Отношения между понятиями. Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их
Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их сравнении.
Основание деления
Виды понятий
Видовые отличия групп понятий
Примеры
Содержание
Конкретные
Абстрактные
В понятии мыслится какой-либо предмет или класс предметов
В понятии мыслятся отдельные свойства или отношения, отвлеченные от предметов
Реклама, снег, книга, государство
Посредничество, белизна, смелость, ответственность
Качество
Положительные
Отрицательные
Понятие выражает наличие у предмета определенных признаков
Понятие выражает отсутствие у предмета определенных признаков
Понятие, в котором мыслится один предмет
Понятие, в котором мыслится множество предметов
РФ,
Известный рекламист Д. Огилви
Государство,
Рекламист
Не поддаются учету (регистрации)
Поддаются учету (регистрации)
Специалист, потребитель
Рекламные агентства г. Красноярска
Пустые
С нулевым объемом
Вечный двигатель. Пегас, кентавр и другие мифологические персонажи
Таким образом, любое понятие может быть охарактеризовано указанием перечисленных признаков. Дать логическую характеристику понятию – это значит отразить все его существенные признаки по содержанию, качеству и объему.
Например, логическая характеристика понятия «реклама»: Реклама – конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрируемое.
Рассмотрим теперь классификацию отношений между понятиями, выделив прежде всего классы сравнимых и несравнимых понятий.
Сравнимыми называют понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти предметы сравнивать. Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому их сравнивать нельзя. Сравнимые понятия делят на совместимые и несовместимые.
Отношения
Характеристика
Примеры
Совместимые
Существует общая часть объемов понятий
Отношения равнообъемности (эквиваленции)
Понятия отличаются друг от друга по своему содержанию, но их объемы совпадают
«Писатель Л. Н. Толстой» и «Автор романа «Война и мир»»
Отношения рода и вида (подчинения)
В объеме одного из понятий (родового понятия) входит объем другого понятия (видового понятия), не совпадающего с первым
«Средства массовой информации» и «Телевидение»
Отношения перекрещивания (пересечения)
Объемы понятий имеют общую часть, но в объеме каждого из них имеются элементы, которые не входят в объем другого
«Студенты» и «Спортсмены»
Несовместимые
Объемы понятий не имеют общей части, если что-либо входит в объем одного из понятий, то в объем другого оно не входит
Отношения противоположности (контрарности)
Объемы двух понятий, одно из которых содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет другими, исключающими. Объемы этих понятий в сумме составляют лишь часть объема
«Большой дом» и «Маленький дом»;
«Коммерческая реклама» и «Социальная реклама»
Отношения противоречия (контрадикторности)
Два вида одного родового понятия, в одном из которых обобщаются предметы, имеющие какое-то свойство, а в другом – лишенные этого свойства. Объемы этих понятий в сумме составляют весь объем рода, которому подчиняются
«Большой дом» и «Небольшой дом»;
«Коммерческая реклама» и «Некоммерческая реклама»
Отношения соподчинения
Виды одного родового понятия – не противоречащие и не противоположные. Они подчинены общему для них родовому понятию
«Средства массовой информации» и «Телевидение», «Радио», «Пресса»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление