опыта, знаний, имеющейся информации, природы проблемы метод исследования. Правильно выбранный метод исследования будет определять получение достоверного ре­зультата.

3. Классификация и состав методов исследования систем управления

В основе любых методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы. Методы ИСУ можно классифицировать по разным классификационным признакам – основаниям:

1. Философский подход:

- всеобщие - методы материалистической диалектики,

- общие – теоретические и эмпирические,

- частные;

2. Сложность:

- простые - содержащие чётко выделяемый однозначный способ исследования,

- сложные, т.е. комплексные - включающие комбинацию простых способов;

3. Охват явлений:

- общие,

- частные;

4. Области применения;

- физические,

- химические,

- биологические,

- экономические,

- социологические и т.п.;

5. Точность результатов использования:

- достоверные,

- вероятностные;

6. Структура:

- алгоритмические,

- эвристические;

7. Содержание:

- математические,

- статистические,

- экономические,

- экономико-статистические,

- технические,

- технико-экономические,

- параметрические,

- экспертные,

- социологические,

- рефлексивные,

- интуитивные,

- логические,

- интуитивно-логические,

- измерительные и др.;

8. Стадии исследования:

- подготовительные,

- исследовательско - проектные,

- внедренческие;

9. Направления использования:

- способы обследования - сбора данных, обработки и анализа информации;

- формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (см. подробную классификацию ниже).

10. Отношение к теории и эмпирике:

- теоретические:

- формализация,

- аксиоматизация,

- идеализация,

- восхождение от абстрактного к конкретному,

- моделирование, др.;

- эмпирические:

- наблюдение,

- измерение,

- сравнение,

- эксперимент, др.;

- теоретико-эмпирические:

- абстрагирование,

- анализ и синтез,

- индукция и дедукция, др.

11. Отношение к источнику получения информации:

- интуитивные - основанные на использовании знаний и интуиции исследователей;

- формализованные - основанные на формализованном представлении объектов исследования;

- комплексированные - основанные на использовании интуитивных и формализованных методов;

12.Охват научного инструментария:

- общенаучные,

- частно- научные;

13.Отношение к науке и особенностям управления:

- 13.1.общенаучные, использующие современный научный аппарат:

- мыслительно-логические – дедукции, в том числе классификации, конструирования гипотез, доказательства, постановки проблем, полемики, моделирования, метрологических и др;

- индукции;

- мыслительного эксперимента;

- эмпирические – практического эксперимента, в том числе прямого, модельного, поискового, проверочного, статистического, нестатистического;

- прямого и косвенного наблюдения;

- 13.2.специфические - основанные на специфике управления и учитывающие его особенности:

- исследование документов;

- проведение ограниченного эксперимента, сочетание эксперимента и игры;

- социологические исследования:

- наблюдение, интервью, анкетирование, тестирование;

- коллективный анализ (типа «мозгового штурма»);

- социометрические оценки, в том числе экспертные оценки;

- деловые и инновационные игры;

- имитационное моделирование;

- систематизация факторов;

- 13.3.диверсифицированные - соединяющие методологические, организационные, психологические, технологические приёмы:

- интуитивный – случайный поиск;

- систематический поиск – целенаправленная упорядоченность всех процедур – матричные методы анализа, классификации, декомпозиции;

- алгоритмический – логический поиск;

- «мозговой штурм»;

- Дельфи;

- синектика - соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании;

- имитационное моделирование.

Классификация методов исследования систем управления по направлениям их использования:

1. Методы обследования (сбора данных):

- самообследование,

- интервьюирование,

- беседа,

- фотография рабочего дня,

- анкетирование,

- изучение документов,

- функционально-стоимостный анализ,

- активное наблюдение в течение рабочего дня,

- моментные наблюдения,

- другие;

2. Методы обработки и анализа информации:

- системный анализ,

- экономический анализ,

- декомпозиция,

- структуризации целей,

- экспертно-аналитический,

- нормативный,

- параметрический,

- моделирования,

- функционально-стоимостный анализ,

- главных компонент,

- балансовый,

- корреляционный,

- факторный,

- опытный,

- матричный,

- последовательной подстановки,

- динамический,

- другие;

3. Методы формирования решений:

