Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телевидение

План

1.Общая классификация средств массовой коммуникации

2.Нормативные теории СМИ

3.Современная система смк и её общая характеристика

 

1.Общая классификация средств массовой информации

Под средствами массовой информации понимаются методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории.

Институциональная структура СМИ представляет собой определённую систему, включающую в себя:

  • Организационные структуры, созданные по принципу внутрикорпоративного, организационного разделения труда и характеризующиеся иерархическим строением и наличием определённых целей и функций;
  • Профессионалов-коммуникаторов, осуществляющих производство и распространение информации (журналисты, менеджеры);
  • Технологические ресурсы.

Если это система, значит, она должна обладать базовым свойством системности, т.е. формировать единое информационное пространство для всех членов общества, обеспечивать постоянное информационное взаимодействие в обществе; располагать совокупностью компонентов, каждый из которых взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей; иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворять информационные потребности личности, различных групп населения общества в целом.

Система средств массовой коммуникации обладает и определенными характеристиками, если говорить о ее теоретической модели. Наиболее полно и адекватно представлены данные характеристики в модели, предложенной в 60-е годы прошлого века Г.Гербнером:
1. Средства массовой коммуникации включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные аудитории. Эта доступность может быть рассмотрена: в физическом смысле, когда информационная инфраструктура достигает необходимой насыщенности на всем ареале проживания аудитории;
в экономическом смысле - потребление информации финансово доступно самым широким массам населения.
2. Информация адресуется большим массивам разрозненной и анонимной для источника аудитории.
3. Система функционирует как производство, подчиняющееся основным законам бизнеса; как корпоративное производство со своими социальными целями; как конвейерное производство с максимальным разделением труда, где каждый участник имеет узкую специализацию и в малой степени определяет выходные параметры готового продукта.
4. Источником информации для системы средств массовой коммуникации является не личность, а формальная организация со своими стандартами качества продукции и профессиональными требованиями к работникам.
5. Производство информации в системе сложно технологически.
6. Для аудитории средств массовой коммуникации характерна черта, которую можно определить как устойчивость, регулярность отношений.
7. Взаимоотношения информационного продукта и потребителя подчиняются законам рынка, где происходит обмен продукта на деньги и внимание потребителя.

