Конструкционный отказ
Ошибки конструирования и расчетов
Поломки, связанные с резонансными колебаниями
Производственныйотказ
Нарушение дисциплины технологии производства
Саморазбор элементов изделий из-за применения плохо закаленных пружинок
Эксплуатационный
Происходит из-за нарушения инструкций по эксплуатации
Непредусмотренные внешние воздействия
Изделие, система
Механические отказы
Электрические отказы
АКБ
К механическим отказам АКБ относятся:
● повреждения моноблока,
● обрыва перемычек,
● разрушение активной массы электродов.
К электрическим отказам относятся:
● короткие замыкания разноименных электродов в аккумуляторе,
● сульфатация электродов, быстрый саморазряд батареи и разрушение электродов из-за перезаряда.
На рабочем месте по ремонту АКБ должны находиться приборы типа Э107 и Э108, комплект аккумуляторщика типа Э412, зарядные устройства, а также механический и электрический инструмент по разборке АКБ, расплавке перемычек..
СЭС
К механическим отказам генераторных установок относятся:
· зависание щеток и износ контактных колец,
· выработка посадочных мест под подшипник со стороны контактных колец в случае отсутствия пластмассовых стаканчиков или гофрированных стальных пружин, препятствующих образованию этого дефекта,
· заедание ротора генератора и износ шеек вала.
6.
К электрическим отказам генераторной установки относятся
● обрывы обмотки возбуждения, ● пробой изоляции и короткие замыкания обмотки статора, отказ регулятора напряжения и пробой выпрямительных диодов.
Для определения таких дефектов на рабочем месте необходимо иметь съемники, механические или электрические отвертки, гаечные ключи, мерительный инстру- мент, тестер, приборы типа Э214 и Э23
Система пуска
К механическим отказам электростартеров и электродвигателей относятся:
· саморазбор привода, поломка пружины и зубьев шестерни привода и редуктора,
· износ и зависание щеток, износ коллектора якоря, износ вкладышей подшипников, поломка щеткодержателя,
· разнос якоря, поломка и заедание тягового реле
К механическим отказам относятся:
● износы коллектора и щеток электродвигателей,
● обрывы в проводке
К электрическим отказам относятся:
● пробои ИЭТ ЭБУ,
● пробои обмоток электродвигателей вентилятора и топливного насоса
Система зажигания
К механическим отказам аппаратов зажигания относятся:
· износы подушечки и кулачков прерывательного механизма классической системы зажигания, износ пластины центробежного регулятора, износ контактов прерывателя,
· износ металлокерамического вкладыша подшипника, потеря герметичности вакуумного автомата опережения зажигания, износ опорного подшипника пластины вакуумного регулятора.
К электрическим отказам аппаратов зажигания относятся: ● пробой конденсатора,
● пробой обмоток катушки зажигания,
● пробой выходного транзистора или микросхемы транзисторного коммутатора,
● пробой или сгорание помехоподавительного резистора в роторе,
● пробой микросхемы датчика Холла.
Система освещения и световой сигнализации
К механическим отказам относятся
● поломка контактной пластины патрона лампы,
● поломка уха крепления корпуса блок-фары,
●обрывы в проводке и в печатных платах задних фонарей
К электрическим отказамотносятся:
● перегорание источников света, ● пробой диодов в светодиодных индикаторах
Информационная система
К механическим отказаминформационных систем относятся – поломки штекерныз и винтовых клемм, обрывы проводки, разрушение корпусов датчиков, поломка демпфирующей пружинки указателя, скручивание гибкого вала спидометра
К электрическим отказамотносятся:
● пробои и сгорание обмоток логометров,
● сгорание чувствительных элементов датчиков
ЭСАУ
К механическим отказам относятся:
● поломка разъемных контактов, ● разрывы токоведущих проводников печатной платы,
● отрыв от платы дискретных элементов ИЭТ
К электрическимотказам относятся:
● нарушение программы управления контроллера,
● пробои чувствительных элементов датчиков
Системы безопасности
Обрывы проводки между датчиками и электронным блоком
● подгар контактов реле,
● обрывы в проводке и на печатной плате блока предохранителей и реле
Классификация отказов
Вид и процесс отказа
Причины и характер отказа
Процесс изнашивания происходит под действием сил трения, зависящих от материала, качества обработки поверхности, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения рабочих поверхностей, от теплового режима мест сопряжений.
.