- системный подход,

- аналогий,

- параметрический,

- блочный,

- функционально-стоимостный анализ,

- структуризации целей,

- опытный,

- творческих совещаний,

- коллективного блокнота,

- контрольных вопросов,

- метод 6-3-5,

- морфологический анализ,

- экспертно-аналитический,

- моделирование,

- другие;

4. Методы обоснования решений:

- аналогий,

- сравнений,

- нормативный,

- экспертно-аналитический,

- функционально-стоимостный анализ,

- моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта,

- расчёт количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов,

- другие;

5. Методы внедрения (реализации) решений:

- обучение, переподготовка и повышение квалификации работников аппарата управления,

- привлечение общественных организаций,

- функционально-стоимостный анализ,

- другие.

 

Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п.

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов:

- теоретические;

- логико-интуитивные;

- эмпирические;

- комплексно-комбинированные.

 

Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах:

1. Теоретические:

Формализация:

- Аналитические методы:

- математические,

- интегрального, дифференциального и вариационного исчислений;

- теория вероятностей,

- теория игр,

- поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например:

- линейного и динамического,

- математической логики,

- теории множеств;

- Статистические методы:

- математической статистики,

- исследования операций и массового обслуживания,

- теории информации;

- Графические методы:

- теории графов,

- номограмм,

- диаграмм,

- гистограмм графиков;

Аксиоматизация;

Идеализация;

Восхождение от абстрактного к конкретному;

Моделирование:

- статистическое имитационное моделирование,

- моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и др.;

1.6. Другие.

2. Логико-интуитивные:

2.1. Экспертные;

2.2. «Мозговой» штурм:

- прямая «мозговая» атака,

- обмен мнениями,

- комиссия,

- деловая игра,

- конференция идей,

- коллективная генерация идей,

- творческие совещания,

- коллективный блокнот;

2.3. Метод синектики;

2.4. Сценарий;

2.5. Дельфи;

2.6. Постановка проблем;

2.7. Доказательства;

2.8. Конструирование гипотез;

2.9. Классификация и типология;

2.10. Научное обсуждение и научная полемика;

2.11. Структуризация («дерево» целей и т.п.);

2.12. Морфологический анализ;

2.13. Анализ проблем;

2.14. Аналогий;

2.15. 6-5-3;

2.16. Тестирование;

2.17. Главных компонент;

2.18. ССВУ-метод;

2.19. Матричный;

2.20. Органолептический;

2.21. Последовательная подстановка;

2.22. Другие.

 

3. Эмпирические:

1.1. Наблюдение:

- активное наблюдение,

- моментное наблюдение,

- фотография рабочего дня,

- самообследование;

1.2. Сравнение;

1.3. Измерение:

- социологическое,

- техническое,

- экономическое;

1.4. Нормативный;

1.5. Эксперимент;

1.6. Мысленный эксперимент;

1.7. Опросов:

- анкетирование,

- интервьюирование,

- опросы-беседы;

1.8. Изучение документации и информационных материалов;

1.9. Другие.

4. Комплексно-комбинированные:

Абстрагирование;

Анализ и синтез;

Дедукция и индукция;

Декомпозиция и композиция;

Корреляционный;

Факторный;

Динамический;

Ретроспективный;

Квалиметрический;

Индексный;

ФСА;

Системный анализ;

Параметрический;

Аналитико-расчётный;

Анализ взаимного влияния:

- совокупность корреляционного,

- регрессионного,

- балансового,

- и др.

Факторный анализ;

Социологический;

Прогностический анализ;

Диагностический анализ;

Детальный анализ;

Глобальный анализ;

Экономический анализ;

Экспертно-аналитический;

Гипотетико-дедуктивный;

Блочный;

Аудит-метод;

Другие.

В каждой из приведённых классификационных групп имеются определённые базовые методы исследования.

Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определённая совокупность конкретных методов.

Заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести 25 методов:

- наблюдение;

- анкетирование;

- изучение документации и информационных материалов;

- балансовый;

- гипотетико-дедуктивный;

- графический и номографический;

- дифференциальный, комплексный и смешанный;

- индексный;

- интервьюирование;

- беседа;

- консультационный;

- корреляционный;

- «мозговой» штурм;

- морфологический;

- параметрический;

- поиск экстремумов;

- самообследование;

- сетевой;

- ССВУ-метод;

- структуризации целей;

- творческие совещания;

- функционально-стоимостной;

- экспертный;

- социологический;

- органолептический.

 

При решении той или иной задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования – среди множества методов как один из наиболее предпочтительных – метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям – процессов труда и затрат рабочего времени в СУ.

Каждая из приведённых классификаций методов обладает рядом недостатков:

- одни не охватывают всего комплекса методов исследования;

- другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе.

Отнесение метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они во многом взаимосвязаны между собой.

Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведённых выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию систем управления.

 

4.Выбор методов исследования

 

Результативность исследований СУ во многом зависит от методов, использованных при проведении исследовательских работ. При выборе метода исследования необходимо учитывать:

- цели исследовательских работ;

- требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;

- ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;

- имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные о СУ, производственной системе и внешней среде;

- достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор метода, учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п., осуществляется:

1. интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

2. эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила;

3. экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4. консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

5. формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие – на другом.

 

5.Теоретические методы исследования систем управления. Основные базовые методы

 

Теоретические методы исследования основаны на использовании методологий и методических положений различных научных теорий. К этой классификационной группе следует отнести следующие основные базовые методы исследования:

- формализации,

- аксиоматизации,

- идеализации,

- восхождения от абстрактного к конкретному,

- моделирования.

 

Метод формализации

Метод формализации основан на изучении исследуемых объектов путём отображения их в знаковой форме при помощи искусственных языков, например,

- математического,

- экономико-математического,

- экономико-статистического и т.п.

Он взаимосвязан с другими теоретическими методами (моделирования, абстрагирования, идеализацией и т.п.) и способами, выделенными в иных классификационных группах.

Формализация обладает рядом достоинств:

обеспечивается обобщённость подхода к решению проблем;

символика придаёт краткость, однозначность и чёткость фиксации значений;

однозначность символики – нет двусмысленности обычного языка;

возможность формирования знаковых моделей исследуемых объектов и замены при этом изучения реальных элементов СУ и процессов смоделированными.

По существу, данный метод включает совокупность способов:

- аналитические, в частности математические методы интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теории вероятностей, теории игр, поиска максимумов и минимумов функций (в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств);

- статистические, в том числе методы математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации;

- графические, включая методы теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм, графиков и т.п.

Методы аксиоматизации, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному

 

Метод аксиоматизации базируется на анализе объектов исследования, при котором выделяют некоторые основные исходные утверждения, не требующие доказательств. И на их базе образуют производные понятия и выводят другие аксиомы. При этом главное, чтобы все утверждения не входили в противоречие друг с другом.

Метод идеализации предполагает изучение элемента или компонента системы, наделённого некими гипотетическими идеальными свойствами, что позволяет упростить исследование и получить результаты путём математических вычислений с любой заранее заданной точностью.

Идеализация – это мысленное создание объектов, несуществующих в действительности или практически неосуществимых. Цель идеализации: лишить реальные объекты исследования некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) их определёнными нереальными и гипотетическими свойствами. При этом достижение цели осуществляется:

многоступенчатым абстрагированием (например, абстрагирование от процессов в СУ приводит к понятию «чёрного ящика», подлежащего изучению);

мысленным переходом к предельному случаю в развитии какого-либо свойства системы (например, к абсолютной надёжности ТСУ);

простым абстрагированием (например, признавая требования к кандидатам на выдвижение – идеальными, что требуется для организации в идеале).

Использование методов идеализации возможно только при соблюдении определённых ограничений.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному основан на получении результатов исследования на базе перехода от логического изучения абстрактно расчленённого исследуемого объекта к целостному конкретному его познанию.

 

Метод моделирования

Метод моделирования используется при исследовании объекта на основе его модели, отражающей структуру, наиболее существенные связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект. Под моделями понимаются мысленные или материальные системы, замещающие объект познания и служащие источником новой информации и знаний о нём. По существу, модели – это аналоги, сходство которых с оригиналом существенно, а различие несущественно.

Следовательно, моделирование – метод исследования СУ на основе построения её модели и изучения её свойств, связей, отношений.

Модели можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Способ представления – материальные (физические, т.е. совпадающие; предметно-математические) и символические (языковые).

Материальные физические модели соответствуют оригиналу, но могут отличаться от него размерами, диапазоном изменения параметров и т.п.

Символические модели абстрактны и основываются на описании их различными символами, в том числе в виде фиксации объекта на чертежах, рисунках, графиках, схемах, текстов, математических формул и др. они могут быть:

- по принципу построения – вероятностными (стохастическими) и детерминированными;

- по приспособляемости – адаптивными и неадаптивными;

- по изменению выходных переменных во времени – статическими и динамическими;

- по зависимости параметров модели от переменных – зависимыми и независимыми.

Способ построения – теоретические, формальные, эмпирические, комбинированные.

Тип языка описания – текстовые, графические, математические, смешанные.

Использование метода моделирования целесообразно в тех случаях:

- когда СУ вообще недоступна для непосредственного исследования;

- когда исследование невозможно из-за моральных издержек;

- когда нецелесообразно по причинам существенных величин рисков негативных последствий в СУ социального, экологического и экономического характера;

- когда СУ или исследуемый её объект являются достаточно сложными, трудоёмкими и дорогостоящими для изучения.

Реализация метода моделирования для решения задач исследования в большинстве случаев включает:

- постановку задачи;

- выбор или разработку новой модели;

- исследование модели;

- интерпретирование знаний с исследуемой модели на её оригинал.

К совокупности методов моделирования относят такие методы как:

- статистического имитационного моделирования;

- моделирования операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-Карло и ряд других.

 

К теоретическим методам исследования систем управления также относятся:

- метод линейного программирования;

- метод точечной интерполяции;

- метод Монте-Карло (статистических испытаний);

- графические методы.

 

6.Логико-интуитивные методы исследования систем управления

Основные положения методов.

Каждое решение творческого характера принимается человеком с использованием:

- в первую очередь - имеющихся знаний, опыта, умений, навыков, логических приёмов;

- во вторую - интуиции.

При проведении более сложного исследования требуется – достаточно высокая научная интуиция.

Все методы исследования можно подразделить на:

- логические,

- интуитивные.

Однако такая классификация очень условна, так как на практике трудно найти процесс исследования и принятия решений с чётким выделением методов, основанных только на логике или только на интуиции. Поэтому данная совокупность методов исследования выделена в совместную группу логико-интуитивных методов.

 

Сущность логических методов

 

Логические методы исследования представляют собой – приёмы, относящиеся к логике и соответствующие её законам, закономерностям и принципам. Методы отличаются целенаправленностью, упорядоченностью и последовательностью использования. Это позволяет применять их в исследовательских работах различного характера - при анализе процессов:

- управления в ретроспективном плане;

- управленческого учёта;

- финансовой деятельности;

- маркетинга.

Логика – как наука о человеческом мышлении и законах, которым оно подчиняется – лежит в основе всех логических методов исследования. Логика является простым и действенным аппаратом изучения СУ. Основными логическими приёмами в исследовании выступают:

- понятия,

- суждения,

- умозаключения.

Понятие позволяет выделить в исследуемом предмете самое существенное и общее. Как и другие приёмы исследования, понятия претерпевают диалектическое развитие, т.е. уточняются, конкретизируются, пересматриваются – в результате чего появляются новые понятия. Последние понятия могут быть следствием важнейших открытий и изобретений.

Суждение следует рассматривать как форму мышления, утверждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его признаком или отражающую отношения между различными предметами, определяя истинность или ложность этих связей и отношений. Суждение позволяет отрицать или подтверждать событие, явление, связь и т.п. В каждом из суждений могут находить отражение:

- единичное и комплексное;

- положительное и отрицательное;

- различия и общее;

- закономерное и случайное;

- и другие.

Суждения могут быть простыми – выражают связь только двух предметов или их свойств – и сложными – имеют несколько простых суждений.

Доказательство, как категория исследовательской деятельности, - предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и (или) определённого состояния, положения объектов исследования. При проведении доказательных рассуждений часто оперируют взаимосвязанными терминами:

- «аргумент»,

- «тезис»,

- «демонстрация».

Доказательства могут быть прямыми – когда не используются противоречащие аргументы, допущения – и косвенными – когда используются противоречащие аргументы, допущения.

