Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Феноменология культуры

Вера как объект культурологического анализа (понятие и исходные основания веры; вера и разум; культ и культура; вера как предельное основание человеческой самореализации, задающее саму возможность пребывания человека в мире и познания мира). Религиозная вера. Исторические типы религии (первобытные верования: анимизм, фетишизм, тотемизм; народностно-национальные религии; мировые религии). Мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Нравственные заповеди христианства. Содержание и культурно-историческое значение религиозных текстов.

Религиозная вера как определённая настроенность человека: в основе бытия, как и в глубинах самости каждого из нас, лежит тайна. Религиозное чувство как продукт переживания бесконечности на границах своего самосознания (П. Тейяр де Шарден). «Бог ближе к нам, чем наше собственное дыхание» (апостол Павел). Убеждённость верующего в том, что он сможет соединиться с Богом в случае праведной жизни. Уверенность в том, что это соединение позволит преодолеть смерть и посмертные муки. Идея вечности души и всеобщности жизни: «Для Бога нет мёртвых» (Иисус Христос). Переживание надпространственного и надвременного единства людей, ощущение «духа племени», народа, наконец, идеальной общины верующих (Церкви). Это объясняет, почему культ предков, анимизм и тотемизм были древнейшими формами религиозности. Приобщение к Абсолюту через ритуал и культ. Догматы как попытки рационально выразить истины веры. Церковь как мистическая община верующих и – одновременно – как социальный институт. Различия в религиях состоят в следующем: а. разное понимание Бога; б. разные правила праведной жизни; в. разный ритуал и культ.

Многобожие как исходный этап развития религиозности в человечестве. Переход к единобожию в результате деятельности «аутентичных личностей» в «осевое время»: обретение личностного сознания может иметь своим последствием либо переход к религиозной вере, либо формирование «философской веры» (К. Ясперс). Три великие мировые религии: христианство, мусульманство и буддизм. Обзор религий – в исторической перспективе (от древних к более новым).

Отождествление с нирваной как высшая цель буддиста. Варианты понимания нирваны: а. состояние недвойственности, превосходящее человеческий рассудок; б. состояние обретения подлинного я; в. внезапное просветление, преобразующее всё наше существо; г. освобождение из круга перерождений (который на самом деле иллюзорен) и мн.др. Бессмысленность разговоров о нирване: «Тот, кто знает, уже пережил это, а кто не знает, тому слова не помогут» (один из «патриархов» китайского чань-буддизма).

Спасение как высшая религиозная ценность для христианина. Ключевые догматы христианства: а. о личном Боге; б. о творении мира и человека; в. о первородном грехе человечества, изгнании из рая и смерти; г. о богоизбранном народе, призванном к спасению, и о религиозном законе для этого народа; д. о крестной миссии Иисуса Христа и о Его воскресении; е. о «рождении свыше» Святым Духом, о путях праведной жизни и о спасении души; ж. о Церкви как Теле Христовом, главной цели божественного Промысла в мире; з. о разрушении этого мира и творении нового, воскрешении мёртвых и Страшном Суде. Мировоззренческая настроенность христианина: каков духовный уровень человека, так он христианство и воспринимает. Попытка критики христианства с позиций «научного атеизма» в советские времена и её провал. Фундаментальные переживания и мировоззренческие установки христианина: ощущение работы Духа в глубинах человеческого существа, в природе и в мировой истории, стремление быть причастным к этой работе через осуществление своего предназначения, постоянная борьба с грехом, самопознание и самопреодоление.

Верность Аллаху как высшая религиозная ценность для мусульманина. Строгое следование монотеизму и преодоление идолопоклонничества, особенно – в душе, как главное требование ислама. Формирование в человеке определённого психологического настроения – стремления постоянно побеждать низшие душевные качества ради служения Аллаху (джихад). Обязанность мусульман распространять монотеизм среди язычников; их веротерпимость по отношению к «людям писания» (христианам и иудеям). Учение об умме как религиозной общине и социальном институте. Стремление подчинить все стороны жизни человека религиозному закону (шариат, единство светской и духовной власти и т.п.). Культ пророка Мухаммеда, Мекки, богоизбранность прямых потомков Мухаммеда (от племянника Али) у шиитов. Крепость семейных устоев исламской цивилизации, обязанность мужчины содержать всю семью, экономическая независимость женщины от мужчины и обоснование в Коране высокого статуса девочек в семье.

Свобода вероисповедания как один из важных элементов свободы убеждений – одного из фундаментальных прав человека. Возможные объяснения факту религиозного плюрализма: а. антропологическое: люди разных цивилизаций отличаются друг от друга способом мировосприятия, вплоть до различий в устройстве органов чувств; б. социально-психологическое: чувство «свои» – «чужие»; в. социально-историческое: разные происхождения религий, их разная роль в обществе, разные формы общественной жизни в целом и институционального устройства церквей в частности; г. социально-политическое: неизбежность переплетения государственных интересов с религиозной жизнью и мн. др. Бесперспективность споров, чья религия «лучше», опасность объявления сторонников других религий заблуждающимися или даже «служителями зла». Возможен ли диалог между сторонниками разных религий как фундамент экуменического движения? Суфии как мусульманские мистики: все религии славят одного и того же верховного Бога; наличие нескольких религий – из-за различий имён Бога и различий способов понимания Бога у людей. «Роза Мира» Даниила Андреева: идеал верховного института, совершающего религиозно-этический контроль над всеми сторонами жизни объединённого человечества. Можно ли удовлетвориться подобными проектами диалога между религиями? Участие в экуменическом движении имеет смысл только при условии хорошего понимания своих национально-религиозных корней (в противном случае возможна ассимиляция сторонниками других религиозных культов). Опасность поклонения «сатанинским силам» и тоталитарные секты.

Место этики в системе социогуманитарного знания. Культурология и этика. Понятия "мораль" и "нравственность". Основные этические проблемы (проблема добра и зла, проблема нравственного выбора и ответственности; проблема смысла человеческого существования; этические категории: совесть, счастье, долг, достоинство, честь). Этика и этикет. Нравственные ценности личности. Понятие нравственного воспитания (мораль и морализаторство).

Нравственность как основа подлинной человечности. Отличие нравственности от общественной морали: «Когда никто не увидит и не узнает, а я всё же не сделаю – это и есть настоящая культура» (А.П. Чехов). Добро и зло как фундаментальные противоположности. Нравственный выбор и проблема обретения самого себя, осознания своего предназначения (И. Кант). Связь между добром и свободной волей.

«Легенда о Великом Инквизиторе» Ф.М. Достоевского: люди неосознанно стремятся к свободе, но редко кто в состоянии отвечать за свой свободный выбор и его последствия. Стремление к стабильности как альтернатива поиску свободы. «Достаток и спокойствие – вот к чему стремятся большинство людей» (Конфуций). «Свобода от чего-то» и «свобода ради чего-то» (Э. Фромм).

Проблема поиска «свободы ради чего-то». Нравственность и мужество, способность к само-стоянию. Следование нравственному долгу как самоограничение ради самопреодоления. Постоянная готовность соразмерять свои поступки с голосом совести. Стремление к достижению взаимопонимания с другими людьми: «Мудрый человек ни за кем не следует, но живёт со всеми в согласии» (Конфуций). Дезынтеграция и деградация самости как расплата за ложный нравственный выбор или уклонение от него. «Кто не идёт путём добра, тот совершенно неизбежно становится на путь зла» (Ф. Достоевский).

Религиозные истоки нравственности. Можно ли обосновать нравственность без ссылки на религиозную подоснову? Категорический императив И. Канта: если мы будем совершать поступки, имея перед своим внутренним взором идею всеобщности и ориентируясь на осуществление блага всех разумных существ – тогда и только тогда мы будем поступать нравственно, согласно нашему внутрен­нему долгу. Каждый человек – это целый уникальный мир, который имеет высший смысл в самом себе, и вместе с тем каждый из нас выступает выразителем идеи человечества.

Общественная мораль как внешний регулятор поведения людей. Отличие морали от нравственности: мораль формирует границы одобряемого и дозволенного в поведении человека, в то время как нравственность имеет отношение к выбору субъектом принципов, определяющих его мировоззрение и поступки. Связь между общественной моралью и стихийными представлениями о благой жизни. Невозможность: а. полной рационализации этих представлений; б. рационального решения вопроса о том, какая жизненная форма или какой проект благой жизни лучше. Можно ли критиковать общественную мораль с нравственных позиций? Развивается ли общество в направлении осуществления нравственных идеалов? А. Хоннет и его теория «борьбы за признание» как вариант ответа на эти вопросы.

Искусство как феномен культуры. Художественная культура и искусство. Проблема классификации искусств (пространственные, временные, пространственно-временные искусства). Виды и функции искусства. Исторические закономерности художественного развития. Доминантные искусства. Метод и стиль в искусстве, форма и содержание произведения искусства. Проблема артизации сознания.

Эстетика как попытка разумного осмысления красоты. Антропологические истоки красоты: человек воспринимает мир не предметами, а образами (эйдосами). С одной стороны, имеется связь между красотой, созерцанием и удовольствием. С другой стороны, невозможно полностью отождествить красоту с тем, что «мне нравится». Двойственная природа красоты: её ощущение субъективно, однако имеются интерсубъективные критерии художественного вкуса. «О вкусах не спорят, но люди с развитым вкусом избегают безвкусицы с той естественностью, которая не понятна людям, не обладающим таким вкусом» (Г.-Г. Гадамер). При суждении вкуса субъект ориентируется на одобрение идеального сообщества ценителей красоты; поэтому возможны рефлексивные суждения типа: «Мне лично это не нравится, однако я признаю право на существование данного художественного произведения и его канонов красоты» (Х. Ортега-и-Гассет).

Этапы исторического развития эстетики как философского учения о красоте. Открытие пифагорейцами идеальных пропорций красоты («золотое сечение», законы музыкальной гармонии и пр.). Платон («Тимей»): эти пропорции укоренены в устройстве мироздания – в соответствии с ними Демиург сотворил мир; душа же наблюдала эти пропорции до рождения. Близость идей Платона представлениям древних египтян (каноны красоты взяты из строения звёздного неба). Христианское понимание красоты: настоящую красоту телесными очами увидеть невозможно, она открывается в мистическом созерцании, о котором можно поведать только символически. Реабилитация античного понимания красоты в эпоху Возрождения. Красота как символ жизни, переливающейся через край и освобождённой от оков. Просветительское понимание красоты: «гармонию поверяй алгеброй». Ж.-Ж. Руссо: развитие изящных искусств не способствует облагораживанию нравов. Опасность конфликта между красотой и нравственностью, показанная в творчестве Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого. И. Кант: восприятие красоты есть результат незаинтересованного созерцания, необъективистского восприятия предмета. Истоки красоты лежат в субъективном мире человека. Попытка объединения идеала красоты и нравственности в «философии прекрасной души» Ф. Шиллера: прекрасная душа есть душа, преобразовавшая себя под влиянием нравственного закона и следующая долгу с удовольствием. Теория «нравственных чувств» в шотландской философии XVIII – XIX веков. «Теургическая роль искусства» (В. Соловьёв). Связь между красотой и онтологическими истоками пола в творчестве Б. Вышеславского и В. Розанова; В. Зеньковский об опасности глубинного эстетически-антропологического конфликта («не красота спасёт мир, а красоту ещё надо спасать!»).

Что мы можем извлечь из обзора учений о красоте? Красота воспринимается человеком, способным её воспринять, т.е. обладающим вкусом. Она укоренена в субъекте и вместе с тем – в бытии. Комфорт не исчерпывает сущность красоты (может быть эстетика дисгармоничности). Множественность способов восприятия красоты (от красоты природы до красоты математической формулы). Ощущение красоты во всём даёт человеку чувство свежести и радости бытия («Удивительное рядом!»). В переживании красоты аккомулированы: а. стремление человека к обретению глубинного душевного единства между собой и бытием; б. устремлённость к обретению целостности своей личности, к достижению идеала самоосуществления. Эстетическая утопия как синтез обоих стремлений – появление идеи о том, что человек призван облагородить мир по законам красоты; попытки исторического воплощения этой утопии (например, в искусстве дизайна, в садово-парковом искусстве и т.д.).

Связь между самосознанием и познанием: поиск истины как стремление обрести полностью осознанное бытие. Условие обращения к познанию: субъект не удовлетворяется простыми впечатлениями органов чувств или чужими мнениями, а стремится разобраться, как же устроен мир на самом деле. Обнаружение в самом себе центра самосознания как условие дистанцирования от окружающего мира (Р. Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую!»). Познание как обнаружение в бытии устойчивых связей, которые можно понять при помощи разума – познание как обнаружение рациональной структуры бытия. Главные стадии познания: чувственное, рассудочное и разумное; последовательное восхождение к истине на каждом из этих уровней.

Чувственное познание: опора на органы чувств. Ощущение, восприятие и представление как три уровня чувственного познания. Условие эффективности: максимально возможное преодоление стереотипов, мешающих «видеть мир собственными глазами, ощупать непонятное собственными руками» (Т. Адорно и М. Хоркхаймер). Необходимость культивировать чувственность: высокая концентрация внимания, формирование настроения «свежести бытия» («удивительное рядом!»). Проблема пассивности и активности субъекта чувственного восприятия: самосознающее существо делает себя максимально открытым влиянию познаваемого объекта, в то же время стремится создать искусственные условия, в которых эти влияния проявились бы «в чистом виде». Приборы и оборудование естественных наук как продолжения органов чувств. Постклассическая философия науки: идея о том, что субъект, воспринимая мир субатомной реальности, тем самым его изменяет.

Рассудочное познание: абстрагирование от чувственных восприятий и представлений, реконструкция пространственной структуры предмета познания или же временной последовательности событий, которые претерпевает этот предмет. Смысл абстрагирования: первый этап – выделение из мирового целого объекта, который интересует познающий субъект – то есть, ограничение предмета исследований; второй этап – выделение из совокупности полученных наблюдений объекта того, что обуславливает устойчивость последнего – то есть, построение идеальной модели, благодаря которой объектом можно рационально манипулировать (например, соотносить с моделями других объектов). Сравнение рассудочной деятельности абстрагирования с лучом прожектора, выхватывающем отдельные участки реальности из тьмы. Функция рассудка – связывание содержания чувственного опыта сообразно категориям: целое-часть, случайность-необходимость, причина-следствие-взаимное действие, количество-качество-мера и др. (Кант). Поразительная способность рассудка зафиксировать устойчивые законы в мире и тем самым предсказывать будущее (мы знаем с точностью до минуты, когда будет следующее солнечное затмение). Связь между рассудочным познанием и целостностью самосознания: я соотносит с собой познаваемые предметы посредством рассудочных категорий; стабильность связей между объектами в мире базируется на единстве нашего самосознания. Обоснование Г.-В. Гегелем структуры рассудочных категорий на базе идеи о том, что все они есть проявления становления бытия как абсолютного субъета («Энциклопедия философских наук»).

Разумное познание: установление связей результатов рассудочного познания с мировым целым, со всеми остальными знаниями о мире, которыми располагает как конкретный человек, так и сообщество познающих существ в целом. Тяготение рассудка к анализу, а разума – к синтезу. Идея целостности мира как регулятив познания (Кант) – то есть, разум конкретного познающего человека стремится, насколько это для него возможно, приблизиться к пониманию мирового целого. Невозможность мыслить о целостности мироздания как о предмете. Учение И. Канта об антиномичности разума. Стремление к осуществлению идеала истины как условие возможности познания: «Нельзя понять ничего до тех пор, пока не познано всё!» (Пол Дэвис). Априорные идеи свободы, Бога и бессмертия души как фундаментальные ориентиры разума (И. Кант). П. Флоренский об «интуитивном озарении», в свете которого могут быть преодолены антиномии.

Можно ли превзойти уровень разума? Проект «соборного познания» отечественной философской традиции: причастность разумных самосознающих существ к социальному организму (Церкви), устремлённому к религиозному спасению (И. Киреевский, А. Хомяков). Восстановление целостности человеческой личности через гармонизацию Космоса (В. Соловьёв). Проблема совместимости «соборного познания» и рационалистической традиции как проблема диалога философских культур России и Запада.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Основные концепции культуры | Тема 5. Первобытная культура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.