Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия, описывающие выборочный метод исследования




 

Выборочный метод —совокупность способов, принципов, методик, приемов, процедур и техник отбора элементов, подлежащих изучению
Выборочное обследование (исследование) —способ получения информации, основанный на построении выборки (специально, в соответствии с определенным алгоритмом, сконструированным объектом исследования, отличающимся специально выбранными, значимыми для цели исследования характеристиками)
Типы выборок
Системати-ческая выборка Случайная выборка Квази-случайная выборка
Виды выборок
Сплошная   Квотная Вероятностная Серийная Целевая На основе суждения Повторная Безповторная Кластерная
                     

 

Приступая к сбору информации с помощью созданного инструментария, социолог в большинстве случаев сталкивается с тем, что он не в состоянии исследовать все элементы, составляющие изучаемый объект (например, в случае изучения трудового коллектива предприятия — всех работающих на нем). Поэтому исследователь вынужден использовать тот или иной способ выделения из большой совокупности элементов, подлежащих изучению, некоторой их части, предполагая, что при изучении этой обследуемой совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования в целом. Элементы, составляющие весь объект изучения, формируют генеральную совокупность.

Существуют различные способы формирования обследуемой совокупности. Сплошное исследование требует полного охвата всех элементов изучаемого объекта без исключения (обследуемая совокупность идентична генеральной), что обеспечивает высокую надежность получаемой информации. Исследование основного массива предполагает исследование большей части объекта или его важнейших элементов. Данный способ отбора элементов не строго формализован, поэтому получаемые социологические данные не могут быть признаны достаточно надежными. В монографическом исследовании внимание сосредоточивается на изучении части объекта по ряду критериев. При этом в качестве исследуемой части объекта (которая может состоять всего лишь из одной исследуемой единицы) выбирается та его часть, которая типична для всего объекта. Например, можно изучать потребности и проблемы руководителей среднего звена посредством детального ознакомления с мнениями на этот счет какого-либо типичного представителя данной категории работников организации. Данный метод не дает абсолютно надежной информации, однако в ряде случаев он является единственно доступным методом сбора информации. Выборочный метод относится к формализованным методам, хотя при его применении возможна различная степень формализации. Основное отличие выборочного метода от других способов формирования обследуемой совокупности (кроме сплошного исследования) состоит в том, что этот метод обеспечивает возможность распространения выводов, полученных на основании анализа выборки (выборочной совокупности, построенной по определенным строго заданным правилам), на изучаемую (т.е. генеральную) совокупность.

Выборочный метод широко применяется в социологических исследованиях, применим он и в работе служб персонала. Главное преимущество выборки заключается в том, что ее использование, с одной стороны, позволяет добиться наибольшей степени репрезентативности результатов, а с другой стороны, — позволяет значительно сократить материальные и временные затраты на сбор информации. Репрезентативность — это важная характеристика качества опроса, представляющая собой свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования. Требование репрезентативности выборки означает, что по выделенным параметрам (критериям, признакам) состав обследуемых должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Строго говоря, критерий репрезентативности не применим к другим способам отбора, кроме выборочного: сплошное исследование будет, конечно, полностью репрезентативным, но оно применяется крайне редко — тогда, когда количество единиц наблюдения относительно невелико и есть возможность охватить исследованием каждую из них.

В случае применения выборочного метода отбора единиц анализа для социолога очень важно точно оценить репрезентативность выборки, т.е. вычислить погрешность, с которой можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности. Такая оценка репрезентативности производится на основе анализа и расчета ошибок выборки математико-статистическими методами. Сами ошибки могут быть двух видов — процедурные, т.е. допущенные при регистрации признаков, и случайные, т.е. зависящие от степени изменчивости изучаемого признака.

