Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 9

Занятие 8.

Занятие 7.

Занятие 6.

Занятие 5.

Занятие 4.

Занятие 3.

Занятие 2.

Занятие 1.

Тема 1. Введение в организационное поведение (2/1)

1. Выполнение теста «Самооценка менеджера».

2. Выполнение теста «Самооценка личности».

3. Психогеометрия.

Тема 2. Личностные черты работников в организации (2/ 1)

Тест «Хороший ли вы менеджер?»

Тест «Самооценка деловых и личностных качеств менеджера».

Ситуация «Ваши профессиональные склонности».

Тема 3. Принятие решений руководителем (2 / 1)

Выполнение и анализ теста Майерс - Бриггс.

Изучение дихотомий Юнга.

Тема 4. Мотивация и результативность организации (2 / 1)

Диагностика мотивации достижений.

Выполнение теста на мотивацию.

Анализ таблицы «Качества российского работника».

Тема 5. Активация, утомление и другие состояния работника (2 / сам.)

Тест «Стили поведения в конфликте». Опросник Томаса.

Тест «Уровень притязания личности».

Опросник Фидлера.

Тема 6. Управление расписанием и нагрузкой руководителя (2 / сам.)

Тест «Определение типа организационной культуры».

Практическое занятие «Влияние корпоративной культуры на сотрудников с различными типами мотивации».

Тема 7. Группа: как управлять коллективом (2 / сам.)

Тест «Определение типа организационной культуры».

Практическое занятие «Влияние корпоративной культуры на сотрудников с различными типами мотивации».

Тема 8. Лидерство в организации (2/ сам.)

 

Тест «Типы ролей в команде по Белбину».

Тест Киртона для определения типа инновационного мышления.

Тема 9. Итоговое занятие (2/ сам.)

Обучающая цель: повторить изученный материал, закрепить понятия.

Контрольная работа, тестирование.

ТЕМА I. Введение в организационное поведение (2 часа)

Цели темы:

рассмотреть сущность дисциплины «Организационное поведение» (ОП) и ее взаимосвязь с другими управленческими дисциплинами;

раскрыть особенности понятия «организация» в контексте ОП;

показать значение эффективности деятельности при изучении дисциплины ОП;

описать особенности понятия «поведение» как категории.

"Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать". И.Лафатер

Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций.
В организационном поведении выделяются два аспекта: поведение организации как целостного образования и поведение людей, ее составляющих.
Курс "Организационное поведение" изучает широкий круг социально-психологических проблем управления производством. В отличие от общей психологии, изучающей мотивы поведения личности, механизмы, лежащие в основе психической деятельности человека самого по себе, его памяти, мышления, сознания и др., организационное поведение изучает поведение различных социальных групп и индивидов в этих группах, влияние окружающей социальной обстановки на психику людей, их отношения между собой, а через отношения - и на результаты их деятельности.
Дисциплина "Организационное поведение" находится на стыке поведенческих наук, социологии и психологии управления, социальной психологии, а также менеджмента и экономики.
В содержание курса входят изучение поведенческих аспектов организационной системы в целом и поведения людей в организации; вопросы результативности организации; развитие культуры организации и культуры поведения отдельной личности в организации. Если психология сама по себе ориентирована на анализ поведения человека в общем, то организационное поведение адресовано к его особой форме - поведению работающего человека, которое в большинстве случаев осуществляется в рамках некой организации. Необходимость в таком изучении вызвана тем, что объединение людей в группы вносит существенные коррективы в их личностное поведение. Индивидуумы, поставленные в определенные организационные ситуации, обязательно ведут себя иначе, чем если бы они находились вне организации.
Это прежде всего связано с тем, что организационная система сама начинает оказывать на людей сильное воздействие, которое изменяет и переориентирует тенденции их поведения. Группа навязывает им некоторые нормы поведения, корректирует индивидуальную деятельность. Человек должен считаться с существующими в группе нормами поведения, правилами, традициями, обычаями, определенными установками, а также с коллективной мыслью, волей и т.д.
В процессе неофициальных отношений люди руководствуются сознательно или подсознательно различными мотивами (самолюбие, тщеславие, непосредственность, сдержанность и т.д.). Поведение в организации характеризуется разделением общей задачи организации на локальные задачи, которые выступают в качестве целей для конкретных работников или групп работников. Ценностные предпосылки, цели, задачи, на которых человек основывает свои решения, как правило, представляют собой цели организации или ее подразделения, в котором он работает.

