Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервьюера

Профессиональная этика

Интервьюирование — вид опроса, представляющий собой целевую беседу по определенной (заданной) теме. Интервью, несмотря на то, что в некоторых случаях (например, при проведении свободного интервью) производит впечатление легкой неподготовленной беседы, строится по определенному многокомпонентному сценарию, в который в определенной последовательности включаются тщательно сформулированные, прошедшие отбор и апробацию вопросы. При этом также продумываются все элементы взаимодействия с интервьюируемыми, в частности, прорабатываются этические аспекты общения участников интервью. Этические аспекты неоднократно в процессе разработки программы, сценария и организационных и подготовительных мероприятий оказываются в поле внимания разработчиков и ответственных за проведение интервью.

Уже древние мыслители обращали внимание на значимость нравственности в жизни социальных сообществ. Сократ и Платон, Ф. Бэкон и Т. Гоббс полагали, что нравственность и «истинная научность» напрямую взаимосвязаны. К.-А. Гельвецийсчитал, что развитие морали есть следствие прогресса человеческого разума. Российский ученый К.А. Тимирязев отмечал, что рост научных знаний, развитие нравственности и материальные успехи находятся в прямой зависимости. Еще большее значение моральному облику ученого и — в широком смысле — исследователя придавали выдающиеся мыслители ХХ века Ф. Жолио-Кюри, А. Эйнштейн, Б. Рассел, А. Швейцер, Н. Винер, Д.И. Менделеев.

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений значимость науки и научных подходов в повседневной практической деятельности Наука все основательнее внедряется в бытовое обустройство и становится неотъемлемой частью жизни любого человека. С развитием методов и расширением сфер применения науки меняется отношение к вырабатываемым научным рекомендациям: к ним не только прислушиваются — их специально изучают, ими широко пользуются. Такая тенденция имеет место не только в технических, но и в социальных и гуманитарных науках, в том числе — в сфере управлении персоналом.

Необходимость теоретической разработки этических норм в различных сферах управленческой деятельности и формирования нормативов их применения не вызывает сомнений, так как работа с персоналом предполагает умение воспринимать человека не только как производительную силу, но и видеть в нём личность во всей полноте ее культурных, этических, духовных, эстетических, социальных, психологических и иных сторон. Руководители и менеджеры по персоналу должны отвечать определенным и весьма высоким этическим требованиям, знать правила делового этикета и уметь в любой ситуации соблюдать принятые этические нормы. Они должны всегда помнить, что выполняют такие функции, которые приводят к серьезным и даже кардинальным последствиям в конкретной организации и жизни каждого человека, с которым они профессионально взаимодействуют.

Благоприятные нравственная атмосфера и социально-психологический климат в организации, взаимное доверие сотрудников и руководителей, коллективное стремление к улучшению профессиональных взаимодействий и повышению результативности совместной деятельности и многое другое — это во многом результат грамотной деятельности управленцев.

В ряде случаев необходимость соблюдения этических норм такова, что требует включения нормативных требований профессионального характера в систему юридической ответственности, в том числе — в тексты Положений организации (об оценке и аттестации персонала, ротации контроле за деятельностью персонала и др.), корпоративного этического кодекса, должностных инструкций, служебных контрактов и должностных регламентов. В остальных случаях внимание к соблюдению этических норм проявляется в разрабатываемых в ведомствах и организациях этических правилах, эталонах, инструкциях, устных и письменных рекомендациях, а также посредством проведения различных корпоративных обсуждений, семинаров и тренингов.

Интервьюирование персонала, поскольку оно напрямую связано с использованием научного социологического и психологического инструментария, помимо того, что оно должно отвечать всем существующим в организации этическим требованиям и правилам поведения, должно удовлетворять и ряду требований профессиональной этики социолога и профессиональной этики психолога. Остановимся на этих требованиях подробнее.

Во-первых, следует отметить, что профессиональная этика социолога и психолога как за рубежом, так и в России стала предметом сравнительно недавних исследований и относится к разряду мало разработанных направлений. Во-вторых, нельзя не подчеркнуть, что полная проработка проблем профессиональной этики едва ли возможна: общество развивается динамично, и предусмотреть в этических нормах и правилах все возможные требования или, как часто говорят, «вызовы», социума, невозможно. Новые задачи и требования общества к представителям социальных и гуманитарных наук потребуют новых подходов и новых решений.

