Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Облигации предприятий

Облигации предприятия рассматриваются как классический инструмент привлечения субъектами хозяйствования заемного капитала на долгосрочный период. Выпуск облигаций, как правило, рассчитан не на каких-то конкретных капиталодателей, а на рынок капиталов в целом.

Облигация - это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой дохода, порядок определения которого предполагается условиями выпуска.

Облигации могут выпускаться предприятиями всех предусмотренных законом форм собственности, объединениями предприятий, акционерными и другими обществами и не дают их владельцам права на участие в управлении. Как правило, облигации эмитируются крупными АО или ООО, которые имеют достаточный уровень кредитоспособности и репутацию для успешного размещения ценных бумаг на рынке. Облигации могут выпускаться именными и на предъявителя. Учитывая то, что срок, на который размещаются облигации, чаще всего от 5 до 15 лет, для упрощения процедуры передачи права собственности большинство предприятий выпускают облигации на предъявителя.

К облигациям, предложенным для открытой продажи с последующим свободным обращением (кроме беспроцентных облигаций), должны прибавляться купонные письма на выплату процентов. Купонное письмо должно содержать такие основные данные: порядковый номер купона; номер облигации, по которой выплачиваются проценты; наименование эмитента и год выплаты процентов.

Облигации всех видов оплачиваются в гривнах, а в случаях, предусмотренных условиями их выпуска, - в иностранной валюте. Независимо от вида валюты, которой проведена оплата облигаций, ее стоимость выражается в гривнах. Средства от размещения облигаций предприятий направляются на цели, определенные при их выпуске (как правило, это реализация долгосрочных инвестиционных проектов).

К основным преимуществам финансирования на основе эмиссии облигаций можно отнести следующие:

- диверсификация капиталодателей, в частности кредиторов;

- привлечение средств осуществляется на долгосрочный период;

- налоговые преимущества, поскольку проценты по облигациями относятся на уменьшение налогооблагаемого дохода эмитента;

- по сравнению с акциями облигации являются менее рискованным объектом вложения средств для инвесторов.

Среди недостатков этого инструмента финансирования можно выделить такие:

- сравнительно высокий уровень накладных затрат, связанных с выпуском облигаций;

- риск уплаты завышенных процентов, предусмотренных условиями выпуска облигаций, в случае уменьшения ставок на рынке капиталов;

- из-за значительного количества держателей облигаций и обширную географию их нахождения могут возникнуть трудности ведения переговоров с капиталодателями в случае необходимости пролонгации сроков погашения.

В случае невыполнения или несвоевременного выполнения эмитентом обязательства относительно выплаты доходов по процентным облигациям или погашения указанной в облигации суммы в определенный срок, взыскание соответствующих сумм ведется принудительно судом или хозяйственным судом.

Облигация – это долговое обязательство заемщика перед кредитором, по которому предполагаются:

а) периодические платежи (процентные облигации);

б) начальная продажа по сниженной цене и выплата номинала при наступлении срока ее погашения (облигации с нулевым купоном);

в) комбинированные облигации (продаются с дисконтом или премией с начислением процентов).

Акционерные общества выпускают облигации на сумму не больше 25 % от размера уставного капитала и лишь после полной оплаты всех выпущенных акций.

Условия выпуска и размещение облигаций предприятий определяются законодательными и нормативными актами, а также уставом эмитента. Размещение облигаций на рынке может осуществляться или непосредственно эмитентом, или с помощью финансового посредника.

Затраты, связанные с привлечением средств на основе эмиссии облигаций состоят из одноразовых накладных затрат и текущих выплат доходов по облигациям. Одноразовые накладные затраты представляют в среднем 4-7 % стоимости эмиссии

Учитывая достаточно высокий уровень накладных затрат, связанных с эмиссией облигаций, считается что она целесообразна лишь при значительном объеме привлечения средств. В западноевропейских странах рекомендуется прибегать к этому инструменту привлечения средств, начиная из объема эмиссии в 3 млн евро.

Порядок обслуживания и погашения облигаций всех видов определяется при их выпуске.

Погашение облигации - это выплата номинальной стоимости облигации и дохода по ней в сроки, предусмотренные условиями эмиссии облигаций. Погашение может осуществляться путем фиксированных выплат или на основе применения метода аннуитетов. В последнем случае платежи по погашению облигаций осуществляются через определенные интервалы времени в одинаковом размере.

Важной задачей в работе финансового менеджера является определение порядка погашения облигаций и установление процентов по ним. По процентным облигациям ставка процента отображается в купоне к облигации.

Учитывая то, что проценты по облигациям являются фиксированными, в случае существенного изменения процентных ставок на рынке приведение в соответствие доходности по облигациями и рыночной доходности может осуществляться на основе конверсии старых облигаций в облигации нового выпуска. Эмитент в таком случае погашает облигации предыдущих выпусков и эмитирует новые, с другими условиями доходности, которые отвечают ситуации на рынке. В данном случае держатели облигаций самостоятельно принимают решение относительно приобретения облигаций новой эмиссии.

Наряду с номинальной процентной ставкой большое значение имеет эффективная ставка процента по облигациям, которая, кроме процентной ставки, зафиксированной в купонному листе, учитывает положительную или отрицательную разность между курсом эмиссии и ценой выкупа облигации. Отклонение между указанными ставками можно наблюдать тогда, когда курс эмиссии и/или курс погашения процентных облигаций не равняется 100 %. Отклонение будет тем больше, чем большей окажется разность между этими курсами и чем короче период обращения ценных бумаг.

Для эмитента эффективная ставка процента характеризует общий уровень затрат, связанных с привлечением средств. Эти затраты включают, кроме номинальной процентной ставки и дисконта, также одноразовые накладные затраты.

После погашения облигаций эмитент обязанный не позднее чем через 7 дней предоставить в регистрационный орган отчет о погашении облигаций, в котором обязательно должны быть указаны:

- дата начала и окончания погашения облигаций;

- количество погашенных облигаций (с указанием номеров и серий);

- сумма, на которую погашенные облигации;

- проценты и сумма дохода, выплаченных по облигациям (для процентных облигаций).

Начиная с 1981 г. на международных рынках капиталов широкое распространение приобрели облигации с нулевым купоном. К основным характеристикам этих облигаций следует отнести:

- отсутствие текущих процентных платежей;

- облигации размещаются с дисконтом;

- погашения осуществляется по номинальной стоимости.

Номинальная стоимость, которая подлежит погашению, остается фиксированной на протяжении всего срока заимствования. Именно поэтому, выпуская облигации, финансовые службы должны правильно рассчитать номинальную стоимость для того, чтобы она учитывала текущую и прогнозную конъюнктуру финансового рынка и, с одной стороны, минимизировала стоимость привлечения капитала, а с другой - стимулировала инвесторов вкладывать средства в облигации.

Вкладывая средства в эти облигации, инвестор получает доходы не в виде процентов, а в результате прироста его капитала. Недостатком этого вида облигаций для эмитента является то, что он берет на себя риск изменения процентных ставок.

Облигации с нулевым купоном могут покупаться и продаваться на вторичном рынке во время всего периода их обращения. При этом если процентные ставки на рынке капиталов возрастают, то рыночный курс указанных облигаций падает.

Оценивая эффективность данной операции, инвестор должен сравнить доход в виде курсовых разностей, который он получил, и возможные доходы в виде процентов от альтернативного вложения капитала на рынке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Финансовые кредиты | Коммерческие кредиты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.