Важно иметь в виду, что выборочный метод позволяет добиться репрезентативности только при изучении тех объектов, элементы которых обладают качественной однородностью признаков, значимых с точки зрения исследования. Для объектов с качественно неоднородными элементами применяются другие методы отбора единиц анализа и формирования обследуемой совокупности, прежде всего — метод исследования основного массива. Именно наличие в генеральной совокупности качественно однородных признаков позволяет обеспечить репрезентативность выборки математико-статистическими методами. Эти методы основываются на свойстве качественно однородной случайной величины иметь определенную форму распределения ее значений. Такая форма распределения называется нормальным распределением, она описывается математической формулой и имеет кривую в форме симметричного колокола. Нормальное распределение признаков наблюдается в тех случаях, когда на величину признака действует множество случайных независимых факторов, каждый из которых играет в общей сумме примерно одинаковую роль[56].

Вычисление конкретных показателей по собранным статистическим данным в случае выборочного метода представляет собой, по сути, оценку параметров генеральной совокупности по выборочным данным. Вычисление ошибки выборочной оценки основывается на свойствах нормального распределения. Для вычисления ошибки выборки социолог должен быть уверен в однородности полученных данных по измеряемым признакам и, соответственно, иметь представление о характеристиках изучаемых признаков в генеральной совокупности. Получить такое представление можно по данным проводившихся ранее на данном объекте исследований, либо проведя предварительное исследование по разведывательному плану. Когда о распределении значений признаков элементов генеральной совокупности ничего не известно, то следует придерживаться рекомендаций по объему выборки пробных опросов — от 100 до 250 человек или около 10% от генеральной совокупности[57]. Некоторые исследователи полагают, что идеальная выборка составляет от 201 до 400 человек[58]. Так или иначе, речь идет о выявлении информации на основе сотен измерений и поэтому подобные методы исследования требуют большой подготовительной и организационной работы.

Степень репрезентативности выборки зависит главным образом от двух факторов — ее объема и дисперсии признаков в генеральной совокупности. Дисперсия представляет собой разброс значений признаков, т.е. разность их числовых значений (в случае количественных признаков), или разброс абсолютных частот значений признаков (в случае качественных величин). Существуют формулы для расчета объема выборки, который зависит от объема генеральной совокупности и дисперсии в ней. Чем выше дисперсия — тем больше должен быть объем выборки.

Существует ряд способов формирования выборочной совокупности или типов выборки. Приведем некоторые из них. Простая случайная выборка строится с помощью таблиц случайных чисел. Систематический отбор производится через интервал в перечне объектов генеральной совокупности. Серийная выборка в качестве единиц случайного отбора рассматривает определенные гнезда, группы. Многоступенчатая выборка позволяет производитьслучайный отбор в несколько ступеней, при этом на каждой ступени единица отбора меняется. Комбинированный отбор позволяет менять как единицы, так и техники случайного отбора на каждой его ступени. Многофазовая выборка строится на основе сформированной выборки большого объема, при этом на основе сформированной выборки бoльшего объема производится подвыборка меньшего объема без изменения единицы отбора. Стратифицированная выборка это случайная выборка с любой техникой отбора, если процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт). Квотная выборка строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения признаков изучаемых объектов. Стихийная (или случайная) выборка представляет собой отбор по принципу «первого встречного», то есть определенные критерии выбора не заданы.

Следует отметить, что последние две разновидности выборки несмотря на видимость случайности отбора единиц анализа на самом деле строго случайными методами отбора не являются, так как всегда имеются какие-либо основания для выбора той или иной единицы для анализа. Просто в данном случае эти основания по ряду причин не подвергаются анализу. Именно поэтому получаемые при помощи применения таких способов отбора данные не могут считаться репрезентативными (особенно при стихийном отборе). На этом основании некоторые исследователи эти две разновидности отбора не относят к выборочному методу.

 

? Контрольные вопросы, задания и упражнения

 

1. Что такое комбинированный отбор и чем он отличается от других методов построения выборки?

2. Какая информация более истинна: выявленная на основе сплошного исследования или на основе выборочного?

3. В каких случаях в менеджменте необходимы выборочные исследования?

4. Какое преимущество дает применение выборочных методик в процессе интервьюирования?

 

Характеристики (свойства) выборки описывается следующими терминами.

Таблица 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.