Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные отказы АТЭ в эксплуатации




Лекция 2

Бортовой сети

 

 

Тема «Изменение технического состояния изделий в процессе эксплуатации»

1.Основные отказы

2. Влияние технического состояния изделий на ТЭО показатели эксплуатации.

Тема «Организация технической эксплуатации»

1.Требования к технической эксплуатации.

2. Методическое обеспечение эксплуатации.

3. Метрологическое обеспечение.

4 Материально-техническое обеспечение

Классификация отказов АТЭ

 

Вид отказа Изделие, система
  Внезапный Скачкообразное изменение параметра Пробои ИЭТ
  Постепенный Плавное изменение параметра Увеличение переходного сопротивления
  Независимый отказ Не обусловлен отказами других элементов изделия Механические повреждения
  Зависимый Обусловлен отказами элементов Пробои переходов ИЭТ
  Полный отказ Изделие невозможно использовать Электрические пробои изоляции, короткие замыкания
  Перемежающийся отказ Самоустраняющийся Холодная пайка печатных плат Низкая теплостойкость, хладостойкость
  Конструкционный отказ Ошибки конструирования и расчетов Поломки, связанные с резонансными колебаниями
  Производственныйотказ Нарушение дисциплины технологии производства Саморазбор элементов изделий из-за применения плохо закаленных пружинок
  Эксплуатационный Происходит из-за нарушения инструкций по эксплуатации Непредусмотренные внешние воздействия

 

 

Изделие, система Механические отказы Электрические отказы
АКБ К механическим отказам АКБ относятся: ● повреждения моноблока, ● обрыва перемычек, ● разрушение активной массы электродов.   К электрическим отказам относятся: ● короткие замыкания разноименных электродов в аккумуляторе, ● сульфатация электродов, быстрый саморазряд батареи и разрушение электродов из-за перезаряда. На рабочем месте по ремонту АКБ должны находиться приборы типа Э107 и Э108, комплект аккумуляторщика типа Э412, зарядные устройства, а также механический и электрический инструмент по разборке АКБ, расплавке перемычек..

 

СЭС К механическим отказам генераторных установок относятся: · зависание щеток и износ контактных колец, · выработка посадочных мест под подшипник со стороны контактных колец в случае отсутствия пластмассовых стаканчиков или гофрированных стальных пружин, препятствующих образованию этого дефекта, · заедание ротора генератора и износ шеек вала. 6.   К электрическим отказам генераторной установки относятся ● обрывы обмотки возбуждения, ● пробой изоляции и короткие замыкания обмотки статора, отказ регулятора напряжения и пробой выпрямительных диодов. Для определения таких дефектов на рабочем месте необходимо иметь съемники, механические или электрические отвертки, гаечные ключи, мерительный инстру- мент, тестер, приборы типа Э214 и Э23
Система пуска К механическим отказам электростартеров и электродвигателей относятся: · саморазбор привода, поломка пружины и зубьев шестерни привода и редуктора, · износ и зависание щеток, износ коллектора якоря, износ вкладышей подшипников, поломка щеткодержателя, · разнос якоря, поломка и заедание тягового реле   К электрическим отказамстартера и электродвигателей относятся: ● короткие замыкания обмоток возбуждения, ● пробой изоляции обмоток якоря, ● пробой обмотки тягового рел
Дополнительное оборудование для пуска К механическим отказам относятся: ● износы коллектора и щеток электродвигателей, ● обрывы в проводке К электрическим отказам относятся: ● пробои ИЭТ ЭБУ, ● пробои обмоток электродвигателей вентилятора и топливного насоса
Система зажигания К механическим отказам аппаратов зажигания относятся: · износы подушечки и кулачков прерывательного механизма классической системы зажигания, износ пластины центробежного регулятора, износ контактов прерывателя, · износ металлокерамического вкладыша подшипника, потеря герметичности вакуумного автомата опережения зажигания, износ опорного подшипника пластины вакуумного регулятора.   К электрическим отказам аппаратов зажигания относятся: ● пробой конденсатора, ● пробой обмоток катушки зажигания, ● пробой выходного транзистора или микросхемы транзисторного коммутатора, ● пробой или сгорание помехоподавительного резистора в роторе, ● пробой микросхемы датчика Холла.
Система освещения и световой сигнализации К механическим отказам относятся ● поломка контактной пластины патрона лампы, ● поломка уха крепления корпуса блок-фары, ●обрывы в проводке и в печатных платах задних фонарей К электрическим отказамотносятся: ● перегорание источников света, ● пробой диодов в светодиодных индикаторах
Информационная система К механическим отказаминформационных систем относятся – поломки штекерныз и винтовых клемм, обрывы проводки, разрушение корпусов датчиков, поломка демпфирующей пружинки указателя, скручивание гибкого вала спидометра К электрическим отказамотносятся: ● пробои и сгорание обмоток логометров, ● сгорание чувствительных элементов датчиков
ЭСАУ К механическим отказам относятся: ● поломка разъемных контактов, ● разрывы токоведущих проводников печатной платы, ● отрыв от платы дискретных элементов ИЭТ К электрическимотказам относятся: ● нарушение программы управления контроллера, ● пробои чувствительных элементов датчиков
Системы безопасности Обрывы проводки между датчиками и электронным блоком  
Система электропривода ● износ коллектора и щеток, ● поломка щеткодержателя, ● заедание моторедуктора  
Система коммутации ● подгар контактов реле, ● обрывы в проводке и на печатной плате блока предохранителей и реле  

 

Классификация отказов

Вид и процесс отказа Причины и характер отказа
Процесс изнашивания происходит под действием сил трения, зависящих от материала, качества обработки поверхности, смазки, нагрузки, скорости относительного перемещения рабочих поверхностей, от теплового режима мест сопряжений.   . Детали изделий АТЭ и АЭ подвергаются абразивному, усталостному, коррозионно-эрозийному, окислительному, электроэрозионному изнашиванию. Абразивному изнашиванию подвергаются валы моторедукторов стеклоочистителей, валики распределителей и датчиков-распределителей, сочленения датчиков (рычаги и крючки) и указательных приборов, валы электростартеров и других электродвигателей. Твердые частицы, способствующие абразивному износу, попадают извне в виде пыли, песка, продуктов изнашивания трущихся деталей. Электроэрозионному изнашиванию подвержены контакты прерывателей аппаратов зажигания, звуковых сигналов и электромеханических реле, центральный и боковой электроды свечей зажигания.
Усталостное изнашивание заключается в образовании трещин и ямок выкрашивания (питтинг) из-за циклических нагрузок, вызывающих изменение структуры металла или керамики из твердой в хрупкую.   Такому виду изнашивания подвергаются зубья шестерни привода электростартера, места посадки подшипников в крышки генераторных установок, оси приводных механизмов и редукторов, мембраны датчиков  
Заедание или заклинивание в месте сочленения деталей может происходить в результате схватывания, глубинного вырывания металла, переноса его с одной поверхности на другую и воздействия появляющихся неровностей на сопряженную поверхность.   Эти процессы характерны для случая отсутствия смазки между трущимися деталями или в результате неправильной сборки узла. Наиболее часто такой процесс происходит в редукторах или на шлицах вала стартера и в червячных зацеплениях
Окислительное изнашивание характерно для деталей, работающих в агрессивной среде, например, резиновые мембраны и уплотнения, детали датчиков уровня топлива и топливных электронасосов
Пластические деформации и разрушения связаны с превышением пределов текучести или прочности материала и являются следствием нарушения правил эксплуатации,   использование стартера для движения автомобиля, ошибок конструирования или дорожно-транспортного происшествия.
Коррозия происходит под воздействием влаги, агрессивной среды при отсутствии или нарушении покрытия на деталях изделий АТЭ и АЭ.   Наиболее подвержены коррозии металлические детали светотехнических приборов (ободки фар, фонарей), корпуса свечей зажигания, металлические корпуса катушек зажигания, электростартеров. Особенно негативное влияние коррозия оказывает на сварные соединения корпусных деталей.
Старение – это изменение технического состояния деталей изделий под воздействием внешней среды,   Старению подвержены высоковольтные детали аппаратов зажигания, пластмассовые крышки и корпуса, так как помимо внешней среды на них воздействует электрическое поле большой напряженности, старение характерно и для изделий, хранящихся на складах.
Электрический пробой и поверхностное перекрытие возникают на загрязненных высоковольтных крышках аппаратов зажигания и на изоляторе свечи зажигания.    
Короткие замыкания характерны для мест разрушения изоляции или пропитки обмоток при воздействии агрессивной среды и вибрационных нагрузок  
В местах неправильного соединения высоковольтных проводов системы зажигания с клеммами высоковольтных свечных наконечников крышек распределителя и катушки зажигания происходит прогар с последующим пробоем материала.  
. Как отмечалось ранее, изделие или система АТЭ характеризуются состоянием работоспособности, в котором изделие или система выполняют заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют КД и НТД, состоянием предотказности, когда параметры технического состояния достигают своего предельного состояния и состоянием отказа. Иногда состояние работоспособности заменяют понятием исправность, которое более широко характеризует состояние изделия или системы АТЭ, при котором оно удовлетворяет всем требованиям КД и НТД. Отказы изделий АТЭ и АЭ, которые происходят в процессе эксплуатации, классифицируют на внезапные, постепенные, независимые, полные, перемежающие, конструкционные, производственные и эксплуатационные. Отказы изделий и систем АТЭ влияют на техническое состояние транспортного средства и влекут к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению начатого транспортного процесса.

Организация технической эксплуатации и диагностирования систем АТЭ и АЭ

Организация технической эксплуатации и диагностирования изделий и систем АТЭ и АЭ определяется путями и методами эффективного управления их техническим состоянием с помощью диагностирования, технического обслуживания, текущего и капитального ремонтов.

Принципиально управление является процессом обобщения информации о состоянии системы организации ТО и диагностирования для определенных и целенаправленных действий, приводящих систему из исходного состояния в заданное. Управление включает в себя определенную последовательность действий:

1. Определение цели, стоящей перед технической эксплуатацией.

2. Получение информации о состоянии изделий и систем АТЭ и АЭ, о внешних дестабилизирующих воздействиях, сведения об их наиболее характерных отказах и эксплуатационной надежности.

3. Обработка и систематизация полученной информации.

4. Принятие управляющих решений о совершенствовании нормативов ТО и ремонта, о применении новой диагностической аппаратуры, о повышении квалификации обсуживающего персонала, об организации снабжения запасными частями и новыми изделиями.

5. Составление четкой программы, обязательной для выполнения персоналом, с четкой индивидуальной ответственностью исполнителей и с поэтапным контролем.

6. Доведение программы до исполнителей и реализация ее с анализом результатов выполнения программы.

 

В Российской Федерации произошла структурная перестройка и постоянно меняется система управления транспортом. Она связана с разделением функций государственного регулирования и производственно-коммерческого управления, а также переход от отраслевого к функциональному построению органов управления. В результате в Министерстве транспорта РФ появилась Российская транспортная инспекция (РТИ), осуществляющая лицензирование и контроль выполнения транспортного законодательства, требований по экологии и безопасности движения.

Министерство выполняет функции по разработке основных положений государственной транспортной политики – законов, законодательных и подзаконных актов, стандартов, нормативов, определяющих порядок работы транспорта и транспортных организаций независимо от их формы собственности.

Транспортные предприятия функции производственно-коммерческого управления осуществляют в форме инженерно-технической службы (ИТС). ИТС выполняет техническое обслуживание (ежедневное техническое обслуживание - ЕТО, ТО-1, ТО-2), диагностирование и ремонт.

Регламентация ТО и ремонта определяется законами, государственными стандартами, отраслевыми нормативами технической документацией, излагающими принципы ТО и ремонта. К ним относятся стратегия и тактика обеспечения работоспособного и технического состояния транспортного средства, основные понятия и определения, виды и назначение ТО и ремонта. В нормативные документы входят нормативы периодичности и трудоемкости, ресурсов изделий и агрегатов, простоев автотранспорта на ТО и текущем ремонте, типовые обобщенные перечни операций ТО и ремонта изделий, методы учета условий эксплуатации и корректирования нормативов, основные положения по организации ТО и ремонта.

Рассмотрим основные задачи всех видов ТО и ремонта изделий и систем АТЭ и АЭ. Задачей ежедневного технического обслуживания (ЕТО) является общий контроль изделий светотехники и световой, звуковой сигнализации, работоспособность стеклоочистителей, омывателей, фароочистителей и фаромывателей, спидометра и тахометра, тахографа, отопителя, т.е. изделий, отвечающих за безопасность движения автомобиля.

Задачей ТО-1 и ТО-2 является снижение интенсивности изменения параметров технического состояния изделий АТЭ и АЭ, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности, безопасности движения, защиты окружающей среды путем своевременного выполнения контрольных, смазочных и регулировочных операций и работ.

Диагностические работы являются технологическим элементом ТО и ремонта, дают информацию в виде контрольных осциллограмм, алгоритма работы, частоты рабочих циклов, электрических и механических параметров о техническом состоянии изделий при выполнении соответствующих работ. Различают общее диагностирование и углубленное поэлементное.

Общее диагностирование иногда называют экспресс диагностированием. Оно заключается в том, что в автоматическом режиме определяют исправное или неисправное техническое состояние изделия или системы за короткий промежуток времени. Углубленное поэлементное диагностирование включает в себя оценку работоспособного состояния элементов изделия или системы, их предельное состояние.

Сезонное обслуживание (СО) проводят два раза в год для подготовки транспортного средства к эксплуатации при изменении времени года. Это особенно важно при эксплуатации в очень холодном, холодном, жарком, сухом и очень жарком сухом климатических районах РФ. Нормативы трудоемкости СО от трудоемкости ТО-2 составляют 50% для очень холодного и очень жаркого, сухого климатических районов; 30% для холодного и жаркого, сухого районов; 20% для прочих районов. Обычно СО совмещают с ТО-2 с увеличенной на 20% трудоемкостью.

Рекомендуемые периодичности технического обслуживания транспортных средств в тыс. км пробега (автомобили) и в моточасах (тракторы) представлены в табл. 2.1.

Периодичность технического обслуживания транспортных средств, тыс. км

Тип транспортного средства ТО-1 ТО-2
Легковой автомобиль    
Автобус    
Грузовой автомобиль    
Трактор, моточас    

Примечание: Допустимые отклонения от нормативов периодичности ТО составляют 10%.

Примерные трудоемкости ТО изделий АТЭ и АЭ в чел.час/1000 км при проведении ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ремонта сведены в табл. 2.2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.