К основным способам доказательства можно отнести:

- гипотетический – основанный на доказательствах по гипотезам;

- фактологический – базирующийся на систематизированных достоверных фактах, в т.ч. экспериментальных;

- аксиоматический – базирующийся на аксиомах;

- ключевых категорий – распространяющихся на реальные явления и имеющийся практический опыт;

- правовой – основанный на положениях норм права;

- обратный – предполагающий использование абсурдных аргументов – противоположных доказываемому состоянию;

- анализа свойств исследуемого объекта;

- классификации факторов – влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Доказательство, не являющееся строго аргументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют – обоснованием.

Аргумент понимается как довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение, которым обосновывают тезис. В качестве аргументов могут выступать:

- теоретические и эмпирические обобщения;

- аксиомы;

- утверждения о имеющихся фактах.

Тезис понимается как суждение, истинность которого обосновывается в процессе аргументации. Логический переход от аргумента к тезису осуществляется в процессе умозаключения.

Демонстрация – это логическая условная взаимосвязь между аргументом и тезисом. Она показывает, что тезис логически следует из используемых аргументов в соответствии с проводимыми умозаключениями.

Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создаётся новое знание, являющееся следствием известных положений.

Схемы правильных умозаключений могут осуществляться с помощью различных логических конструкций, например:

- если …, то …;

- … или …;

- … и …;

- … либо …;

- … тогда и только тогда …;

- … неправильно, что …;

- … ни …, ни ….

Логика может быть использована для получения объективного результата исследования только при точно формулируемой мысли, имеющей устойчивое и определённое содержание. При толковании одного и того же слова неоднозначно (в случае наличия омонима – слова, звучащего одинаково, но имеющего разное понимание) умозаключение может быть ошибочным. Поэтому следует уделять большое внимание употребляемым словам, их смыслу.

Основополагающий закон логики – закон тождества, согласно которому любая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Данный закон исключает использование в логических рассуждениях слов многозначного понимания (омонимов). Иначе последует ошибка в выводах преднамеренного или непреднамеренного характера. Употребление тех или иных слов запретить нельзя, но следует договориться об однозначном их толковании.

Среди других законов логики необходимо отметить:

- закон непротиворечия – два несовместимых суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. как минимум одно из них ложно;

- закон исключения третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, так как одно из них истинно;

- закон достаточного основания – любая мысль признаётся истинной, если она имеет достаточное основание; достаточным основанием – может служить другая проверенная и признанная мысль, из которой она вытекает.

Один из методов логики – аналогия – представляет собой способ получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опирающийся на ранее приобретённые знания о другом во многом объективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. При этом на основе умозаключения осуществляется логический переход от одного знания к другому, более глубокому. Объектами аналогий могут быть исследуемые предметы и отношения между ними.

Результатами исследования методом аналогий могут быть – знания проблематичного и достоверного характера, обусловленные:

- сходством признаков уподобляемых предметов или отношений и различий между ними;

- характером зависимости между признаками сходства уподобляемых предметов или отношений.

Следовательно, при использовании этого метода важно предварительно выявить сходные и различающиеся свойства и признаки объекта, используемого при логическом переходе от одного знания к другому.

Ещё одним из логических приёмов часто используемых при проведении исследования СУ является – метод средних величин. Он применяется при анализе деятельности организации:

- её рентабельности,

- средней заработной платы,

- среднего срока службы и т.п.

Наиболее употребимы такие средние величины:

- средние арифметические,

- средние геометрические,

- средние квадратические.

Способ относительных величин (проценты, коэффициенты, индексы) можно отнести – к совокупности логических методов. Он позволяет абстрагироваться от абсолютных величин и сделать выводы при исследовании – например, при оценке темпов роста или снижения развития.

Постановку проблемы исследования СУ можно осуществить с помощью сформулированного исследовательского вопроса. Вопрос можно формулировать с вопросительным знаком или в качестве констатации объекта исследования. Например:

- Какова причина нарушения сроков исполнения заданий управленческими работниками среднего звена управления?

- Обеспечение эффективного управления организацией на базе создания и функционирования логистической информационной системы.

Важную роль в исследовании СУ играют обобщения, являющиеся результатом использования логических приёмов по переходу от рассматриваемых схожих свойств отдельной группы изучаемых явлений к более глубокому пониманию и новым знаниям о целой совокупности исследуемых однородных объектов. Признаки, позволившие сделать обобщение, служат его основанием. Например, по признаку эффективности за период времени отдельных подсистем СУ можно сделать – обобщение о банкротстве организации.

