Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.В.Лейбниц: учение о множественности субстанций

Высшее познание – познание Бога

Учение об обществе и государстве

Нравственная роль познания

Закон взаимодействия аффектов таков, что активный все­гда подавляет пассивный. В познании душа активна, и оно со­провождается активными аффектами удовольствия. А так как человек всегда предпочитает удовольствие и стремится избежать неудовольствия, то разум, или познание, обладает огромными возможностями в обуздании пассивных аффектов и освобож­дении человека из рабства. И, прежде всего, человек познает, что наибольшую пользу ему приносит другой человек, так как у чело­веческих индивидов наибольшее количество общих свойств. Поэтому между людьми должна была бы царить любовь. Фак­тическое же господство вражды должно преодолеваться через познание. Метафизическая необходимость любви между людь­ми указывает, что вне общества нельзя достичь не только сча­стья, но и просто жить.

Государство ограничивает аг­рессию людей, еще не способных руководствоваться разумом, и создает условия для просвещения всех. Спиноза полагал, что под руководством разума люди будут делать лишь то, что хорошо для человеческой природы в целом. Таким образом, они будут подниматься к благоденствию каждого и всех.

Выс­шим благом для души является познание Бога; так как без Бога ничто не может существовать, то душа, познавая Его, получа­ет высшее совершенство и удовольствие. Знание Бога тем более высочайшее благо, что оно может быть только источником любви и лишает человека главного страха — страха смерти. И, таким образом, на путях самопознания и познания Бога через усердное обустройство личной и общественной жизни в инте­ресах разума и познания человек может обрести не суетное и пустое, а вечное счастье и блаженство.

Одним из наиболее значимых представителей рационализма после Декарта был немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Лейбниц предложил оригинальное учение о множественности субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое представление о реальности единичного.

Центральное понятие его философии - понятие монады (в пер. с греч. – «единое», или «единица»). Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Поскольку монада проста, то есть неделима, она не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, так как все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности. Не протяжение, а деятельность составляет сущность монад. В чем состоит эта деятельность? Нет, это не механическое движение. Деятельность монад – это, во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление, ил влечение. Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Поскольку каждая монада это субстанция, она замкнута в себе (“не имеет окон” во внешний мир) и не способна влиять на другие. И в то же время каждая монада воспринимает, как бы переживает в себе весь космос во всем его богатстве и многообразии, только далеко не все монады обладают светом разума, чтобы отчетливо это сознавать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Учение о человеке - антропология | Учение о предустановленной гармонии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.