Пресса

Массовые коммуникации — один из институтов, обеспечивающих поддержание и воспроизводство массового общества (один, но не единственный — скажем, в нем работают институты массового образования, массового политического участия, массового потребления; как правило, существует армия, сформированная на основе массового призыва). А массовое общество, как оно понимается в социологии и других социальных науках, — это общество без жестко закрепленных позиций. Все позиции в нем — как по горизонтали, так и по вертикали — предполагаются в принципе доступными для каждого гражданина. Если сословно-иерархическое общество — общество статусов, прежде всего сословных, то о массовом обществе (его еще называют буржуазным) говорят как об обществе достижений, или достижительском. Иными словами, это общество инициативных граждан, а потому и гражданских инициатив. Так что гражданское общество допустимо называть массово-достижительским.
В России предпосылки подобного общественного устройства начали оформляться, и то лишь в отдельных сферах и элементах, после «Великих реформ» Александра II (в дореформенной России не было даже предпосылок). В 1870–1910-е годы развернулись процессы индустриализации и урбанизации страны, масштабных социальных перемещений, становления новой, современной системы образования, оформления национального сообщества и воплощавшей его достижения национальной культуры (в частности, стали складываться пантеон и престиж русской литературной классики). Затем даже начатки социальной самоорганизации и гражданского строительства, автономии культуры были уничтожены, и в 1930–1950-х годах, в сталинскую эпоху, было создано массово-мобилизационное общество (иначе его называют тоталитарным).
Не случайно в советские времена возникла и до сих пор как в социологии, так и в журналистике держится формула «средства массовой информации», на Западе же используется оборот «средства массовой коммуникации». Почему — понятно. Исторически пресса складывалась и развивалась как один из механизмов возникающего общественного мнения, как элемент нарождающейся публичной сферы. Поэтому на Западе массовая печать (а затем — радио, телевидение и т. п.) возникала как форма выражения интересов различных общественных групп, институтов, организаций, партий, как канал взаимодействия, конкуренции и сотрудничества между ними. В России же издание газет (как впоследствии в СССР радио- и телевидение) было долгое время прежде всего делом государственным.
В 1710 году Петр I создал в России первую газету, и в дальнейшем издание газет долго было государственной монополией (первая частная газета с политическим отделом — «Северная пчела» — возникла только в 1825 году, и при этом имела официозный характер, т. е. публиковала защищающие и пропагандирующие правительственную политику тексты, нередко полученные к тому же непосредственно из правительственных источников). Пресса рассматривалась как средство доведения указов, распоряжений и государственной идеологии до населения, информирования его.
Впрочем, сравнительно долгое время большую часть населения информировать через прессу возможности не было: уровень грамотности был невелик, к чтению (а тем более к чтению газет) в начале XIX века была приобщена ничтожная его часть, главным образом состоятельные дворяне и чиновники. На каждого читателя тогда приходилось не менее 20 нечитающих. В 1820 году в стране выходило всего 26 газет и журналов, одноразовый тираж даже самых успешных газет, типа «Северной пчелы», не превышал нескольких тысяч экземпляров.
Однако власть уже понимала, что печатное слово (прежде всего — пресса) представляет собой эффективное средство управления общественным мнением. Многое делалось для образования населения, повышения уровня его грамотности. Правда, значительная часть подданных (крепостные крестьяне) длительное время исключалась из этого процесса, а по вопросу о том, полезна ли для них грамотность, шли острые споры (скажем, Владимир Даль выступал против обучения крестьян грамоте, не без оснований указывая, что не подкрепленные реальными социальными потребностями владение грамотой и чтение будут создавать у крестьян психологические напряжения и «выбивать» их из привычного образа жизни).
Так что почти все выходившие в стране газеты долгое время были государственными. Власть прилагала немало сил для роста их числа. Так, в 1838 году Николай I повелел, чтобы в каждой губернии были созданы «губернские ведомости», печатавшие распоряжения верховной и местной власти, а также краеведческие материалы. И хотя выходили они относительно небольшим тиражом (400–600 экземпляров), в целом это существенно расширило аудиторию прессы, сформировало определенный читательский слой в провинции. Так что увеличивая число изданий и решая свои задачи, власть тем не менее приобщала население к чтению и создавала предпосылки для возникновения прессы, выражающей общественное мнение и в определенном отношении противостоящей власти.
Формирование широкой читательской аудитории — процесс, общий для всех модернизирующихся стран. Он выражает динамику образования самостоятельных групп и формирования современных институтов большого национального сообщества, колоссальное усложнение в нем социальных коммуникаций (профессиональных, межгрупповых, межэтнических, территориальных) и сопровождает борьбу за всеобщее образование, гражданские права, эмансипацию женщин и т. п. Собственно, только в таком сложно и динамично устроенном обществе формируется высокая значимость всего «современного», «нового» (т. е. меняется конструкция социальных и культурных времен, значимость среди них именно настоящего времени, то есть времени активного, самостоятельного, эффективного действия, к какой бы сфере оно ни относилось). В современном и развитом массовом обществе возникает сам феномен постоянной спешки, но в нем уже как бы невозможно жить без новостей нынешнего дня и даже текущего часа. Технические средства массовой коммуникации (общедоступная печать, а позднее радио, кино, телевидение) лишь оформляют эти социальные процессы и обстоятельства, но не детерминируют их.

М. Маклюэн считает телевидение "прохладным" средством, включающим в действие сразу все чувства. Как следствие, нам сложнее оторваться от хода предлагаемых мыслей, стать на метауровень, попытаться получить критическую оценку высказываемого. Коммуникация идет сразу по всем каналам, что не дает возможности уйти в сторону.

В качестве одной из важных характеристик ТВ М. Маклюэн предлагает следующую особенность: "Телевидение подходит скорее для передачи того, что непосредственно происходит, чем для заранее оформленных, однозначных по смыслу сообщений" [192, с. 168]. При этом он ссылается на Эдит Эфрон, которая считала, что телевидение не приспособлено к "освещению горячих, слишком определенных, резко выраженных проблем". Вывод этот должен иметь далеко идущие последствия. В. Коонен характеризует "холодный" джаз (откуда и происходит термин Маклюэна) следующим образом: "В "холодном" джазе нет того подчеркнутого пульсирующего ритма, который являлся самой характерной чертой джазовой музыки с момента ее зарождения. Ритмическая пульсация здесь не слышится, а подразумевается, и на этой психологической основе джазовый музыкант импровизирует сложные и тонкие полиритмические сочетания. В то время как традиционный джаз характеризовался повышенной динамикой и массивной звучностью, новый джаз отличается легкими, суховатыми, прозрачными тонами" [140, с. 312]. Отсюда вновь следует эта же идея: четкое сообщение не то, что не подходит, оно скорее неинтересно для телевизионного канала, превращает его в газету. Оно в принципе как бы не дает возможности воспользоваться теми выигрышными сторонами, которое готово предоставить телевидение как особый канал коммуникации. То есть в этом случае нас интересует не столько скорость выдачи сообщения, сколько его "недооформленный" характер, что одновременно говорит о том, что перед нами подлинное событие, а не просто рассказ о нем.

Все мы знаем, что именно прямые репортажи с массой лишней информации привлекают наше наибольшее внимание. Радио как горячее средство общения "не вызывает такой высокой степени соучастия аудитории в своих передачах, как телевидение" [192, с. 169]. Специалисты по паблик рилейшнз обращают особое внимание на телевизионные репортажи, чтобы публика не получила в результате тех значений, которые заранее не вкладывались в это сообщение.

Джон Фиске и Джон Хартли предлагают анализ иконических знаков с помощью модели Ролана Барта. Анализируя показ в новостях британских солдат в Ирландии, они пишут: "Когда знак несет скорее культурные значения, а не просто репрезентативные, он смещается на второй уровень сигнификации. В этом движении знак меняет свою роль; знак конкретного солдата становится означающим культурных значений, которые он воплощает в новостях" [473, р. 41-42]. При этом возникает не конкретный рядовой Смит, а запускается миф об армии как о "наших парнях, как о профессионалах, которые технологически хорошо вооружены"*.

Авторы так пишут о динамике этих мифологических процессов. "Они постоянно меняются и обновляются, и телевидение играет важную роль в этом процессе. Оно постоянно проверяет мифы на реалистичность, одновременно показывая, когда их объяснительная сила уменьшается и необходимость смены становится более сильной" [473, р. 43].

Мифологический характер наших телевизионных новостей подтверждается их тенденцией к показу значимых с точки зрения властей событий. Это могут быть визиты, заседания и проч., то есть те события, которые принципиально не телевизионны, но именно ими в первую очередь заполнены новости. Они постоянно вводят в нас существующую социальную иерархию, демонстрируя значимость высших для нас персон, о которых не может быть никакой отрицательной информации. Это как бы новый вариант мифологического мышления в том смысле, что теперь Рок и неотвратимость античного мифа начинают реализоваться не в виде единичной реализации Силы, а скорее в постоянной и ежедневной демонстрации этой Силы, Это, кстати, соответствует представлениям современной конфликтологии, которая считает, что силу недостаточно демонстрировать только один раз. Для убедительности ее нужно реализовывать многократно.

 

 

Интернет

Предлагается следующее определение Интернета: Интернет -глобальная социально-коммуникационная сеть, предназначенная для удовлетворения информационно-коммуникационных потребностей индивидов и групп посредством использования телекоммуникационных технологий.
Как представляется, в предложенной дефиниции отражены следующие отличительные признаки Интернета: социально-коммуникационная сущность сети, обусловленная коммуникационно-пространственной и коммуникационно-временной функциями, то есть способностью обеспечивать движение информации в пространстве и
времени; предназначенность для удовлетворения информационно-
коммуникационных потребностей индивидов и социальных групп, обусловленных их стремлением к социализации и самореализации;
вхождение в систему электронной коммуникации благодаря использованию компьютерной базы и телекоммуникационных технологий;
глобальныемасштабы.

Проведенный анализ показал, что для Интернета характерны в той или иной степени все характеристики, приведенные в теоретической модели системы средств массовой коммуникации Г. Гербнера. Однако к этому числу можно отнести не всю глобальную систему, а лишь ту часть ресурсов, посредством которой распространяется массовая оперативнаяинформация.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции массовой коммуникации: индивидуальный уровень | Либертарианская теория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.