Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрожденческий неоплатонизм




Мы отмечали, что в философии средневековья с середины 15 до первой трети 16 в. выделяется неоплатонический период.

Гуманизм Ренессанса в Италии в значительной степени ориентировался на Платона. Это было продиктовано возникшей необходимостью выступать против схоластического аристотелизма, его интерпретации томизмом. Платон же в антисхоластической философии Ренессанса становится символом прогресса, т.к. его философия представляется синтезом всех философий прошлого, а также теологии – греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины. Платонизм и неоплатоновские традиции в духе Плотина в эту эпоху считается надежным знанием о человеке, о мире, о Боге.

Но некоторые представители платонизма выступали в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот подход был присущ, прежде всего, византийским традициям и был перенесен на Запад.

Расцвет платонизма связан в значительной степени с разработками таких философов как Николай Кузанский, Франческо Мариино и Пико дела Мирандола.

Николай Кузанский (1401-1464) (Кребс – собственное имя) – родился в Германии в местечке Куза. Главные философские труды: «Об ученом незнании», «О скрытом Боге», «О мудрости» и др. оказали огромное влияние на умы современников. В свое время он разорвал со средневековой традицией схоластического богословия, т.к. ему были чужды стремления создать «рационалистическую» систему веры, для подкрепления которой использовался авторитет Аристотеля.

Центральной проблемой философии Кузанского является проблема соотношения Бога и мира. Ему принадлежит разработка концепции «ученого незнания». В таком незнании он стремился отразить невозможность выразить полноту познания в терминах средневековой схоластики.

Николай Кузанский отвергает терминологию Священного Писания, уходит от упрощенных антропоморфных представлений о Боге. Он ставит проблему Бога как философскую проблему. В ней речь идет о соотношении конечного мира вещей с их бесконечной сущностью. Бог трактуется им как бесконечное начало и как скрытая сущность всего. Постижение бесконечного бытия рассматривается в соотношении с бытием конечным по принципу «всё во всём».

По-Кузанкому, Бог и природа – не одно и то же. Материя и все материальные вещи не только не тождественны божественной сущности, но никогда не исчерпывают ее, не могут выразить полностью. Это лишь видимый мир, за которым скрывается мир подлинной сущности.

По-Кузанскому возможность познания человеком мира не ограничивается толкованием Священного Писания, а заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Этими суждениями Н. Кузанский по сути закладывает основы философской гносеологии – теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия.

Другой представитель платонизма эпохи Возрождения Пико дела Мирандола (1463-1495), который преследовался инквизицией за свои философские взгляды. Для него в понимании мира характерен пантеизм. Мир устроен иерархически и состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Бог постоянно присутствует в природе, но является не тождеством природы, а выступает как сущность природы и мира.

По - Пико дела Мирандоле, судьба человека определяется не сверхестественным путем, а является следствием его естественной свободной активности. Он писал о человеке, как особом микрокосме, который нельзя отождествлять ни с одним из трех горизонтальных миров (элементарным, небесным, ангельским), т.к. он проникает вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право свободного выбора, что позволяет ему идти по пути «божественного совершенства». Таким образом, гуманизм Пико антропоцентричен, человека он помещает в центр мира.

На рубеже 15 и 16 веков гуманистическое мышление Ренессанса было свойственно не только итальянцам, но и европейским странам от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от стран Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии. Если итальянский гуманизм имел скорее литературный, метафизический характер, то «северный» тип гуманизма отличался более строгими позициями, связанными с историческими особенностями кризиса феодализма и возникновением нового капиталистического общества.

Главным представителем северного типа гуманизма может быть назван Эразм Роттердамский (1469-1536) – голландский мыслитель, писатель, ученый, философ и богослов. Он много путешествовал, изучал древние рукописи, познакомился с античными источниками (греческими), переводил их на латынь. Наибольшую известность ему принес трактат «Похвала глупости», в котором он обобщил весь свой жизненный опыт, выразил отвращение к средневековью, к фальшивой морали католической иерархии.

Эразм требовал возврата к подлинной, истинной христианской морали. Он считал, что христианство должно избавиться от догматизма, от схоластической псевдонаучности, оно должно стать этикой руководствующейся истинным учением Христа.

В своей критике духовенства и церкви Эразм сближался с Реформацией, но не перешел на сторону лютеранства из-за опасений нежелательных социально- политических последствий. Он искал компромиссы и возможности примирения и верил, что очищение церкви от догматизма, гуманизация общества возможны без разрыва с католической традицией при помощи образования под руководством просвещенного правителя.

Другой великий гуманист Ренессанса – французский мыслитель Мишель де Монтень (1533-1592). Его главный труд «Опыт». Монтень получил прекрасное гуманитарное образование, хорошо знал культуру древности. Как член городского магистрата, он сам воочию убедился в несправедливостях, которым подвергались невинные жертвы религиозного фанатизма, был свидетелем фальши и лицемерия, лживости «доказательств» при судебных процессах. Все это нашло отражение в его литературном творчестве, где в форме эссе, заметок, дневников, он рассуждал о человеке и его достоинстве.

Монтень был решительным противником схоластики, отвергал бессодержательную академичность университетской философии, которая подчинялась авторитетам (Платон, Аристотель и др.) и не подвергалась сомнению. Он делал упор на самостоятельности суждений и считал, что подлинная философия требует непредвзятого взгляда на мир. В основе его философии лежит сомнение или скептицизм, который при опоре на собственный разум, выступал методом достижения истины.

Этическое учение Монтеня – это учение о разумной, добродетельной жизни. Он осуждает безразличие, подлость и подобострастие, которые душат самостоятельное, свободное мышление человека

К богу он относится скептически: бог непознаваем, поэтому он не имеет никакого отношения к людям. Он считает бога неким неличным принципом. По его мнению ни одна религия не имеет преимуществ перед истиной.

С середины 16 в. начинается натурфилософский этап эпохи Возрождения и продолжается до начала 17 века.

К этому периоду человек убеждается в своих возможностях познания мира и его закономерностей, т.е. развивается естествознание, математика, астрономия. Идеи гуманизма, ценности и достоинства человека, идеалы свободы способствуют процессу рождения новой философии природы.

Родиной философии природы была Италия, а наиболее знаменитым представителем – Джордано Бруно (1548-1600). К главным трудам Бруно относятся философские диалоги «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», в которых ставятся проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности.

Бруно создает новую космологию, опираясь на открытия Коперника, и делает из гелиоцентрического понимания мира радикальные философские выводы. Бруно считает, что бесконечность вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного человеческого сознания, которое формируется на основе опыта в отношении конечных вещей, лишь с помощью представлений о том, что меньше и что больше. Здесь необходим философский разум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не имеет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (первого двигателя). Следствием концепции физического единства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая возможность существования жизни и на других планетах.

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во Вселенной (Единое и есть добро). Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к беспредельности, частью которой является он сам. Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. За свои еретические высказывания против некоторых католических догматов (например, о непорочном зачатии и др.) был преследуем инквизицией, схвачен и сожжен на костре.

Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук.

К философии последующего времени, на которую оказал влияние Бруно, относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).

Поворот в эпоху Ренессанса к человеку и его культуре, освобождение от диктата теологии нашли свое проявление в социальных и политических теориях. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок, чем в средние века. Вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

Одним из наиболее интересных авторов эпохи Ренессанса, посвятивших свою деятельность проблемам социально-политических теорий является Николо Макиавелли (1469-1527), с которого начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии. Это объяснялось новой политической ситуацией, сложившейся в Италии и во Флоренции в частности, где он был высокопоставленным должностным лицом.

Исследование исторической и политической практики приводит Макиавелли к пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности. Оказалось, что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Отсюда определенный поворот от гуманизма.

Моменты мысли Макиавелли таковы:

1) необходим политический реализм, связанный с антропологическим пессимизмом («Ведь о людях можно вообще сказать, что они неблагодарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы», - пишет он).

2) необходима новая концепция «добродетели» государя, эффективно управляющего государством («… государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра, и пользоваться этим умением, смотря по надобности»). Т.е. крайнее зло требует крайних мер, поэтому следует избегать половинчатости и компромиссов.

3) «возвращение к началам» как условие восстановления и обновления политической жизни.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец циничности и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства».

Нужно отметить, что всё же его политическим идеалом описанный им принцип не был, который скорее был продиктован необходимостью исторического момента. Ему была близка республика, основанная на свободе и добрых обычаях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.