Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Содержательные теории мотивации

Содержательные теории анализируют факторы, которые оказывают влияние на мотивацию:

Иерархия потребностей по Маслоу:

1. Физиологические потребности – необходимые для выживания человека (в еде, убежищ, отдыхе и сексуальные)

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем – это защита от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем (покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию)

3. Социальные потребности – потребности в причастности, принадлежности к чему или кому-либо, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки

4. Потребности в уважении – потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании

5. Потребности самовыражения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности

Все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры. Причем первые две категории относятся к первичным потребностям, а остальные три – к вторичным.

Потребность более высокого уровня становится наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, когда удовлетворена потребность более низкого уровня.

Теория потребностей Мак-Клелланда:

1. Потребность власти – выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу эта потребность попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении.

2. Потребность успеха – находится где-то посередине между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении.

3. Потребности причастности – схожа с социальными потребностями в причастности по Маслоу.

Двухфакторная теория Герцберга:

1. Гигиенические факторы, связанные со средой работы: политика фирмы и администрация; условия работы; заработок; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень непосредственного контроля за работой.

2. Мотивационные факторы, связанные с характером и сущностью работы: успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможности творческого и делового роста.

Первые факторы важны, но без вторых полного удовлетворения работой может не быть.

Гигиенические факторы Герцберга сравнимы с потребностями трех низших уровней Маслоу, мотивации – двух высших.

В заключении необходимо отметить, что как строится процесс мотивации, и как можно осуществить мотивирование людей, зависит достижение желаемых результатов.

Процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории считают, что поведение людей определяется не только потребностями, но также его восприятием и ожиданием, связанным с данной ситуацией.

Теория ожиданий. Виктор Врум считает, что мотивация определяется произведением трех факторов:

1) Ожидания в отношении затрат труда – результатов

2) Ожидания в отношении результатов – вознаграждений

3) Валентности или ценности поощрения или вознаграждения

Чем больше значения этих факторов, тем больше мотивация.

Теория справедливости. Согласно этой теории люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение.

Люди стремятся, восстановить баланс и чувство справедливости, либо изменить уровень получаемого вознаграждения.

Основной вывод: пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшать интенсивность труда.

Модель Портера-Лоулера. Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости.

Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением

Достижение требуемого уровня результативности может повлечь вознаграждения, такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие как похвала руководителя, премия, продвижение по службе.

Один из важных выводов этой модели состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бюрократические (механистические) структуры | Формальные и неформальные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.