Методы исследования, основанные на логике, отличаются упорядоченностью, что позволяет алгоритмизировать процедуры их использования.

 

Сущность интуитивных методов

Интуиция (от лат.Intuitio – пристальное всматривание, созерцание) исследователя или менеджера представляет собой – способность неосознанного подсознательного предопределения событий, ситуаций и постижения истины или принятия решения без логического обоснования и доказательства.

Интуитивный подход, как элемент творчества, всегда используется исследователями - на начальных этапах изучения объектов, когда разрабатываются гипотезы и осуществляется выбор методов их подтверждения. То, что интуиция является способностью человека, оспаривать трудно. Интуиция исследователя развивается, накапливается, создаётся и проявляется только на основе собственного опыта и работ других.

Интуиция должна использоваться при проведении творческих исследовательских работ:

- чем меньше информации;

- чем выше её неопределённость;

- тем больше потребность в использовании интуиции исследователя.

Интуитивные методы исследования СУ чаще применяются:

- при поиске новых идей;

- выявлении скрытых проблем;

- при необходимости принятия оперативных решений – когда нет ни времени, ни других ресурсов.

Процедуры использования этих методов практически не подвергаются алгоритмизации.

Одним из интуитивных методов исследования СУ можно считать метод полемики. Полемика широко распространена при проведении различного рода исследовательских работ. Она представляет собой – аргументированное обсуждение группой исследователей актуальных проблем. А также возможных приёмов и способов их решения. Полемика позволяет на основе выявления различных точек зрения усиливать имеющиеся аргументы доказательств и определять дополнительные.

Полемика должна проводиться по правилам, среди которых следует назвать:

- целенаправленность и целеустремлённость в достижении истины;

- определённость терминов и понятий, используемых в аргументации;

- доброжелательность, уважительность с критическим отношением к мнению других;

- стремление понять точку зрения участников;

- чёткость, конкретность, корректность, объективность и аргументированность изложения своей точки зрения;

- не использовать голосование, как метод определения истины.

 

Выбор стратегий интуитивного поиска

При проведении исследований СУ на основе использования методов интуиции большое значение имеет выбор стратегии исследовательских работ. Среди возможных стратегий, основанных на интуиции, специалисты выделяют:

- целевой поиск (определение цели обработки информации, её классификацию по целевым факторам, направлениям исследования);

- систематизированный поиск (определение цели обработки информации, её классификацию по целевым факторам, направлениям исследования, методологии систематизации информационных данных, например, методом структуризации);

- интуитивный поиск (на основе разработки гипотез и идей, их анализ и отбор; проводится упрощённый анализ информации);

- интуитивно-целевой поиск (сочетание интуитивного и целевого).

Наиболее часто в исследовательской работе используются такие логико-интуитивные методы:

- экспертный метод,

- метод творческих совещаний («мозговой» штурм и его разновидности),

- метод синектики (соединение коллективного творческого потенциала с неосознанным при сознательном исследовании),

- другие.

Экспертные методы исследования систем управления

Наиболее широко при исследовании СУ используются экспертные методы. Это обусловлено большим числом возникающих при исследовании противоречий социально-экономического характера, которые невозможно изучить объективными методами (например, метод эксперимента или расчётный метод). Экспертные методы применяются также:

- при невозможности использовать моделирование и описание исследуемых объектов формализованными математическими способами;

- отсутствии достоверной информации;

- информационной неопределённости исследуемых объектов;

- разработке средне- и долгосрочных прогнозов влияния новых законов и закономерностей на СУ;

- при разработке тенденций развития управления и рыночной среды;

- при наличии экстремальных ситуаций в управлении.

В таких случаях непереоценимое значение приобретает – использование профессионального опыта и сформированной на его основе интуиции специалистов-экспертов.

Термин «эксперт» определяется в дословном переводе с латинского языка как «опытный». Методы, использующие мнения экспертов, были разработаны относительно недавно. Один из первых получил название метод «Дельфи».

Сущность экспертных методов заключается в усреднении различными способами мнений (суждений) специалистов-экспертов по рассматриваемым вопросам.

Разновидностью экспертного метода с определённой долей условности можно назвать – органолептический и социологический методы. Органолептический метод – основанный на использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния, тактильности) эксперта – применяется при измерении численных значений показателей, например, продукции промышленности.

Наиболее распространёнными экспертными методами - при классификации по способу получения экспертных оценок – в настоящее время при принятии решений по управлению являются методы:

- рангов (ранжирования);

- непосредственного оценивания (балльный);
- сопоставлений (имеет две разновидности – парное сравнение и последовательное сопоставление).

 

Логико-интуитивные методы исследования систем управления включают также:

- экспертные методы в исследовании систем управления;

- метод тестирования;

- метод «дерева» целей»;

- методы ССВУ (SWOT) – анализа;

- матричный метод Бостонской консультативной группы;

- методы творческих совещаний.

 

 

7. Все существующие методы исследования могут быть объединены в две большие группы:

• методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

• частные методы исследования.

8. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции спе­циалистов, — методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов:

• "мозговой атаки";

• экспертных оценок;

• "синектики";

• типа "Дельфи";

. типа "сценариев";

• SWOT-анализ;

. типа "дерева целей".

9. Частные методы исследования — методы, в основе которых лежат логикометодологические приемы анализа эмпирических дан­ных при выдвижении научных гипотез:

• эксперимент;

• наблюдение;

• опрос;

• анализ документов.

 

Метод "мозговой атаки"

1. Понятие метода «мозговой атаки»

2. Формы применения метода «мозговой атаки»

3. Правила проведения метода «мозговой атаки»

4. Методика организации метода «мозговой атаки»

5. Достоинства метода «мозговой атаки»

6. Понятие метода «обратной мозговой атаки»

 

1. Метод "мозговой атаки" ("мозгового штурма") — метод, кото­рый позволяет при минимальных затратах времени найти мно­жество решений, выдвигаемых участниками спонтанно, для поставленной проблемы. Этот метод был разработан А. Осборном в 1953 г. Его также называют методом КГИ (коллективная генерация идей) или методом творческого решения проблем.

Данный метод применяется при поиске решений в недоста­точно исследованной области, при выявлении новых направ­лений решения проблемы и при уничтожении недостатков в уже существующей системе.

2. Выделяют 2 следующие формы применения метода "мозговой атаки":

• обычное заседание: проводится заседание, на котором руково­дителем поочередно опрашиваются участники заседания, кото­рые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффек­тивность деятельности предприятия или подразделения. По окончании заседания составляется список проблем, который затем вывешивается для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание перено­сится на другой день;

• проведение заседания по круговой системе: составляются под­группы, состоящие из 3—4 человек. Каждый представитель группы записывает на бумаге 2—3 идеи, которыми потом об­менивается с другими участниками в пределах своей группы, Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и допол­няются новыми. В каждой подгруппе осуществляется трое­кратный обмен идеями, после которого составляется сводный перечень выдвинутых идей. Затем составленные перечни под­групп передаются на рассмотрение группе. У данной формы применения метода "мозгового штурма" можно выделить выте­кающие достоинства:

• повышает активность участвующих за счет письменной формы изложения идей;

• исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;

• позволяет совершенствовать представленные идеи и на ос­нове их разрабатывать новые.

1. При проведении метода "мозговой атаки" необходимо руковод­ствоваться следующими правилами:

• существует запрет на критику выдвигаемых идей;

• предложенные идеи оцениваются после "мозговой атаки";

• среди выдвигаемых идей в первую очередь приветствуются оригинальные и необычные и идеи, высказанные экспромтом;

• вероятность появления ценных идей зависит от количества вы­двигаемых идей: чем больше, тем лучше;

• предпочтения отдаются комбинированным (соединение не­скольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (разви­тие уже высказанной идеи);

• при выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная ре­акция идей;

• участники "мозговой атаки" могут выступить несколько раз, но каждый раз должно высказываться не больше одной идеи для лучшего ее восприятия;

• высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее "мысленно принадлежать" любому из участников.

4. Организация метода "мозговой атаки" осуществляется по сле­дующей методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положении:

• что мы хотим получить в итоге;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя среда организации | Что мешает нам при достижении наших желаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 22487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.