Любая профессиональная мораль представляет собой применение, конкретизацию существующих в данном обществе нравственных принципов и норм к специфическим особенностям объектов и предмета профессиональной деятельности. Профессиональная мораль и профессиональная этика возникают параллельно с развитием разделения труда, возникновением классов и сословий, а также с формированием социальных и профессиональных групп, сообществ и организаций. При этом чем значимее результаты профессиональной деятельности, чем масштабнее её возможные последствия, чем интенсивнее межличностные взаимодействия, осуществляемые в её процессе — тем быстрее и тем более жестко нормируются профессиональные отношения.

Нормы профессиональной этики описывают следующие виды социальных отношений: «профессионал — профессионал»; «профессионал — потребитель профессиональных услуг»; «профессионал — представитель иных социальных групп и структур»; «потребитель профессиональных услуг — представитель иных социальных групп и структур»; а также — в несколько меньшей степени — отношения «потребитель–потребитель». Вместе с тем эти нормы отражают желательное отношение профессионала к объекту и процессу своей профессиональной деятельности, а также его отношение к другим людям и обществу в целом.

Основными составляющими профессиональной этики являются кодексы поведения, описывающие и предписывающие определенные формы профессионального поведения, которые признаются нравственными и оптимальными с точки зрения качественного выполнения профессиональных функций; а также некоторые минимально достаточные объяснения и обоснования этих кодексов, часто снабженные социально-философскими и социокультурными интерпретациями, пояснениями и толкованиями, ориентированными на определенное понимание социальной миссии профессии. Кодексы профессиональной этики помимо описания основных профессиональных норм и принципов профессиональной деятельности довольно часто включают описания типичных ситуаций, наиболее часто возникающих в процессе выполнения профессиональных обязанностей.

По мере развития сферы профессиональной деятельности определенным образом упорядочиваются, структурируются все виды социальных взаимодействий, осуществляемые в ее ходе. Поэтому число таких типичных ситуаций стабилизируется, типичные модели поведения становятся очевидными и возможным становится формирование предписаний и правил поведения.

С одной стороны, профессиональная этика направлена на гармонизацию отношений с обществом, с другой — на урегулирование возможных спорных и конфликтных вопросов внутри профессионального сообщества. Помимо этого, по мере развития профессиональных этических норм обнаружилось, что они помимо контролирующих и регламентирующих могут выполнять коммуникативные, мотивирующие, обучающие, трансляционные и развивающие функции, что очень важно для совершенствования профессиональной деятельности.

Современные более строгие и жесткие подходы к соблюдению этических норм в ряде профессиональных сфер деятельности (в медицине, психологии, педагогике, юриспруденции, социологии и др.) связаны прежде всего с тем, что вследствие интенсификации трудовой деятельности и высочайшей степени разделения труда возрастают возможные негативные последствия, возникающие вследствие нарушения профессиональных норм. В том числе, речь идет о возможности юридической и социальной ответственности за их нарушение.

Применительно к деятельности менеджера по персоналу, разрабатывающему и использующему социологический и психологический инструментарий, прежде всего необходимо отметить социальную ответственность, связанную с возможным использованием результатов обследования персонала в реальной практике управления; возможностью влияния на формирование определенного общественного мнения; возможностью использования личностно и профессионально значимой информации о респондентах в корыстных организационных, групповых и личных целях.

Менеджер, применяющий социологический и психологический исследовательский инструментарий несет полную ответственность за научную объективность исследования, за всесторонний и объективный подход к описанию объекта и предмета исследования, за адекватность инструментария измерения, за правильность и полноту выборки, за надежность измерений, полноту (то есть отсутствие пропусков и искажений) и достоверность результатов, объективности и обоснованности интерпретаций, выводов и рекомендаций. Как организатор и ведущий участник профессионального межличностного взаимодействия, он также ответственен за культурный уровень и характер межличностных коммуникаций, отсутствие конфликтов и негативных коммуникативных последствий.

Специалисту, применяющему социологический инструментарий, чрезвычайно важно и полезно ознакомиться с важнейшими положениями профессионального кодекса социолога[50].

Профессиональный кодекс социолога описывает исследовательскую деятельность, правила работы с респондентами, научную деятельность (участие в научных дискуссиях, полемике; подготовку научных публикаций), взаимоотношения с коллегами и заказчиками социологических исследований, ответственность за нарушение профессионального кодекса социолога. Лейтмотивом, основной идеей кодекса является формирование понимания того, что социолог несет полную ответственность за экономические, политические, социальные, нравственные и психологические последствия применения предоставленных им результатов исследования.

Кодекс ориентирует социологов на проявление профессиональной компетентности, научной честности и объективности, принципиальности и корректности на всех этапах социологического исследования и призывает социологов руководствоваться идеалом достижения истины. Личные интересы и иные мотивы не должны препятствовать установлению научной истины.

Социолог должен особое внимание уделять достижению максимальной достоверности и надежности получаемой в ходе исследования информации, а также научной обоснованности и надежности выводов.

В кодексе подчеркивается, что социолог несет личную ответственность за результаты, получаемые им на основе программ исследования и методик других исследователей, а также он ответственен за использование чужих идей и результатов в своих трудах. В документе четко прописано: плагиат и присвоение чужих идей недопустимы и несовместимы с профессией социолога.

Социологу предписывается отстаивание своих научных взглядов, идей, концепций и теорий не взирая на конъюнктуру, общепринято мнение и авторитеты и подчеркивается, что это возможно при условии наличия прочного личного мировоззрения, четкой политической позиции и твердых нравственных убеждений. Вместе с тем, в кодексе говорится о том, что отношение социолога к другим исследователям и авторам идей должно отличаться терпимостью и уважением, а естественные формы развития научного знания (научная критика и полемика) не должны быть связаны с навешиванием идеологических ярлыков или сведением счетов. По отношению к коллегам социологу предписывается быть тактичным, общительным, вести себя достойно и поддерживать в борьбе за истину. Непреложными формами научного общения социолога провозглашаются уважение труда коллег и предшественников, обязательность упоминания доли их вклада в полученные результаты, а также благодарность за помощь в проведении исследования, не дающую право на соавторство.

Интересно, что документ ориентирует профессионального социолога на использование разнообразных научных достижений: он должен широко опираться как на работы социологов-предшественников, так и на результаты исследований специалистов в сопредельных сферах научного знания. Но вместе с тем, социолог не должен выходить за рамки ограничений, связанных с объемом имеющихся ресурсов (финансовых средств, человеческих ресурсов, технических возможностей и проч.), границами применения методов, процедур и техник исследования.

При подготовке научных публикаций социолог должен воздерживаться от поспешных публикаций, недостаточно проверенных выводов и недостаточно обоснованных рекомендаций. При проведении эмпирических исследований и использовании их результатов социолог должен предъявлять информацию, позволяющую профессионально оценить корректность поставленных исследовательских задач и качество полученных результатов. Более того, социолог должен проявлять заботу о том, чтобы прямо или косвенно используемые в СМИ результаты исследований удовлетворяли тем же требованиям.

В отношениях с респондентами (обследуемыми) социологу следует:

— добиваться взаимопонимания и взаимоуважения;

— строго придерживаться правил применения инструментария в соответствии с программой исследования;

— воздерживаться от комментариев, высказывания своей точки зрения и тем более от оказания влияния или давления на респондентов;

— мыть максимально точным и предельно корректным при интерпретации ответов респондентов и работе с документами;

— строго соблюдать гарантии конфиденциальности (за исключением случаев, когда это не предусмотрено программой исследования и респонденты заблаговременно предупреждены об этом);

— не допускать использования инструментария (методов, техник, процедур), ущемляющих достоинство личности и интересы респондентов;

— нести личную ответственность за разглашение непрезентабельной или порочащей достоинство респондентов и организаций информации[51];

В документе подчеркивается, что факт вступления в ассоциацию является одновременно принятием на себя прав, ответственности и обязательств. Социолог может рассчитывать на поддержку и помощь социологической ассоциации, в том числе в случае необходимости защиты профессионального достоинства и чести. Среди обязательств важнейшим является обязательство хранить честь профессионального сообщества, заботиться о позитивном общественном мнении о деятельности социологов. Важно, что продуманы и определенные санкции против нарушителей профессионального кодекса: моральное порицание, критика со стороны коллег, наказание в виде предания состава нарушений и имен нарушителей гласности на общих профессиональных собраниях, съездах и конференциях членов ассоциации и в изданиях социологической ассоциации с последующим исключением из нее.

При проведении социологических исследований часто возникает множество проблем, предполагающих споры и дискуссии. Во-первых, этому способствует восприятие его работы как своего рода «параллельной» и неактуальной: есть основной производственный процесс и есть социолог, который ради достижения определенных (пусть и производственных), но отдаленных целей может повлиять на снижение результативности уже сегодня и завтра. Во-вторых, деятельность социолога на реальных предприятиях не может не быть ориентированной на заказчика (руководителей организации или подразделений). Поэтому социологам и тем, кто использует социологический инструментарий, приходится выдерживать порой весьма сильный прессинг со стороны руководителей и сотрудников обследуемых организаций.

Поэтому особо следует учитывать существующие нормы и традиции, а также позитивный опыт формирования характера взаимоотношений с руководителями и заказчиками[52]. Сформулируем их в виде набора правил.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как проблема интервью | Руководителями обследуемых организаций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.