Детали изделий АТЭ и АЭ подвергаются абразивному, усталостному, коррозионно-эрозийному, окислительному, электроэрозионному изнашиванию. Абразивному изнашиванию подвергаются валы моторедукторов стеклоочистителей, валики распределителей и датчиков-распределителей, сочленения датчиков (рычаги и крючки) и указательных приборов, валы электростартеров и других электродвигателей. Твердые частицы, способствующие абразивному износу, попадают извне в виде пыли, песка, продуктов изнашивания трущихся деталей. Электроэрозионному изнашиванию подвержены контакты прерывателей аппаратов зажигания, звуковых сигналов и электромеханических реле, центральный и боковой электроды свечей зажигания.
Усталостное изнашивание заключается в образовании трещин и ямок выкрашивания (питтинг) из-за циклических нагрузок, вызывающих изменение структуры металла или керамики из твердой в хрупкую.
Такому виду изнашивания подвергаются зубья шестерни привода электростартера, места посадки подшипников в крышки генераторных установок, оси приводных механизмов и редукторов, мембраны датчиков
Заедание или заклинивание в месте сочленения деталей может происходить в результате схватывания, глубинного вырывания металла, переноса его с одной поверхности на другую и воздействия появляющихся неровностей на сопряженную поверхность.
Эти процессы характерны для случая отсутствия смазки между трущимися деталями или в результате неправильной сборки узла. Наиболее часто такой процесс происходит в редукторах или на шлицах вала стартера и в червячных зацеплениях
Окислительное изнашивание
характерно для деталей, работающих в агрессивной среде, например, резиновые мембраны и уплотнения, детали датчиков уровня топлива и топливных электронасосов
Пластические деформации и разрушения связаны с превышением пределов текучести или прочности материала и являются следствием нарушения правил эксплуатации,
использование стартера для движения автомобиля, ошибок конструирования или дорожно-транспортного происшествия.
Коррозия происходит под воздействием влаги, агрессивной среды при отсутствии или нарушении покрытия на деталях изделий АТЭ и АЭ.
Наиболее подвержены коррозии металлические детали светотехнических приборов (ободки фар, фонарей), корпуса свечей зажигания, металлические корпуса катушек зажигания, электростартеров. Особенно негативное влияние коррозия оказывает на сварные соединения корпусных деталей.
Старение – это изменение технического состояния деталей изделий под воздействием внешней среды,
Старению подвержены высоковольтные детали аппаратов зажигания, пластмассовые крышки и корпуса, так как помимо внешней среды на них воздействует электрическое поле большой напряженности, старение характерно и для изделий, хранящихся на складах.
Электрический пробой и поверхностное перекрытие возникают на загрязненных высоковольтных крышках аппаратов зажигания и на изоляторе свечи зажигания.
Короткие замыкания характерны для мест разрушения изоляции или пропитки обмоток при воздействии агрессивной среды и вибрационных нагрузок
В местах неправильного соединения высоковольтных проводов системы зажигания с клеммами высоковольтных свечных наконечников крышек распределителя и катушки зажигания происходит прогар с последующим пробоем материала.
. Как отмечалось ранее, изделие или система АТЭ характеризуются состоянием работоспособности, в котором изделие или система выполняют заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют КД и НТД, состоянием предотказности, когда параметры технического состояния достигают своего предельного состояния и состоянием отказа.
Иногда состояние работоспособности заменяют понятием исправность, которое более широко характеризует состояние изделия или системы АТЭ, при котором оно удовлетворяет всем требованиям КД и НТД.
Отказы изделий АТЭ и АЭ, которые происходят в процессе эксплуатации, классифицируют на внезапные, постепенные, независимые, полные, перемежающие, конструкционные, производственные и эксплуатационные. Отказы изделий и систем АТЭ влияют на техническое состояние транспортного средства и влекут к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению начатого транспортного процесса.
Организация технической эксплуатации и диагностирования систем АТЭ и АЭ
Организация технической эксплуатации и диагностирования изделий и систем АТЭ и АЭ определяется путями и методами эффективного управления их техническим состоянием с помощью диагностирования, технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов.
Принципиально управление является процессом обобщения информации о состоянии системы организации ТО и диагностирования для определенных и целенаправленных действий, приводящих систему из исходного состояния в заданное. Управление включает в себя определенную последовательность действий:
1. Определение цели, стоящей перед технической эксплуатацией.
