Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психотерапия и психокоррекция




Психокоррекция - это психологическое воздействие на пациента, целью которого является выработка навыков оптимальной и эффективной деятельности, способствующей личностному росту, адаптации в обществе и душевному комфорту.

Для того чтобы поводить психокоррекцию, необходимо знать норму и варианты психологического развития человека (возрастные, половые, социальные, культурные и т.д.). Кроме того, следует учитывать динамичность процесса становления личности.

При психокоррекции из человека «лепиться» оптимальный для него или для общества образ. Применяются: советы, беседы, тренинги, релаксационные и суггестивные методики.

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

Принято разделят психотерапию на общую и частную.

Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с беленью.

Частная применяется в клиникезаболеваний, где на первое место выходят психические методы лечения, которые и составляют основное лечение.

Задачи психотерапии:

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;

· устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;

· поощряет свободное выражение чувств, обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему совет в кризисной ситуации;

· обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;

  • поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
  • помогает устранить дезадаптивное поведение и формировать новые, адаптивные стереотипы;
  • содействует осознанию (инсайту) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические регрессы организма для преодоления недугов.

Формы психотерапии:

1.индивидуальная

2.семейная

3.групповая

Психотерапевтические методы и приёмы.

I. Когнитивные и поведенческие методы.

Когнитивные методы основаны на обращении к разуму больного, его логике и личным ценностям: рациональная терапия (психотерапевтическое убеждение путём использования логической аргументации с целью изменения неадекватных установок и оценок больным своего заболевания).

Поведенческие методы психотерапии разработаны на базе бихевиоризма. Методики: систематическая десенсибилизация (строится на погружении человека в реальную или воображаемую ситуацию, вызывающую страх, в результате чего происходит его затухание); парадоксальная интенция (используется при лечении фобий; изменение отклонения к фобии достигается за счёт доведения ситуации до абсурда: «Покажи, как ты начинаешь краснеть и дрожать перед выступлением»); аверсивная психотерапия (используется для избавления от вредных привычек путём вызывания у пациента реакции отвращения).

II.Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям. Методы: прямое словесное внушение (содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения; эффективен при истерических расстройствах). Гипнотерапия (использование гипноза в лечебных целях; гипноз – временное состояние сознания, характеризующая сужением его объема и резкой фокусировкой на содержании и внушения, что связано с изменением функций индивидуального контроля и самосознания).

III.Методы самовнушения. – осмысленное самовоздействие человека на психику и через нее на весь организм. Сеансы можно проводить в любой обстановке и в любое время. Методы: метод прогрессивной мышечной релаксации (посредством произвольного самовнушения снимается напряженность определенной группы мышц, благодаря чему можно избирательно влиять на отрицательные эмоции); метод аутогенной тренировки (включает набор упражнений, последовательно осваиваемых самим пациентом, суть которых состоит в достижении при помощи аутосуггестии мышечной и психической релаксации и способности регулировать ряд вегетативных функций).

IV.Психодинамические методы – созданы на базе классического психоанализа и ведущей считают роль внутриличностных конфликтов. Направлена на выведение неосознаваемых конфликтов и их причин в сознании.

Медицинский работник должен знать структуру и содержание психологической помощи пациентам, в зависимости от периода болезни.

В первые дни болезни:

• успокоить;

• вселить уверенность в благополучном исходе заболева­ния;

• помочь психологически пережить это трудное для больного время.

В период стационарного лечения:

• создать у больного установку на лечение;

• сформировать правильное представление о болезни;

• объяснить значение проводимых лечебных мероприя­тий;

•психологически подготовить к выписке.

После выписки из стационара:

• укрепить уверенность в своих силах, создать установи) на возврат к посильному труду;

• выработать и закрепить новую линию поведения, соответствующую положению больного;

• создать установку на дальнейшую физическую активизацию.

 

4. С емейный подход в медицине.

Как система семья выполняет целый комплекс разнообразных функций, чем обеспечивает свое нормальное существование. Все элементы семьи взаимосвязаны и составляют единое целое. Разлад в этой системе, потеря ее элементов влекут за собой изменения во всех ее остальных частях и нередко приводят к кризису и умиранию семьи.

Семейная психотерапия - относительно новая дисциплина в структуре психологического образования, но связи с интенсивным развитием семейной медицины в нашей стране становится все более актуальной.

Семейная психотерапия — это такой метод лечения, который воздействует на взаимоотношение, приводит к ликвидации конфликтов и семейных кризисов, упорядочиванию ролей и функций всех участников терапии, а через это - к улучшению функций организма каждого члена семьи.

