Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация древнерусской мысли




X – XI в. - характеризуется сменой языческого типа мировоззрения христианским с внедрением богословских и философских представлений.

XII – XIII в. – раннесредневековая русская философия - сложившееся явление.

XIV – XV в. – кризис философии, вызванный падением Киевской Руси в результате монгольского нашествия и начало постепенного ее подъема.

XVI в. – апогей развития средневековой мысли.

С XVII в. начинается замена древнерусского типа мышления новоевропейским.

Сформировавшееся к X в. древнерусской языческой модели мироздания были свойственны: неотделимость от природных циклов, поклонение стихиям, неразличение материального и духовного аспектов бытия, культ тотемов и почитание предков.

Вместо этого уравновешенного натуралистического пантеизма язычества христианство, возникшее в 10 в. на Руси, вводит напряженное противостояние духа и материи, драматический конфликт добра и зла в лице Бога и дьявола. Идею вечного круговорота сменяют концепция однонаправленного, эсхатологического типа от сотворения мира до грядущего Страшного суда. Человека призывают к моральной ответственности. Все народы вовлекаются в единый поток вселенской истории.

Основные парадигмы христианского мировоззрения в их концентрированном богословско-философском выражении воплощены не только в рукописном и печатных текстах, но и невербальных источниках, в частности, в универсальном русском высоком иконостасе, символизирующем основные идее православной церкви с помощью эстетических средств. Также и средневековый древнерусский храм был не только местом молитвы, но и объемной моделью космоса и социума, изображаемой с помощью особой системы росписи и организации пространства.

Не имея возможности говорить подробнее, отмечу, что в течении древнерусского периода развития отечественной мысли сложились традиции философствования, содержащие особый интерес к нравственно акцентированной тематике, в тесной связи с искусством и литературой, в тяготении к просветительской подвижнической, исповедальной манере изложения, большей любви к сократовско-платоновской нежели к аристотелевской линии. Среди философов, пожалуй, можно назвать первоучителя славянского святого Константина – Кирилла, заложившего с братом Мефодием и учениками основы православного богословия и философии.

В качестве историософа, дающего нравственно акцентированное объяснение хода мировой отечественной истории, выступает летописец Нестор, один из создателей первого общерусского свода «Повесть временных лет» в начале XII в., а также описание «Жития Феодосия Печерского», где он проявил себя как писатель-мыслитель, обращающийся к морально-антропологической и аскетической тематике.

Среди других философов – св. Кирилл Туровский (1130 - 1182), именовавшийся Златоустом – характерна философски назидательная «Притча о человеческой душу и теле»; великий князь Владимир Мономах (1113 – 1125 – занимал киевский престол) – на склоне лет создал «Поучение» представляющее один из древнейших жанров в мировой литературе – наставление отца своему сыну, своеобразное духовное завещание, передача выстраданного жизненного опыта юному поколению. Епископ Серапион Владимирский (ум. 1275), архиепископ Вассиан, митрополит Макарий, св. Григорий Палама (XIV в.), преподобный Нил Сорский, Максим Грек (1470 – 1556), Протопоп Аввакум (1620 – 1682) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.