2. Получение информации о состоянии изделий и систем АТЭ и АЭ, о внешних дестабилизирующих воздействиях, сведения об их наиболее характерных отказах и эксплуатационной надежности.
3. Обработка и систематизация полученной информации.
4. Принятие управляющих решений о совершенствовании нормативов ТО и ремонта, о применении новой диагностической аппаратуры, о повышении квалификации обсуживающего персонала, об организации снабжения запасными частями и новыми изделиями.
5. Составление четкой программы, обязательной для выполнения персоналом, с четкой индивидуальной ответственностью исполнителей и с поэтапным контролем.
6. Доведение программы до исполнителей и реализация ее с анализом результатов выполнения программы.
В Российской Федерации произошла структурная перестройка и постоянно меняется система управления транспортом. Она связана с разделением функций государственного регулирования и производственно-коммерческого управления, а также переход от отраслевого к функциональному построению органов управления. В результате в Министерстве транспорта РФ появилась Российская транспортная инспекция (РТИ), осуществляющая лицензирование и контроль выполнения транспортного законодательства, требований по экологии и безопасности движения.
Министерство выполняет функции по разработке основных положений государственной транспортной политики – законов, законодательных и подзаконных актов, стандартов, нормативов, определяющих порядок работы транспорта и транспортных организаций независимо от их формы собственности.
Транспортные предприятия функции производственно-коммерческого управления осуществляют в форме инженерно-технической службы (ИТС). ИТС выполняет техническое обслуживание (ежедневное техническое обслуживание - ЕТО, ТО-1, ТО-2), диагностирование и ремонт.
Регламентация ТО и ремонта определяется законами, государственными стандартами, отраслевыми нормативами технической документацией, излагающими принципы ТО и ремонта. К ним относятся стратегия и тактика обеспечения работоспособного и технического состояния транспортного средства, основные понятия и определения, виды и назначение ТО и ремонта. В нормативные документы входят нормативы периодичности и трудоемкости, ресурсов изделий и агрегатов, простоев автотранспорта на ТО и текущем ремонте, типовые обобщенные перечни операций ТО и ремонта изделий, методы учета условий эксплуатации и корректирования нормативов, основные положения по организации ТО и ремонта.
Рассмотрим основные задачи всех видов ТО и ремонта изделий и систем АТЭ и АЭ. Задачей ежедневного технического обслуживания (ЕТО) является общий контроль изделий светотехники и световой, звуковой сигнализации, работоспособность стеклоочистителей, омывателей, фароочистителей и фаромывателей, спидометра и тахометра, тахографа, отопителя, т.е. изделий, отвечающих за безопасность движения автомобиля.
Задачей ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изменения параметров технического состояния изделий АТЭ и АЭ, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных и регулировочных операций и работ.
Диагностические работы являются технологическим элементом ТО и ремонта, дают информацию в виде контрольных осциллограмм, алгоритма работы, частоты рабочих циклов, электрических и механических параметров о техническом состоянии изделий при выполнении соответствующих работ. Различают общее диагностирование и углубленное поэлементное.
Общее диагностирование иногда называют экспресс диагностированием. Оно заключается в том, что в автоматическом режиме определяют исправное или неисправное техническое состояние изделия или системы за короткий промежуток времени. Углубленное поэлементное диагностирование включает в себя оценку работоспособного состояния элементов изделия или системы, их предельное состояние.
Сезонное обслуживание (СО) проводят два раза в год для подготовки транспортного средства к эксплуатации при изменении времени года. Это особенно важно при эксплуатации в очень холодном, холодном, жарком, сухом и очень жарком сухом климатических районах РФ. Нормативы трудоемкости СО от трудоемкости ТО-2 составляют 50% для очень холодного и очень жаркого, сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого, сухого районов; 20% для прочих районов. Обычно СО совмещают с ТО-2 с увеличенной на 20% трудоемкостью.
Рекомендуемые периодичности технического обслуживания транспортных средств в тыс. км пробега (автомобили) и в моточасах (тракторы) представлены в табл. 2.1.
Периодичность технического обслуживания транспортных средств, тыс. км
Тип транспортного средства
ТО-1
ТО-2
Легковой автомобиль
Автобус
Грузовой автомобиль
Трактор, моточас
Примечание: Допустимые отклонения от нормативов периодичности ТО составляют 10%.
Примерные трудоемкости ТО изделий АТЭ и АЭ в чел.час/1000 км при проведении ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ремонта сведены в табл. 2.2.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление