Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: здание театра и сцена




 

До той поры, пока комедии, трагедии в пасторали ставились любителями и не носили систематического характера, потребности в специальных театральных зданиях в Италии не было. Спектакли обычно показывались в дворцовых садах, актёры выступали на временно сооружённых подмостках, а зрители размещались в амфитеатрах, тоже построенном для данного случая. Но оформление дворцовых спектаклей было чрезвычайно пышным, для этой цели приглашались знаменитые художники: среди декораторов итальянского театра Возрождения блещут имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Мантеньи, Брунеллески.

Привлечение живописцев к оформлению спектаклей, естественно, привело к использованию композиционных принципов новой живописи, и в первую очередь принципа перспективного построения живописного пространства. Симультанное расположение различных мест действия (как в мистериях) сменилось новой системой сценического оформления: на театральных подмостках воссоздалось единое место действия, но это ограниченное сценическое пространство воспринималось зрителями в своём реальном пространственном масштабе. Достигалась такая иллюзия посредством использования законов перспективы.

Изобретение перспективной декорации приписывается знаменитому итальянскому архитектору Браманте и относится к самому началу XVI в. Первенство же в использовании нового принципа оформления обычно отдаётся декораторам Пеллегрино да Удине (Феррара) и Бальдасаре Перуцци (Рим).

Частые театральные представления в Ферраре привели к тому, что именно в этом городе в 1528 г. было построено первое театральное здание.

В Италии, на земле которой сохранились руины римских театральных зданий, планировка новых театров производилась с учётом древнего опыта. Способствовало этому также издание труда римского архитектора Витрувия. Усердно штудируя это труд, итальянский архитектор Себастьяно Серлио выпустил в 1545 г. книгу «Об архитектуре», в которой принципы Витрувия изложены применительно к условиям театральных придворных представителей.

В проекте Серлио были использованы как элементы античного театрального здания, так и принципы современного живописного оформления сцены. Театр Серлио делился на три части: зрительный зал, пространство перед сценой и сама сцена. В связи с тем, что театральные представления были перенесены в закрытое помещение, общая планировка театрального здания получила форму дворцового здания, т.е. прямоугольника. Половина этого зала была отдана под амфитеатр, ряды которого располагались со строгим соблюдением рангового принципа. Средняя часть зала состояла из полукруглой орхестры древнеримского типа и пустующего пространства по всей линии просцениума. Такого рода отдаление амфитеатра от сцены было необходимо для создания у зрителей оптической иллюзии. Для этой же цели пространство самой сцены делилось на две части – просцениум и заднюю сцену. Актёры играли только на просцениуме; задняя же сцена служила местом для декорации.

С обеих сторон сцены размещались архитектурные сооружения в виде перспективно уменьшающихся домов. Они создавали впечатление удаляющейся улицы. Это впечатление усиливал покатый пол задней сцены, резко поднимающийся к заднику. Объёмная часть декораций сливалась с задником, на котором было изображено продолжение улицы, данное в перспективе. Для усиления иллюзии на заднем плане ставились куклы, дающие впечатление отдалённых от линии просцениума людей. Приближение же актёров к декорациям второго и третьего плана было совершенно непозволительно: в этом случаи сценическая иллюзия мгновенно бы исчезла.

Имея в виду три основных жанра современного ему театра, Серлио предлагал создание трёх постоянных типов декораций: для трагедий (дворцовая площадь с храмами и аркадами), для комедий (городская площадь с обычными домами, лавками и трактирами) и для пасторалей (лесные пейзажи с ручейками и зелёными пригорками).

Проект Серлио не был осуществлён практически, но изложенные в нём принципы стали основополагающими для многих итальянских театральных архитекторов. Особенно блистательно был найден синтез амфитеатрального зрительного зала и перспективной сцены архитектором Андреа Палладио в театре «Олимпико» в Виченце. Богато украшенная статуями и колоннами задняя стена просцениума связывала сцену с полукруглым, увенчанным колоннами зрительным залом и через три огромные арки открывала перспективу улиц идеального города. Театр «Олимпико» был предназначен для трагедий. На его открытии шёл «Эдип-царь» Софокла (1585).

Дальнейшее развитие театрального искусства приводит к необходимости использовать глубинную часть сцены и требует смены декораций. Используя принцип античных периактов (трёхгранные вращающие призмы с разрисованными стенками), художник Бернандо Буонталенти в 80-е гг. XVI устанавливает по обе стороны сцены, вращающиеся трёхгранные призмы из деревянных рам, обтянутых холстом, - теларии. На каждой из трёх сторон были написаны с соблюдением правил перспективы части различных декораций. Одновременный поворот телариев и смена задника давали возможность мгновенно изменять декорацию.

Дальнейшее усовершенствование декоративного оформления привело к замене громоздких телариев плоскими кулисами. Декорации писались теперь на холсте, натянутом на раму; плоские кулисы ставились одна за другой в любом количестве, и это давало возможность производить большое число сценических перемен, необходимых при постановке пасторалей, и особенно опер. Эти же жанры потребовали и значительного усложнения сценической техники – применения световых и пиротехнических эффектов, использования трюмов и колосников сцены. В театре показывались полёты богов, волшебные колесницы, провалы в подземное царство, пожары, наводнения и прочие сценические чудеса.

Но менялась не только сцена – изменялось и устройство зрительного зала. С начала XVI ввка театры эксплуатировались предпринимателями и должны были пропускать большое число зрителей. В связи с этим утвердился принцип ярусного зрительного зала, пришедшего на смену унаследованному от античности амфитеатру. Многоэтажное расположение лож и балконов сделало количество мест в театрах большим, но качество их было теперь различным и соответствовало ценам на билеты. Сословно-ранговый принцип расположения зрителей оказался оттеснён новым – коммерческим.

Итальянские театральные архитекторы и декораторы перенесли достижения в области декорационного оформления и устройства зрительного зала во все страны Европы. Во Франции это был Дж. Торрели, в Австрии – Л.Бурначчини, в Испании – К.Лотти, в Германии – ученик итальянских декораторов И.Фуртенбах. Влияние итальянских декораторов испытал и русский театр: кулисные перспективные декорации применялись в 1672 г. в представлениях при дворе царя Алексея Михайловича.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.