Этот вид психологической помощи базируется на систем­ном подходе, т. е. исследуется не отдельный инди­вид как «таковой», а с учетом его места в семье, рассматри­ваемой как целостный единый организм. Один и тот же субъект выступает в системном исследовании как обладаю­щий одновременно разными характеристиками, параметрами и функциями. Исследуется проблема порождения свойств це­лого (всей семьи) из свойств элементов (членов семьи), и наоборот. Источник преобразования системы лежит в самой системе, так как она является самоорганизующейся. В семейной психотерапии необходимо изменять структуру всей семьи, так как пробле­ма находится во взаимоотношениях членов семьи.

Се­мья как система изучается с трех сторон.

А. Структурно, через диадные подсистемы (муж-жена; брат-сестра) или триадные (бабушка-мать-дочь; отец-сын—дочь и т. д.).

Б. Функционально, т. е. как семья поддерживает взаимо­отношения, обеспечивает защиту и личностный рост своих членов, воспитывает детей.

В. С точки зрения развития семьи, т. е. стадии развития, кризисы.

Каждая новая фаза означает возникновение новых задач перед семьей и необходимость приобретения новых способов поведения ее членов.

В каждой семье существуют правила, которые позволяют поддерживать стабильность и порядок. Если при изменении обстоятельств в эти правила вносятся изменения, то семья про­должает успешно функционировать как система. Многие правила не осознаются членами семьи и выполняются автоматически. Се­мейная психотерапия помогает осознать неписаные правила и при необходимости пересмотреть некоторые из них.

Заболевание одного из членов семьи вызывает нарушение гомеостаза семьи как системы. Первая реакция близких - тревога, беспокойство о здоровье заболевшего. Ему на­чинают сочувствовать, освобождать от некоторых обязанностей по дому, оберегать. Но если болезнь затягивается, то последующая реакция будет зависеть от диагноза и от того, какое положение в семье занимал больной до болезни.

• Доброжелательная. Если больной был уважаемым и любимым членом семьи, то о нем продолжают заботиться организовывают щадящий режим.

• Противоположная реакция — равнодушие, больному не обеспечивают необходимый уход и внимание.

• Терпимая реакция. За больным признается право на бо­лезнь, но эмпатического, душевного отношения к нему не проявляют.

• Изгоняющая, или отрицательная, реакция проявляется в демонстрации ненужности заболевшего члена семьи, ме­шающего остальным. Родственники требуют госпитализации больного, помещения его в хоспис. Если этого не происхо­дит, то отрицательное отношение переносят и на медработ­ников. Приходящей делать инъекции медсестре выражают недовольство, придираются, обвиняют по мелочам.

• Тревожная реакция. К больному проявляют излишнюю и ненужную опеку, скрупулезно выполняют рекомендации врача. Тревога может передаваться пациенту и способство­вать появлению ипохондрических идей.

• Реакция, вызывающая страх и тревогу, что у других членов семьи будет такая же болезнь. Это проявляется в подробных расспросах, выяснении о возможности передачи по наследству или заражения. Легко переходит в отрицатель­ную или изолирующую реакцию.

• Изолирующая реакция распознается по ограничению общения с больным, ему отводят отдельную комнату, запрещают детям видеться с ним.

Главный принцип общения близких людей в кризисной ситуации (а таковой является и серьезное заболевание одно­го из членов семьи) - понимать и принимать весь спектр возникающих чувств. Надо, чтобы больной ощущал, что ему разрешают выражать свои чувства и даже поощряют это. Ведь если он будет лишен этого, то у него возникнет чувство одиночества. Просто выслушать, не давая оценки, а потом разобраться в своих чувствах - все это приведет к взаимопо­ниманию.

Надо чаще обнимать, дотрагиваться до больного, но то­лько тогда, когда в этом есть искренняя потребность. Не сто­ит искусственно угождать больному, жалеть его. Чувства окружающих людей часто отличаются от переживаний больного. Родные могут быть озабочены каждодневными практическими проблемами, а больной человек окутан тревогой, страхами. Любую инициативу и самостоятельность больного надо поддерживать и помогать ему в осуществлении задуманного, при этом не стоит относиться к нему как к беспомощному ребенку или жертве. Поддержка самоуважения и заверение в том, что родные будут с ним рядом, помогут, когда это будет необходимо. Не надо лишать больного возможности самому заботиться о себе.

Необходимо обращать внимание на любое улучшение состояния здоровья. Хорошо, если потребности больного будут не преобладать, а сопрягаться с потребностями близких людей. Лучше заниматься с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 6756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.