Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: драматургия писателей-гуманистов




Тема: ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР

 

Определяющим моментом в социальной и культурной жизни Италии было её раннее экономическое развитие. Разложение крепостнических отношений и развитие капитализма началось прежде всего именно в Италии. В силу своего географического положения Италия раньше, чем другие страны Западной Европы, вступила в тесные связи с Востоком, и это чрезвычайно обогатило итальянские города. Становясь, торговыми и промышленными центрами Генуя, Венеция, Флоренция выходили на арену международных экономических связей как независимые города-государства. Наряду с торговлей и промышленностью в Италии XIV – XV веках развивается и банковский капитал. Банкиры, особенно флорентийские, не только держали в своих руках кредитно-денежные операции Италии, но и распространили своё влияние на многие казначейства европейских стран. Раннее развитие капитализма в Италии не только принесло победу буржуазии над дворянством - оно сопровождалось неминуемым обострением классовых противоречий между крупной буржуазией и массой ремесленников и городских рабочих. Трудящиеся массы, не выдерживая жестокой эксплуатации со стороны буржуазии, поднимались на борьбу со своими хозяевами.

Колоссальное накопление капиталов приводило к аристократизации крупной буржуазии, что в свою очередь повлияло на общее направление итальянской культуры: она всё отчётливей стала приобретать аристократический характер и, сохраняя антифеодальную направленность, развивалась по преимуществу в придворных и учёных кругах, без ориентации на широкие слои населения. Эта отдалённость от масс сказалась на гуманистическом театральном искусстве Италии. Пьесы итальянских гуманистов – комедии, трагедии и пасторали – ставились не для широкой публики, а для избранной, аристократической и учёной, аудитории. Осуществляемые силами любителей, эти спектакли не имели систематического характера.

Живой народный театр Италии, связанный с народным фарсом и городскими карнавальными зрелищами, пошёл самостоятельной дорогой и, будучи независимым от литературной драмы, оформился к середине XVI века как театр импровизационной комедии – комедии дель арте.

 

 

Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, ставший исходным для всего последующего развития европейской драмы – в формах комедии, трагедии и пасторали. Два первых жанра имели для себя прямые образцы в античном театре. Пастораль была связана с буколической поэзией древних. Буколистическая поэзия, истоки которой - в песнях пастухов (греческое слово bukolikos – «пастушеский»), давала идиллическое изображение мирной деревенской жизни и любви. Наиболее яркими представителями в Древней Греции Феокрит, а в Древнем Риме Вергилий.

Знакомство с образцами античной драмы поначалу имело в Италии чисто научный, филологический характер. сочинения Плавта и Теренция, Софокла и Еврврипида штудировались наряду с сочинениями Аристотеля, Платона, Лукреция и Тацита, Театральная природа этих произведений не интересовала учёных-гуманистов XIV – XV веков.

Редкие представления, которые в эти века давались на городских площадях, носили ещё религиозный, мистериальный характер и третировались учёными мужьями как порождение невежественного средневековья. Выводить на народные подмостки творения древних классиков было, по мнению гуманистов, даже оскорбительным: ведь трагедии и комедии античных поэтов могли услаждать лишь изысканные умы и только в чтении оригинала.

У итальянских гуманистов было в обычае проводить по примеру древних философские беседы на открытом воздухе. Где-нибудь под сенью лавровых деревьев или на зелёном лугу. Они рассуждали о бессмертии души или читали звучные строки из Горация и Вергилия. Так особую изобретательность проявил в устройстве таких бесед профессор римского университета Помпонио Лето (1427-1497г.), который предложил читать их в лицах. Весть о нововведении римского учёного вскоре разнеслось по всей Италии. Среди прочих зрелищ при дворах вошло в моду показывать и комедии Плавта. Мода была столь сильна, что Плавта на латинском языке сыграли и в Ватикане. Однако латынь понимали далеко не все, поэтому в конце 1470-х г. Феррарсктй гуманист Батиста Гуарини стал переводить произведения Плавта и Теренция на итальянский язык. Начался второй период в освоении наследия римского театра.

Но в предворном спектакле сюжет Плавта оставался лишь поводом для эффектного зрелеща, в котором мифологические интермедии привлекали внимание зрителей куда больше, чем само драматическое действие. В постановке этой пьесы принимало участие около 200 человек. На сцене было выстроено 5 домов, а в апофеозе спектакля даже «выплывал» корабль, на котором герои отправлялись в родные края. Особой пышностью отличалось празднество, устроенное в 1504 г. по случаю бракосочетания наследного принца Феррары Альфонсо Д’ Эсте с Лукрецией Борджа. Дали пять римских комедий с разнообразнвми интермедиями. Перед началом спектакля по сцене продефелировали 110 участников представления в великолепных костюмах.

Подобные уроки древности чрезвычайно полезны: они высвобождали театральное искусство из плена религиозных сюжетов и наглядно демонстрировали схемы логического построения действия. Но всё же новое время могло ощутить жизненную основу римской комедии и начать освоение её опыта только после того, как писатели-гуманисты обратились к современной действительности и сами захотели проделать тот путь, каким некогда шли Плавт и Теренций. В условиях итальянского театра этот род драматургии носил наименование учёная комедия, ибо её создателями были учёные-гуманисты и расчитана она была на образованную публику.

 

3.4. Тема: «УЧЁНАЯ КОМЕДИЯ»

Начался XVI век. Италия вступила в эпоху кризиса. Два крупнейших мировых события – захват турками Константинополя (1453) и открытие Колумбом Америки (1492),- хотя и не сразу, но дали себя знать: экономическое процветание Италии пошло на убыль. Ею было утеряно монопольное положение посредника между Западом и Востоком. Мировая торговля теперь шла в обход Италии, в которой отныне началось движение вспять. И экономически, и политически буржуазия ослабевала, а дворянство усиливалось. Пользуясь внутренней раздробленностью нации, падением мощи и престижа итальянских городов, могущественные соседи Италии – Франции и Испания – захватили богатейшие области страны.

С 40-х г. XVI века папа и испанские Габсбурги возглавили общеевропейскую реакцию. Её цитаделью становилась Италия. В Риме было учреждено верховное инквизиционное судилище (1542), и началось жесточайшее преследование любых проявлений вольномыслия. Тридентский собор, созванный в 1545 г., выработал обширнейшую программу наступления католической реакции по всем странам Западной Европы. Верными «псами господними» выступали незуиты, орден которых был санкционирован папой Павлом III в 1540 г. Периодически издавались «Индексы запрещённых книг». Чтение недозволенной литературы могло привести к смертной казни. Запылали костры, на которых жгли учёных и философов…

Искусство Ренессанса вступило в свою позднюю стадию. Светлый, жизнерадостный идеал, созданный художниками-гуманистами, ещё продолжал существовать, но он вынужден был обороняться, защищаясь от феодально-католической реакции. Иллюзии всеобщей гармонии рассеивались с каждым десятилетием; мир, представлявшийся идеальным, оказался как бы вывернутым наизнанку. Оптимизм, характерный для общественного сознания, был ещё силён, вольнодумство не сдавало позиций, но появилисьтрезвость взгляда, сарказм и ирония. Ярче всего это выразила комедия.

Зажёг светильник нового театра великий итальянский поэт Лудовико Ариосто (1474 – 1533), автор всемирно известной поэмы «Неистовый Роланд». Его «Комедия о сундуке» была показана во время карнавальных увеселений при феррарском дворе в 1508 году.

Первая «учёная комедия» хотя и была написана по римскому образцу, но имела самостоятельный сюжет.

Творчество последователей Ариосто развивалось или в направлении чисто развлекательном, или с уклоном в сторону сатирической комедии нравов – в зависимости от того, какая из названных тенденций его комедий увлекала их.

В условиях усиливающейся реакции преобладающим жанром стала развлекательная комедия интриги. Первым образцом такого рода драматургии была комедия Бернардо Довици (будущего кардинала Биббиены) «Каландрия» (1513 год). Использовав, сюжет плавтовских «Менехмов» (Близнецы), драматург превратил братьев-близнецов в брата и сестру и для большей пикантности поменял им платья, а так как у обоих близнецо было немало любовных приключений, то по ходу действия возникало множество комических и не всегда пристойных ситуаций. Комедия была поставлена при герцогском дворе в Урбино со всей возможной роскошью – в великолепных декорациях, с пышными мифологическими интермедиями.

Итальянская комедия XVI века со временем выработала некий стандарт. Построенные по законам усложнённой интриги, комедии постоянно повторяли одни и те же ситуации с подменёнными детьми, переодетыми в мужской костюм девушками, плутнями слуг и комическими неудачами влюблённых стариков. Развлекая аристократическую аудиторию своего времени, эти легковесные пьесы остались в своём веке, не представляя особого интереса.

На фоне малосодержательных творений выделяется комедия Никколо Макиавелли (1469 – 1527 годы) «Мандрагора» (1514 год) – наиболее яркий образец гуманистической драматургии позднего периода итальянского Возрождения. Эта комедия знаменитого писателя, историка, политика связана с реалистическими и сатирическими тенденциями творчества Ариосто и доводит их до идейной и художественной зрелости.

Жизнь нового века, наблюдаемая требовательным и вдумчивым взором, уже не давала оснований для безоблачного веселья, и поэтому комедия, сохраняя свой мажорный тон, делается под пером писателей-гуманистов серьёзной, комическая стихия окрашивается сарказмом.

Никколо Макиавелли вывел комедию на линию идейной борьбы, сделав её сатирической комедией. Дальнейшее развитие сатирическая комедия получила в творчестве двух выдающихся авторов XVI века Пьетро Аретино (1492 – 1556 годы) и знаменитого философа-материалиста и драматурга Джордано Бруно (1548 – 1600 годы).

В пьесах Аретино выведено множество современных типов, даны яркие зарисовки нравов, и если сюжеты

Этих пьес не обходятся без анекдотических (часто фривольных) ситуаций, то это дань веку вовсе не ослабляла их сатирической силы.

Таким же сильным сатирическим запалом обладала и последняя комедия итальянского Возрождения - «Подсвечник» Джордано Бруно (1582 год); в русском переводе названа «Неаполитанская улица»). Изображая в своей пьесе развратников, педантов и шарлатанов, драматург обличал воцарившиеся в обществе нравы, жажду наживы.

Творчество итальянских комедиографов, авторов «учёной комедии», было оторвано от сценического искусства, так как театральные коллективы, как правило, не ставили пьес «учёной комедии». Сами авторы часто смотрели на свои произведения как на чисто литературные, предназначенные для чтения. Поэтому материал комедий был сценически слабо обработан. Это относится и к сатирическим комедиям Пьетро Аретино и Джордано Бруно. Но общественное значение их пьес от этого не уменьшилось. Сатирическая комедия была острейшим оружием в борьбе против всё усиливающейся реакции.. Реакция, преследуя вольнодумцев, грозила расправиться с Пьетро Аретино, нашедшим убежище в свободной Венеции, и настигла Бруно, который был казнён папскими палачами в Риме в 1600 году.

Значение «учёной комедии» чрезвычайно велико. Восстановившая опыт древнего комического театра, она не только сама по себе представляет значительную художественную ценность – она способствовала развитию комедийного жанра в других странах Европы: в Испании, Англии, Франции. Даже Шекспир (в «Укрощении строптивой» и Мольер (в «Любовной досаде») выступают учениками итальянской «учёной комедии».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.