КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты эпохи Возрождения и Реформации
Лекция 3. Философия эпохи Возрождения и Реформации Отечественная философия. Век просвещения в России (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). Прежде чем говорить о веке просвещения в России, вспомним основные этапы становления отечественной философской мысли. Философия Древней Руси базируется на традициях античности и народной (национальной) культуре. Развитие философской мысли идет в русле религиозных институтов в частности, именно православие является ее основой и фундаментом. Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, пословицах и поговорках в произведениях живописи, скульптуре, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарат древняя русская философия еще не имела. Периоды становления русской философии: 1) IX – XII вв. – времена предыстории философии; 2) XIV – XVII вв. – время ее становления, возникновения теоретического мышления, начало формирования категориального аппарата; 3) XVIII в. – процессы обоснования философии от религии и утверждение ее как теоретической науки; 4) XIX в. и начало XX в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук. Важными элементами ранней философской и общественно политической мысли были: взаимоотношения личности и государственных органов власти, патриотизм, сравнение Ветхого и Нового Заветов как основ функционирования различных государств, нравственные заветы потомкам, вопросы познания как богопознания, но формирование подходов к познанию с позиции рационализма, размышления о душе и теле, о жизни и смерти и душе. Среди мыслителей: Илларион Киевский (XI в.). Эпоха Возрождения для большинства стран Европы – это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с национальной реакцией, глубоких социальных конфликтов. Одновременно это эпоха развития естествознания, эпоха великих географических открытий. В это время человечество расширило свои познания об окружающей среде, о живом мире, о космосе. Были сделаны первые шаги в систематизации растений, возникла научная анатомия, положив начало современной медицине, открыто кровообращение. Значительные открытия сделаны в астрономии, математике, механике. Эпоха Возрождения ознаменовалась выдающимися достижениями во всех областях культуры, в том числе и в философии, в которой на смену средневековой схоластике и патристике пришли новые идеи. Среди философов эпохи Возрождения можно назвать: Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Никколо Макиавелли, Джордано Бруно и др. Философская мысль эпохи Возрождения охватывает два с половиной столетия с 14 до 17 века. В ней можно выделить три периода: 1. Гуманистический или антропоцентрический (серед. 14 в – серед. 15 в.); 2. Неоплатонический (серед. 15 – перв. треть 16 в.); 3. Натурфилософский (втор. пол. 16 – нач. 17 в.). Для первого периода характерно противопоставление человека, его внутреннего мира, духовных ценностей средневековому теоцентризму, когда в основе философских построений было понятие Бога и его сущности. Второй период был связан с формированием гносеологических представлений. Третий период был связан с созданием целостной картины бытия. Философская мысль эпохи Возрождения создает новую картину мира. В своей главной тенденции она пантеистическая, т.е. Бог перестает быть главной творческой силой, как это было в ортодоксальной религии (т.е. изначальной) в схоластическом и догматическом теоретизировании. В философии эпохи Возрождения Бог растворяется в природе, отождествляется с природой. Философия перестает быть служанкой богословия, а становится выражением знания и мудрости. Другой важной особенностью философии этого периода является ее антропоцентризм. Согласно этому подходу, именно человек становится основным объектом философского рассмотрения. Одновременно человек становится центром мироздания. Он уже не тварь при Творце, а цель природы, творящее, одухотворенное начало. В рамках эпохи Возрождения выделяют такое историческое явление как Реформация, наиболее ярко выявившее себя в 15 и 16 в. Как и Ренессанс, Реформация была направлена на преодоление отживших форм общественных отношений, свойственных средневековью, называемых феодальными. Но если Ренессанс выдвигает требо-вания преобразования общества путем расширения светского образования, что в первую очередь касалось верхних слоев общества, то Реформация, оставаясь в рамках средневекового религиозного понимания мира, предлагала новый упрощенный путь к богу через изменение церкви и ее учения и могла, в первую очередь найти отклик в средних и низших слоях общества, в силу их больших привязанностей к религиозным представлениям, обусловленным условиями существования. Суть движения Реформации заключалась в критике и попытке изменить монопольное положение католической папской церкви и ее учения в политической, идеологической системе европейского общества. В 16 в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой протестантской церкви. Кое-где прошла только реформация католической церкви. 