Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество И. Мартоса

Завершает развитие отечественной скульптуры 18го века. Мастер переходного периода. Первые навыки получил под руководством Л. Роллана и Н. Жилле в Академии художеств. Один из величайших мастеров мемориальной пластики.

Памятник С.С. Волконской (1782). Стелла с фигурой плакальщицы. Отчетливей проявляются черты классицистической строгости.

Памятник М.П. Собакиной (1782). Традиционная пирамидальная композиция. Изображение умершей в несколько абстрактно трактованном медальоне, благодаря этому тактично отделено от окружающего.

Надгробие Лазарева(1802). Стиль становится более повествовательным. Классицистический метод распределения ролей. Родители скорбят о погибшем сыне-воине. Композиция развернута вдоль стенной поверхности и зрительно отделена от этого фона, но фигуры трактованы как круглая скульптура.

Эта тенденция характерна и для надгробия Куракиной (1792). Предназначено для установки на открытом воздухе, особенно выразительно при солнечном освещении. Незначительная глубина, памятник имеет фронтальную ориентацию но представляет собой трехмерную скульптуру.

К 19му веку в его почерке многое меняется. Мрамор сменяется бронзой, лирическое начало- героическим, чувствительное – строгим.

Памятник Гагариной (1803) – своеобразный итог превращения надгробия в самоценный монумент.Изысканность пропорций, идеальная законченность, утонченность и строгость фигуры сообщают образу черты безупречного совершенства и горделивого превосходства над окружающим Направленный вниз жест руки – назидательное напоминание о бренности земного существования, о печальной неизбежности кончины.

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому 1814-1818. Патриотическая тема. Тесный союз с архитектурой. Рука Минина простерта к Кремлю – величайшей народной святыне. Его одежда – русская рубаха, а не античная тога, на князе Пожарском древнерусские доспехи. Фронтальная ориентация, подобно надгробиям Мартоса. Сложный и многообразный характер монумента. Памятник раскрывается по разному с разных точек обзора. Группа воплощает идею нравственного возмужания, воспринимается как символ героических усилий нации.

Вместе с Ф. Щедриным Мартос работает над скульптурами для Казанского собора Им исполнен рельеф «Источение воды Моисеем». Четкое членение фигур на гладком фоне стены, строго классицистический ритм и гармония характерны для этой работы.

 

5 7. «Медный Всадник» Э.-М. Фальконе (стиль и форма)

Этьен-Морис Фальконе. Работал над статуей 12 лет.

Отказался от канонизированного образа императора-победителя, римского цезаря в окружении аллегорических фигур Добродетели и Славы. Стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Восстал против аллегорий.

При совершенной естественности поза, жест всадника, и движение коня глубоко символичны, как и взмывшая волной скала и отвлеченное одеяние Петра. Единственный аллегорический элемент – змея, попираемая копытами коня, имеет не только смысловое но и композициооное значение, олицетворяет преодоленное зло. Благодаря выразительности композиции логика движения всадника – напряженность его пути и победный финал – становится очевидной. Гармонию образного строя не нарушает сложное противопоставление безудержного взлета и мгновенной остановки, свободы и волевого начала, которое прослеживается и в постаменте, построенном на плавном подъеме к вершине и резком обрыве вниз.

Художественный образ слагается из совокупности разных ракурсов, аспектов, точек обзора фигуры. Предстает во всей мощи прежде, чем можно заглянуть ему в лицо, воздействует сразу же своим силуэтом, жестом, мощью пластических масс. Отсюда и свободная импровизация в одежде, отсутствие седла и стремян что позволяет единым силуэтом воспринимать всадника и коня.

В работе над головой Петра Фальконе помогала Мари-Анн Колло. Во вдохновенном повороте головы Петра, в страстных, плотно сжатых губах, в глубокой складке, прорезавшей лоб читаются величавая сдержанность и ощущаемая за ней импульсивность, разум и несокрушимая воля. Установку памятника завершал Гордеев, когда Фальконе уже не было в России.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творчество Ф.Шубина | Русская пейзажная живопись конца XVIII века. (Ф. Алексеев, Семен Щедрин)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.