В современных условиях знание основ организационного поведения позволяет решать следующие задачи:

- полнее раскрыть потенциал персонала организации и осуществить выбор направлений совершенствования ее деятельности, используя для этих целей современные технологии;
- разработать такие проекты организационных мер, которые соответствовали бы критериям, ставящим в центр человека и его потребности;
- определить стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда;
- преодолеть традиционные и минималистические подходы к информационным технологиям.

В основу организационного поведения положено использование социально-психологических методов управления.

Социально-психологические методы - это методы управления, базирующиеся на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.
Социальное воздействие осуществляется путем:
- целенаправленного формирования персонала организации;
- морального стимулирования работников;
- использования методов управления индивидуальным поведением;
- осуществления коллективной деятельности работников и использования их социальной активности.

Психологическое воздействие базируется на:
- использовании методов психологического побуждения (мотивации);
- учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);
- психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).

Таким образом, "организационное поведение" - это не только теоретическая дисциплина. Ее познание необходимо для реализации практического менеджмента, для выполнения работ по планированию организационных изменений, для проектирования систем оценки труда, разработки программ профессионального обучения. В общем, для всего, что связано с рациональным и эффективным использованием человеческого потенциала в трудовой деятельности.

Психология организационного поведения (ОП) как отдельное направление практических исследований берет начало с отчета, опубликованного Р. Гордоном и Д. Хауэлом в 1959 г. Согласно их выводам такая академическая дисциплина, как психология, не полностью удовлетворяет потребности руководителей, которые испытывают затруднение при использовании теоретических положений на практике. Требовался новый подход, основанный на обобщении опыта исследований, оценки, прогнозирования, консультирования, конструирования в области поведения отдельных людей и групп в организациях.

ОП представляет собой мультидисциплину, поскольку использует принципы, методы, заимствованные из других дисциплин: теории организации, общей, экспериментальной, индустриальной, социальной психологии, социологии, политологии, менеджмента, управления персоналом.

В свою очередь, ОП представляет собой основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

Сущность ОП состоит в систематизированном научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.

ОП состоит в изучении и формировании поведения индивидов, групп для достижения организацией поставленных целей и повышения эффективности ее деятельности. ОП имеет четкую ориентацию на личность внутри группы, организации, на отношения между индивидами, на восприимчивость индивидов к новому, на способности персонала к обучению.

Предметом ОП выступает взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

Регулирование ОП носит встречный характер: от задач, необходимых организации, к конкретным личностям, от возможностей и интересов личности к задачам организации.

Поведение индивидов в значительной мере определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность. В этой связи при изучении дисциплины целесообразно уделить внимание понятию «организация», видам и особенностям организаций, влияющим на поведение ее работников. Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что поведение рассматривается как функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации.

Задача менеджеров – сделать эффективной деятельность отдельных индивидов, групп для достижения общей цели организации. В контексте ОП эффективность определяется не только экономическими показателями, но и показателями качества, удовлетворенности, гибкости, конкурентоспособности и развития. При рассмотрении эффективности необходимо исходить из того факта, что основная задача менеджмента организации состоит в том, чтобы дать возможность этой организации существовать на рынке продолжительный период времени. Отдельно следует рассмотреть кратко-, средне- и долгосрочные критерии эффективности, а также показатели, характеризующие каждый критерий. Взаимосвязь критериев эффективности во времени представляет собой временную модель эффективности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблемы эвтаназии | Факторы социально-культурной среды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.