17 век уже не знает Реформации. Для первых шагов европейского реформаторского движения большое значение имело учение английского реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса, в которых выражалась социальная и гуманистическая направленность. Важнейшая роль в реформаторском движении принадлежит Мартину Лютеру (1483-1546) – выдающемуся представителю реформации, основателю немецкого протестантизма. Он не был философом и мыслителем, но испытав на себе влияние мистики (И. Таулер) и учения Гуса, вдохновляется на такие серьезные поступки. Лютер выступал против церкви как единственного посредника между богом и человеком, против права церкви давать отпущения грехов, способствовал обличению моральной нечистоплотности римской церкви и выступал против католического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения. Лютер выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индивида в Ренессансе. Но возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писание, в слово Божие, как оно есть в Евангелии, поэтому его учение часто называют евангелическим. В первой половине 16 в. лютеранство распространяется в другие страны (Австрию, частично Польшу, Венгрию и Францию). Особенно сильно движение Реформации охватило Швейцарию. Здесь возникают новые направления Реформации – цвинглианство, в том числе кальвинизм, связанное с именем Жана Кальвина (1500-1594) – французского теолога, который большую часть жизни провел в Швейцарии, где написал главный трактат - «Наставления в христианской вере». Его основные идеи совпадают с идеями Лютера: земная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни нужно терпеть и т.д. Он считал - необходимо умеренное пользование богатством в согласии с Божьей волей. Кальвин, как и Лютер, придерживался учения о предопределении, согласно которому Бог предопределяет людей к вечному спасению, т.к. знает, что они уверуют в течение своей жизни. Центральным явлением, свойственным эпохе Возрождения, стал гуманизм - воззрение, признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие. Гуманизм имел длительную предысторию античности и средневековья, но как широкое общественное явление он стал складываться именно в эпоху Возрождения. Гуманизм зарождался на кафедрах университетов, его представляли дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы, организовывались сообщества единомышленников, озабоченные возрождением античной культуры. Принцип гуманизма знаменовал собой переворот в культуре и мировоззрении человечества. Одним из его проявлений было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию, а также формирование нового нравственного идеала и путей его воплощения в жизнь. Если согласно традиционной христианской этике вершиной нравственного совершенства считалось сопричастность Богу, аскетический образ жизни, подавление каких-то чувственных желаний, то гуманизм утверждает радость земного существования, воспевает красоту человеческого тела, культ наслаждения и пользы. И в этом они созвучали с идеалами античных эпикурейцев. Ярким представителем гуманизма является Франческо Петрарка (1304-1374). Его называют отцом гуманизма. Он утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она снискала в эпоху «отцов церкви». В своем трактате «О собственном незнании и незнании других» подчеркиванием собственного незнания, он выражает идею независимости своего мышления от схоластической университетской учености. Христианство он принимает, но не в схоластической интерпретации. Петрарка склонен к идее активной самореализации человека, его воззрения антропоцентричны. Отличительным признаком Ренессанса был индивидуализм, свойственный и Петрарке. Его интересовали, прежде всего, внутренние этические проблемы человека. В философском диалоге «Моя тайна» он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и способы их преодоления. Творчество Птрарки отличается земным характером, полным пониманием радостей и страстей человека. К выдающимся гуманистам 15 в. принадлежит Лоренцо Вала (1407-1457) - мыслитель, филолог, один из основателей метода сравнительного анализа, который он применял не только к философским работам (например, Тита Ливия), но и к Новому Завету, намереваясь вернуть его тексту первоначальную чистоту и ясность. Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. В этике Вала близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он считает, что в человеке является добродетельным все, что имеет отношение к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое наслаждение не является безнравственным. Этика Валы, как и Петрарки, является индивидуалистической. Многие гуманисты отстаивают идеи умеренного утилитаризма, т.е. учения согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой. Они ищут пути согласования личного интереса с интересами других. Гуманисты считают, что люди должны быть друг для друга источником радости, а это невозможно без того, чтобы основу человеческих отношений составляли любовь и дружба. Таким образом, гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и, соответственно, справедливое устроение общественно-государственной жизни, достижимое на основах демократии, в рамках республиканского строя.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 6414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |