КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Скептицизм, стоицизм, эпикуреизм
Эти философские направления относятся к постклассическому периоду развития философии античности. К концу IV века до н.э., кризис греческой демократии усиливается и постепенно набирает силу. Афины и другие греческие полисы утрачивают свою политическую самостоятельность попадая под римское влияние. Это находит свое отражение в греческой философии и проявляется в усилении ее этика созерцательных сторон. Важными направлениями этого периода философской мысли были стоицизм, эпикуреизм и скептицизм. Стоицизм – основатель Зенон Кротонский (333 – 262 гг. до н.э.) снял для своей школы портик (перекрытие, поддерживаемое колоннами, портик – по-греч. «стоя»). Другие представители – Клеанф, Хрисипп. Римский стоицизм 1 в. н.э. – Луций Сенека (5 в. до н.э. – 65 в. н.э.), Эпиктет (50 – 140 н.э.), Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.). Вопросы, которые обсуждали эти мыслители: интерес к человеку, личности, проблемы отношения божественного и человеческого, посмертного существования души, проблемы морали. Главную задачу философии видели в исцелении нравственных недугов, в воспитании добродетели. Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Считается что благородство духа не передается по рождению, а зависит только от самого человека, направленности его воли. Главной ценностью является любовь к людям, которая лежит в основе социального прогресса Эпикуреизм – основатель Эпикур (342 – 270 гг. до н.э.) другим представителем этого направления является Лукреций Кар (1 в. до н.э.). Эпикур основал в Афинах философскую школу, названную «Сад Эпикура» - по месту расположения школы. Учение Эпикура включало онтологию, где он вслед за Демокритом развивал учение об атомах, включало теорию познания – логику, и учение о морали и государстве. Но наиболее привлекательной составной частью учения была этика. Согласно учению Эпикура, живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Разумно – значит, узнавая природу вселенной, законы человеческого ума, общества и т.д., что и позволит достичь спокойствия и счастья, избегать страданий. Таким образом, цель счастливой жизни – безмятежность духа и здоровье тела, при этом важны не телесные наслаждения, а духовные. Но не все последователи Эпикура следовали этим принципам и порой доводили их до противоположности. Этих людей называли эпикурейцами, и цель жизни они видели в умножении чувственных удовольствий, отрицали существование Бога и общепринятых моральных ценностей. Скептицизм – основатель Пиррон из Элиды (360 – 270 гг. до н.э.). Основной принцип скептицизма содержался в утверждении о невозможности в познании дойти до истины. Отсюда отрицание истинности любого познания. «Ничего не утверждать» - их принцип, но его реализация значила, что «нечто утверждается» все-таки (Гегель в «Истории философии» оценивает эту позицию как завершение субъективизацию всего познания). Доводы, утверждающие, почему нужно удерживаться от суждений, скептики объединили в 10 тезисов – тропов. В основе их лежит суждение, что о реальности не возможно судить, ни опираясь на чувственное восприятие, ни на «познание мысли». Наиболее выдающимся представителем римского этапа скептицизма был Секст Эмпирик. В своих работах: «Основы пирронизма», «Против догматиков», внес долю скептического сомнения по отношению к основным, понятиям знания того периода, причем не только к философии, но и к математике, риторике, астрономии. В сущности, римский скептицизм отражал кризис римского общества и содержал больше прямого отказа, чем методологической критики. Неоплатонизм – последний этап развития античного платонизма. Основателем неоплатонизма обычно считают Плотина (205 – 270гг. н.э.). Возникновение этого философского направления может быть объяснено условиями социальной безысходности сложившимися в то время в Римской империи. Для неоплатонизма характерен в определенной мере отказ от рационализма, свойственный предшествующему философскому мышлению и обращение к иррационализму и мистицизму (т.е. опыту, непосредственного общения с Богом, а не через образы (копии) – эйдосы, идеи, секторные восприятия, понятия и т.п.) Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Все, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия и представляет собой градацию существований. На вершине этой градации - божественный принцип, далее божественная душа, а ниже всего – природа. Поскольку Плотин характеризует материальный, чувственный мир как неподлинное бытие, то принцип добра может быть у него соединен только с единственным подлинно сущим с божественным разумом, или душой. В то время как зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т.е. с чувственным миром. С этих же позиций Плотин подходит к проблеме познания. Для него единственным подлинным познанием является познание подлинного бытия, т.е. божественного принципа, который не может быть постигнут чувственным познанием, а также рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу, по Плотину, является экстаз, который достигается лишь духовным усилием – душевным сосредоточением и подавлением всего телесного. Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения стал Порфирий (около 232 – 304 гг. н.э.). Он издавал и комментировал произведения Плотина, занимался изучением проблем логики. Мистическое учение Плотина продолжают две другие неоплатонические школы. Одна из них сирийская, основателем которой был Ямвлих (кон. 2 – нач. 4 в. н.э.) а другая афинская – ее представляет Прокл (412 - 485). В сирийской школе, кроме традиционного круга проблем развиваются – математика, астрономия, теория музыки и т.п. Афинская школа являет в определенном смысле – завершение и систематизацию неоплатонической философии. Обе неоплатонические школы углубляют и систематически разрабатывают основные идеи мистицизма Плотина. Иррационализм, неприятель телесного, упор на аскетизм и учение об экстазе, присущие этой философии, оказали значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на средневековое теологическое мышление.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 10414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |